Рефераты. Экономико-географическая характеристика Казахстана

p align="left">5. Сфера услуг

Услуга - действия определенной потребительской ценности и стоимости. Процесс потребления и производства одновременно. Самую большую долю в сфере услуг занимают финансовые услуги (инвестиции, кредит, лизинг, страхование, денежные переводы). Основными формами услуг для предпринимательства являются: менеджмент, аудит, инжиниринг (инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов), лизинг (аренда), франчайзинг (система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак), «ноу-хау» (обмен в виде знаний, опыта и научно-технической информации) и др. Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что, во-первых, они невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту. Специфической отраслью услуг является международный туризм. Торговля услугами - важная часть мирохозяйственных связей. Рост потребностей в услугах непосредственно связан с научно-техническим прогрессом и повышением экономической эффективности производства. Основной объем производства и экспорта услуг сосредоточен в промышленно развитых странах. Роль сектора услуг динамично растет. На сферу услуг приходится: в США - 73% рабочих мест, в ФРГ - 41, в Италии - 35%. Около 40% мировой торговли услугами осуществляется ТНК. Сфера услуг - это сфера мирового хозяйства, не производящая материальные ценности. Развитие этой самостоятельной сферы было обусловлено рядом причин:существует необходимость в обслуживании жизнедеятельности человека, доходы членов общества существенно возросли, увеличились и расширились потребности и желания общества, уровень развития материальных отношений в мире потребовал выделения сферы услуг как самостоятельного сектора экономики. Сфера услуг представлена основными отраслями:торговля, транспорт и связь, туризм, финансово-кредитные услуги, государственное управление, прочие услуги. Уровень развития сферы услуг свидетельствует об уровне развития страны: в индустриально развитых странах доля сферы услуг составляет 60-75%, в развивающихся странах 25% и меньше. Основными тенденциями в последнее время в сфере услуг стали:выделение самостоятельной подотрасли научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР), усиливается процесс увеличения перелива капитала из отраслей материальной сферы в сферу услуг, в самой сфере происходит увеличение значения финансово-кредитных операций, которые приобретают ведущее значение. Современные тенденции развития сферы услуг в начале XX века круг предоставляемых услуг был ограничен, а в общей структуре преобладали торговля, транспорт, бытовые услуги и крупный массив домашней прислуги. Ныне насчитывается более 160 видов услуг (по классификации ВТО) - от научных исследований до ремонтных услуг, от образования до обслуживания престарелых и инвалидов, и на первый план выдвинулись отрасли, основанные на использовании сложного, интеллектуального труда. Рост взаимодействия и взаимопроникновения вещной продукции и услуг идет нескольким направлениям. В промышленности умножаются трудо-функции, выраженные в форме услуги, неуклонно увеличивается численность инженерно-технического, административного и другого персонала и степень его участия в производстве вещного продукта. мере роста производства товаров и услуг многократно разветвляются усложняются межотраслевые связи этих секторов: в услугах повышаются уровень и качество материального оснащения и обеспечения, |вещном производстве расходы на услуги становятся все более крупой статьей общих производственных издержек. В последние десятилетия XX в. взаимосвязь двух типов хозяйственной деятельности поднимается на новую ступень: в новых технологиях универсального применения услуги и вещный продукт практически неразделимы, сливаются воедино. Наиболее рельефно это взаимопроникновение выражено в отраслях услуг информационно-коммуникационного комплекса, медиабизнесе, издательском деле. Исторически большинство услуг, за исключением транспорта и связи, длительное время развивались как бы в стороне от технического прогресса, опираясь в основном на использование трудовых ресурсов и несложных, иногда даже примитивных технологий, и эта ситуация до последнего времени менялась довольно медленно. Новая волна научно-технического прогресса захватила и эту сферу, и услуги стали широчайшим полем для применения его последних достижений, прежде всего электроники и информационно-коммуникативных технологий ИКТ). Новые Технологии позволяют передавать услуги на любое расстояние и в любое время, накапливать их и хранить в закодированном виде на материальных носителях или в электронной форме. На основе новых технологий становятся реальностью непосредственные контакты на расстоянии потребителей и производителей таких прежде территориально фиксированных услуг, как образование, медицина, культурно-развлекательные, юридические, страховые, консалтинг т. д. Интенсивным технологическим изменениям подвержены не только новые, но и традиционные отрасли - транспорт, торговля; буквально преображаются в прошлом крайне далекие от техники сферы - медицина, финансовые услуги, а также библиотеки, музеи, театры, эстрада, Развлекательные парки и т. д. Для этой сферы особенно важно приме-ение научных подходов и решений в организационно-управленческой области вследствие особо сильного влияния этого фактора на эффективность в высокотрудоемких отраслях, да и технологические нововвеения зачастую не дают здесь должного эффекта без сопутствующей организационно-структурной перестройки бизнеса.

6. Роль Каз в создании экономического баланса стран Центр. Азии

Казахстан создал свою модель развития, которая стала объектом пристального изучения ученых-экономистов стран СНГ и Азии. На сегодняшний день Казахстан фактически является экономическим лидером в регионе. Причем не просто по размеру ВВП, но и по уровню развития коммерческой инфраструктуры и законодательной базы. Сегодня Казахстан является не только лидером среди стран региона по привлечению иностранных инвестиций, но и сам активно размещает капитал на зарубежных рынках, в первую очередь центрально азиатских стран Однако экономика одной страны не может замыкаться в узких национальных рамках, а должна активно участвовать в международном разделении труда. В этой связи Казахстан всегда был и остается активным инициатором и участником интеграционных процессов на евразийском пространстве. Одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных объединений на постсоветском пространстве является Евразийское экономическое сообщество, в состав которого входят 4 государства Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан), а также Россия и Беларусь. ЕврАЗС создано для эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза государствами-участниками ЕврАзЭС, координации их подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. В число основных задач Сообщества входит завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования. В перспективе выгоды от участия в ЕврАзЭС заключаются в том, что деловая активность будет развиваться в рамках экономического пространства благодаря унификации национальных законодательств стран Сообщества. Это позволяет снизить транзакционные издержки на товары и сделает их более конкурентоспособными по сравнению с товарами третьих стран. Странам Центральной Азии необходимо продолжить экономические реформы для создания развитой рыночной экономики. Многим из них необходимо диверсифицировать свою экономику, базирующуюся на использовании природных ресурсов. Как показывает практика, существующий бизнес-климат в странах региона не способствует взаимопроникновению инвестиций и развитию интеграции центральноазиатских государств. Так, различия в темпах реализации рыночных преобразований экономик этих стран, уровне государственного регулирования производственно-хозяйственной и финансовой сферы являются одной из основных причин, сдерживающей развитие торгово-экономических отношений государств центральноазиатского региона. В силу этого ограничивается взаимный доступ промышленного, торгового, финансового и страхового капитала на рынки стран-партнеров, снижается эффективность экономических связей, внедрения более глубоких форм и механизмовинтеграции. Интеграция этих стран в мировую экономику, в частности их участие в многосторонних торговых системах, включая присоединение к ВТО, должна быть ускорена, с тем, чтобы они смогли воспользоваться преимуществами глобализации. Статус стран центральноазиатского региона как стран, не имеющих выхода к морю, и серьезные экологические проблемы также усложняют их усилия по достижению устойчивого и быстрого экономического и социального развития. В настоящее время на развитие стран и секторов мирового хозяйства все большее влияние оказывают процессы глобализации, которые также втягивают в орбиту своего влияния страны региона. И сегодня у нас есть силы превратить Казахстан в «региональный локомотив» экономического развития. При этом Казахстан руководствуется пониманием того, что дальнейшее успешное развитие Казахстана не может проходить обособленно, без сопутствующего подъема соседних государств. Поэтому Казахстан намерен выступить в роли полюса интеграции стран центральноазиатского региона, а также принимать активное участие в формировании динамичного рынка в зоне Каспийского и Черного морей. В экономики своих соседей в последние годы Казахстан вкладывает существенные инвестиции, что естественным образом стимулирует их рост. На сегодняшний день экономические и политические возможности Казахстана делают его -- по факту -- региональным лидером. Но для того, чтобы закрепить этот статус и осуществлять воздействие на страны региона в долгосрочной перспективе, необходимо выработать методы экономического воздействия на них. Далее, если посмотреть на страны региона с точки зрения основных макроэкономических показателей, таких как внешнеторговая деятельность, уровень безработицы, промышленное и сельскохозяйственное производство, то открывается следующая картина. Внешнеторговый оборот Казахстана в 2006 году составил 56000 млн долл. США и по сравнению с 2005 года увеличился на 36, 8%. При этом экспорт увеличился на 38, 2% (35000 млн долл. ), а импорт увеличился на 34, 6% (21000 млн долл. ). При этом основными партнерами Казахстана остаются самые развитые страны мира, такие как Германия, США, Россия, Швейцария, Китай, Италия, Южная Корея. Этого нельзя сказать об остальных странах региона, опирающихся главным образом на Турцию, Иран и ОАЭ. Кроме того, у Таджикистана и Кыргызстана сложилось отрицательное сальдо взаимной торговли с Казахстаном, составившее 132 млн долл. и 130 млн долл. соответственно. Объемы импорта превышают объемы экспорта у всех стран региона, но если у Казахстана эта разница составляет лишь 4%, то у его ближайшего «преследователя» -- Кыргызстана она достигает 10%. Если говорить об официальном уровне безработицы, то здесь на первом месте идет Узбекистан (0, 5%), следом за ним -- Казахстан (0, 9%). У остальных республик уровень безработицы превышает 2%. (При этом, по независимым оценкам, безработица в Узбекистане превышает 20%…) Наибольший рост промышленного производства в прошлом году был зафиксирован в Таджикистане и составил 11%. За ним следуют Казахстан и Узбекистан -- по 7, 5%. В Кыргызстане же рост промышленного производства не превысил и 2%. (Говоря о росте в Таджикистане, надо учитывать, от какой низкой базы он идет…) Как известно, одним из важнейших секторов экономики стран региона является сельское хозяйство. Здесь Казахстан также уверенно занимает первое место. Так, объем валовой продукции сельского хозяйства увеличился по сравнению с прошлым годом на 7, 0%, в то время как в остальных странах региона его рост не превысил и 5% (средний уровень по Узбекистану, Таджикистану и Кыргызстану -- 4, 75%). Таким образом, несмотря на то, что Республика Казахстан и не является безусловным лидером региона по ряду формальных показателей (например, по росту промышленного производства), в целом же ее лидирующее место очевидно. На данный момент Казахстан -- единственная страна в Центральной Азии, которая уверенно и стабильно развивается по всем макроэкономическим показателям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.