Рефераты. Границы и оборонное строительство Китая

p align="left">В принятом в марте 1997 г. Законе «О государственной обороне» определены полномочия госорганов в данной сфере и предусмотрено создание совместных координационных совещаний военных и гражданских органов в центре и на местах, решения которых в пределах их компетенции являются обязательными для исполнения. Тем самым создана законодательная основа для осуществления единой госполитики в области оборонного строительства. Закон юридически закрепляет руководство ВС со стороны КПК, как единой организующей и направляющей силы китайского общества.

Законом внесены изменения в прежнюю «триединую систему» вооруженных сил (НОАК, народная вооруженная полиция, НВП, народное ополчение), направленные на повышение статуса резервных компонентов. Новая структура включает действующие войска НОАК и войска резерва, войска НВП и народное ополчение. Войска НВП выполняют задачи по обеспечению госбезопасности и общественного порядка; народному ополчению отводится роль резерва, подчиненного военным органам. Вместе с тем, Законом прямо предусматривается возможность использования для поддержания общественного порядка не только полицейских формирований, но и НОАК и народного ополчения.

На рубеже веков преобладающей тенденцией в области военного строительства КНР становится совершенствование качественных параметров оборонного потенциала при одновременном сокращении численности НОАК. Руководством страны выдвигается требование укреплять армию за счет науки и техники, усиливать исследования оборонного значения, создавать и совершенствовать механизм оборонной промышленности, соответствующий условиям рыночной экономики, постепенно обновлять вооружение и снаряжение.

Перед ВС ставится задача повышать возможности ведения боевых действий при внезапных изменениях обстановки в условиях использования современной техники, в том числе высоких наукоемких технологий.

Последние два десятилетия отмечены крупными сокращениями численности главного компонента китайских вооруженных сил - НОАК. В дополнение к сокращению на 1 млн.чел. в середине 80-х гг., Китай в 1997 г. заявил о намерении в течение ближайших трех лет осуществить новое сокращение НОАК на 500 тыс.чел. с 3 млн. до 2,5 млн.чел. Этот процесс сопровождается мерами по усилению НВП, численность которой к 2000 г. увеличится с 0,8 млн. до 2 млн.чел.

Ядерная стратегия Китая, взявшего обязательство не применять ядерное оружие первым, отражена в концепции «ограниченного ответного ядерного удара», предполагающей строительство ограниченных по боевому составу ядерных сил сдерживания, способных созданием угрозы нанесения неприемлемого ущерба заставить вероятного противника отказаться от применения ядерного оружия против Китая.

Формирование взглядов на строительство сил общего назначения происходит на основе анализа крупных вооруженных конфликтов, происходивших в текущем десятилетии. Эволюция взглядов в этой области привела к утверждению концепций «быстрого реагирования» и «ограниченной войны» в условиях применения высоких технологий, предполагающих создание сравнительно компактных вооруженных сил, оснащенных современными техникой и вооружением и способных к немедленному выполнению боевых задач в локальных (приграничных) конфликтах.

В 90-х гг. официальные расходы КНР на оборону не превышают 10 млрд.долл. в год и являются одними из самых низких в мире. Их доля в ВВП не превышает 1,5% (1991 г.) и имеет тенденцию к снижению: в 1997 г. - 1,1%. Официальные данные отражают расходы по линии МО и не учитывают ассигнования на нужды обороны в бюджетах других ведомств и учреждений. Закупки Китаем военной техники по своему объему составляют небольшую часть (в среднем около 5%) парка вооружений китайской армии.

Приграничье

Заметно активизировались связи росрегионов с провинциями и городами КНР. В межрегиональных контактах с Россией китайская сторона не допускает каких-либо шагов, которые могли бы вызвать противоречия между Федерацией и ее субъектами. Юридической базой для межрегиональных связей является подписанное 10 нояб. 1997 г. Соглашение между правительствами РФ и КНР о принципах сотрудничества между субъектами России и провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения КНР (вступило в силу 10 дек. 1997 г.).

Объем российско-китайской приграничной и межрегиональной торговли в 1992-98 гг. оценивается в 12-13 млрд.долл. Основа российского экспорта - химудобрения, целлюлоза и лесоматериалы, сырье для химпрома, а также сталепрокат; импорта - текстиль, продукты питания и товары народного потребления.

На фоне снижения объемов российско-китайской торговли наблюдается увеличение товарооборота по приграничным и межрегиональным связям. В 1998 г. он увеличился на 40% и достиг 2,2 млрд.долл. (45% всего российско-китайского товарооборота). Развитию пригранторговли способствуют значительные льготы, предоставляемые в Китае ее участникам (снижение импортного тарифа на 50%. В российско-китайском межрегиональном сотрудничестве участвуют более 60 субъектов и городов с каждой из сторон. Наиболее интенсивно развиваются контакты регионов двух стран, примыкающих к общей границе.

В 1998 г. Китай оставался ведущим партнером в торгово-экономических связях с девятью субъектами РФ в дальневосточном регионе. Вместе с тем объем и качество межрегиональных связей значительно отстают от уровня, достигнутого сторонами в межгосударственных отношениях. Регулярные плановые контакты с китайскими партнерами поддерживают только единичные субъекты и города России, в частности, Москва с Пекином, Санкт-Петербург с Шанхаем. Лишь в одном случае парой партнеров (Приморский край и пров. Цзилинь) создан постоянно действующий орган по координации сотрудничества на уровне замгубернаторов.

В ходе IV регулярной встречи глав правительств подписаны соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между рядом регионов России и Китая. Подготовка таких соглашений осуществляется на основе закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» и проекта типового соглашения, разработанного МИД России совместно с заинтересованными министерствами.

В 1992 г. Госсовет КНР объявил четыре сопредельных с Россией города (Маньчжурия, Хэйхэ, Суйфэньхэ и Хуньчунь) «городами приграничного сотрудничества». С этого времени китайская сторона начала активно ставить вопрос о совместных «зонах свободной торговли» на границе в районе основных пунктов пропуска.

В конце нояб. 1996 г. начали функционировать китайские части торговых комплексов на границе в районе г.Маньчжурия и пос.Хэйшаньтоу, куда по договоренности между администрацией Читинской об. и Народным правительством Автономного района Внутр. Монголия КНР по спецпропускам доставляются российские посетители (списки составляются нашей местной администрацией). Для росграждан предусмотрены упрощенные процедуры пограничного и таможенного контроля, а также некоторые таможенные льготы.

С целью решения вопроса об облегчении индивидуальной коммерческой деятельности жителей приграничных районов России в фев. 1998 г. путем обмена нотами заключено российско-китайское Соглашение об организации упрощенного пропуска российских граждан в китайские части торговых комплексов, действующих по китайскую сторону российско-китайской границы.

В соответствии с решением, принятым на II заседании постоянной рабочей группы по межрегиональному и приграничному сотрудничеству российско-китайской Подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, в янв. 1998 г. был создан Координационный совет из представителей российских и китайских регионов. Второе заседание Совета состоялось в янв. 1999 г. в Харбине. Ряд конструктивных, предварительно проработанных предложений по углублению сотрудничества включен в итоговые документы встречи глав правительств России и Китая в Москве в фев. 1999 г.

Среди проектов на ближайшую перспективу, по которым выражена обоюдная заинтересованность российских и китайских регионов - развитие сотрудничества в области лесопромышленного комплекса (необходимая работа по обеспечению условий взаимодействия в этой сфере развернута на федеральном уровне), строительства инфраструктурных объектов (реконструкция погранпереходов, строительство нового аэровокзального комплекса в Благовещенске, строительство холодильных емкостей в порту Ванино, строительство и реконструкция дорог и т.д.), энергетики (строительство трубопроводных сетей по межгосударственным проектам, Бурейской ГЭС в Амурской обл. и т.д.).

Предполагается постепенно распространить упрощенный режим пропуска граждан РФ через границу в китайские части приграничных торговых комплексов в Благовещенске-Хэйхэ и Пограничном-Суйфэньхэ (по аналогии с уже введенным в Забайкальске -Маньчжурии), а также граждан КНР в российские части комплексов по завершении их обустройства.

Сотрудничество между приграничными регионами России и Китая развивается также и по линии программ ЮНИДО, ПРООН. Одним из наиболее известных является региональный проект ПРООН развития экономического сотрудничества в районе бассейна р.Туманная и Северо-Восточной Азии (Tumen River Area Development Program) с участием России, Китая, КНДР, Республики Корея и Монголии. Главной целью проекта является достижение устойчивого социально-экономического и экологически безопасного развития в субрегионе Северо-Восточной Азии и прежде всего районах нижнего течения р. Туманная. Основными направлениями сотрудничества является развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры (для России - также транзитных перевозок китайских экспортно-импортных грузов через морпорты Южного Приморья; развитие региональных связей на основе привлечения иноинвестиций; развитие экологически безопасной промышленности и туризма).

Сотрудничество в области транспорта строится на основе межправительственных и межведомственных соглашений. Состоялись три заседания Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта: в апр. 1997 г. в Пекине, в окт. 1997 г. - в Санкт-Петербурге и в дек. 1998 г. в Пекине. На III заседании выполнено поручение Российско-Китайской Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств - подписана Программа сотрудничества между РФ и КНР в области транспорта на краткосрочный (до 2001 г.) и долгосрочный (до 2010 г.) периоды --первая в практике двусторонних отношений подобная программа в одной из отраслей сотрудничества с Китаем.

Железнодорожные перевозки составляют 65% всего объема грузопотока между двумя странами и осуществляются в соответствии с соглашениями 1951 г., а также ежегодными планами дорог. На российско-китайской границе действуют два перехода (Забайкальск и Гродеково), завершены работы по открытию рабочего движения поездов на новом переходе Махалино (Приморский край). Предполагается, что данный переход будет ориентирован на транзитные перевозки через территорию России грузов КНР.

В 1998 г. общий объем перевозок увеличился примерно на 10%. Достигнута договоренность об открытии прямых поездов-контейнеровозов по маршруту Москва-Пекин. Продолжается обсуждение проекта создания контейнерного маршрута Пекин-Москва-Хельсинки. Стороны ведут подготовку к возможному увеличению перевозок нефти и нефтепродуктов из России в Китай в соответствии с подписанными соглашениями и контрактами.

Автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с Соглашением о международном автомобильном сообщении от 18 дек. 1992 г. В дек. 1998 г. подписан Порядок выполнения автомобильных пассажирских и грузовых перевозок между РФ и Китаем. Основная часть грузопотока приходится на приграничные регионы двух стран. Прорабатываются вопросы транзитных перевозок китайских грузов через дальневосточные порты России. Между министерствами транспорта РФ и КНР проходят регулярные рабочие встречи. Нарекания китайской стороны вызывают многочисленные сборы на автоперевозки, вводимые на местном уровне. Согласованы маршруты проезда автотранспорта и их развитие на период до 2010 г. в пунктах пропуска на границе. Российская и Китайская стороны силами местных администраций и таможенных служб завершили строительство нового автомобильного перехода и прилегающих автодорог в пункте Забайкальск (Читинская обл.)-Маньчжурия (авт. район Внутр. Монголия КНР). Данный пункт стал крупнейшим не только на границе с КНР, но и на всей восточной границе России и предназначен для международного пассажирского и грузового сообщения. Он обустроен, имеет 12-полосное движение, пропускная способность - до 2 тыс. автомобилей в сутки. Открытие состоялось 1 марта 1998 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.