Цивилизации – существенно более масштабный и сложный объект, чем организации. Поэтому для построения таких карт здесь нужны другие понятия и компоненты. Вместе с тем, карта цивилизации должна сохранять определенную компактность и наглядность, которые нужны для рамочной организации основных направлений исследования и прогнозирования.
Карта цивилизации может включать три основные перспективы: прошлое, настоящее, будущее. В каждой перспективе должны находиться объекты, связанные причинно-следственными связями, направленными из прошлого в настоящее и, далее, в будущее. В перспективе прошлого объектом является генотип (см. схему 1). Как явствует из названия, речь идет о наследственности цивилизации, в которой выделяются семь элементов: (1) духовно-нравственное наследие, (2) государственно-политическая традиция, (3) сложившаяся социально-экономическая структура, (4) научно-технологический опыт прошлого, (5) социо-культурные достижения и явления, (6) демографические тренды, (7) природно-географические условия. Генотип, этот корень в прошлом, очень многое определяет и объясняет в жизни цивилизаций. Он создает своего рода историческую инерцию или предрасположенность к определенным формам цивилизационной жизни, обусловливает сильные и слабые стороны цивилизации, указывает на ее проблемы и характер их решения и т.д. Цивилизации опираются на свой генотип как на исторически привычный способ действия или реакции на те или иные обстоятельства. Генотип питает и до известной степени определяет три группы цивилизационный процессов в перспективе настоящего: модернизационные, текущие и межцивилизационные. Каждая группа в соответствии с принятой структурой генотипа содержит семь типов процессов: духовно-нравственные, государственно-политические, социально-экономические, научно-технологические, социо-культурные, демографические и природно-географические. Естественно, что процесс одного и того же типа выглядит по-разному в каждой из трех групп процессов. Охарактеризуем кратко процессы каждой группы: Процессы модернизации и трансформации: · Процесс духовно-нравственной модернизации и трансформации (генерация ведущей религией нравственных, этических и моральных систем, необходимых для общей модернизации цивилизации, перестройка деятельности ведущих религиозных институтов в соответствии с задачами модернизации). · Процесс государственно-политической модернизации и трансформации (реформирование государственного устройства и системы политической власти). · Процесс социально-экономической модернизации и трансформации (реформирование отношений собственности, способов производства и госрегулирования экономики). · Процесс научно-технологической модернизации и трансформации (реформирование систем НИОКР и передачи технологии, системы фундаментальных исследований, механизмов внедрения технологий и инноваций). · Процесс социо-культурной модернизации и трансформации (радикальные изменения в литературе, искусстве и т.д., отражающие реалии модернизации). · Процесс демографической модернизации и трансформации (изменения в демографической структуре и типах воспроизводства населения, благоприятные для общей модернизации) · Процесс природно-географической модернизации и трансформации (реформирование систем решения проблем экологии и природопользования). Процессы текущего функционирования: · Базовый духовно-нравственный процесс (традиционная деятельность институтов и последователей ведущей религии). · Базовый государственно-политический процесс (текущее функционирование государственных органов и институтов политической власти). · Базовый социально-экономический процесс (текущее функционирование институтов собственности, способов производства, инструментов госрегулирования экономики и социальных отношений). · Базовый научно-технологический процесс (текущее функционирование сложившейся системы фундаментальных исследований, НИОКР и передачи технологии, механизмов внедрения технологий и инноваций). · Базовый социо-культурный процесс (текущая деятельность в сферах культуры). · Базовый демографический процесс (сложившиеся демографические тренды). · Базовый природно-географический процесс (сложившиеся системы экологии и природопользования). Процессы межцивилизационного взаимодействия: · Процесс духовно-нравственного межцивилизационного взаимодействия (связи, отношения и обмен опытом ведущей конфессии или религии с конфессиями и религиями других цивилизаций). · Процесс государственно-политического межцивилизационного взаимодействия (международные отношения с другими цивилизациями). · Процесс социально-экономического межцивилизационного взаимодействия (межцивилизационное движение товаров, услуг, капиталов). · Процесс научно-технологического межцивилизационного взаимодействия (совместные НИОКР, передача технологии и т.д.). · Процесс социо-культурного межцивилизационного взаимодействия (творческие контакты и обмен произведениями искусства с другими цивилизациями). · Процесс демографического межцивилизационного взаимодействия (межцивилизационная миграция населения). · Процесс природно-географического межцивилизационного взаимодействия (совместное с другими цивилизациями природопользование и решение экологических проблем). Генотип по-разному влияет на три группы цивилизационных процессов. Наиболее сильно он воздействует на текущие процессы, которые названы базовыми в силу того, что они образуют становой хребет, основу жизнедеятельности цивилизации в настоящем. Однако базовые процессы сильно привязаны к прошлому, что неизбежно накладывает ограничения на развитие цивилизации. Поэтому цивилизации стремятся запустить еще две группы процессов, которые отражают не траекторию, унаследованную из прошлого, а коррекцию этой траектории с целью приспособления к современной ситуации и успешного развития в ней. Так, группа процессов модернизации и трансформации обеспечивает реформирование внутрицивилизационного пространства с целью придания ему характеристик, не свойственных прошлому опыту цивилизации, но необходимых для дальнейшего развития. А группа процессов межцивилизационного взаимодействия призвана восполнить нехватку внутрицивилизационных ресурсов и выстроить приемлемые отношения с другими цивилизациями. В результате одновременного действия всех трех групп процессов генотип преобразуется в многомерный вектор развития, который определяется уже не одним прошлым, но и в существенной степени настоящим. Структура вектора развития такая же, как и генотипа, но элементы вектора несут иную смысловую нагрузку. Так, духовно-нравственный элемент в векторе развития – это уже не одно только духовно-нравственное наследие, но синтез этого наследия с новыми направлениями духовно-нравственного процесса как на внутрицивилизационном пространстве, так и в системе межцивилизационных связей. Аналогично определяются и остальные элементы вектора развития: Государственно-политический – синтез традиционных и современных форм, задающий определенную траекторию развития государственно-политического устройства из настоящего в будущее. Социально-экономический – синтез традиционных социально-экономических институтов и способов производства с современными, выявляющий предстоящую динамику социально-экономического развития. Научно-технологический – «апгрейд» научно-технологической системы цивилизации, открывающий определенную перспективу ее последующего развития. Социо-культурный – синтез традиционных и современных видов искусства, культурный межцивилизационный обмен создающие движение к будущей системе социо-культурных ценностей цивилизации. Демографический – ожидаемая динамика демографических показателей с учетом действия традиционных и новых типов воспроизводства населения, его миграции и т.д. Природно-географический – ожидаемое развитие событий в сфере экологии и природопользования с учетом как нагрузки на данную сферу со стороны хозяйственной деятельности, так и мер по смягчению и упорядочению такой нагрузки. Вектор развития выступает основным инструментом прогнозирования будущего статуса цивилизации. В качестве конечной и универсальной цели любой цивилизации принимается цель повышения ее статуса, т.е. объективного положения среди других цивилизаций. Статус как интегральный показатель можно свести к степени достижения трех важнейших целей цивилизации: (1) обеспечения безопасности и сохранения собственной идентичности, (2) эффективности или жизнеспособности, (3) роста влияния и укрепления позиций среди цивилизаций. Вектор развития декомпозирует каждую из названных целей в соответствии со своей структурой. Например, безопасность и сохранение идентичности разделяется на семь компонентов: безопасность и сохранение идентичности в духовно-нравственной, государственно-политической, социально-экономической, научно-технологической, социо-культурной, демографической и природно-географической сферах. Точно так же обстоит дело и с эффективностью (жизнеспособностью), под которой понимается способность цивилизации давать приемлемые результаты при приемлемой затрате ресурсов, а также ростом влияния цивилизации. Целевой статус объединяет три главных цели цивилизации: безопасность и сохранение идентичности, эффективность (жизнеспособность) и рост влияния и укрепление позиций среди цивилизаций. Каждая из этих целей декомпозируется на семь подцелей в соответствии со структурой вектора развития. Например, цель «безопасность и сохранение идентичности» разбивается на подцели «сохранение духовно-нравственной идентичности», «государственно-политическую безопасность», «социально-экономическую безопасность», «научно-технологическую безопасность», «сохранение социо-культурной идентичности», «демографическую безопасность», «природно-географическую (ресурсно-экологическую) безопасность». Аналогично декомпозируется и две другие цели.
Для понимания метода исследования и прогнозирования, основанного на применении карт, нужно дать определение отдельным компонентам карты. В целом карта развития цивилизации (или отдельной страны) состоит из: А). Трех перспектив, которые визуализируют аспекты времени – Прошлое, Настоящее, Будущее; B). Объектов, расположенных в названных перспективах. В Прошлом таким объектом является генотип, состоящий из результатов прошлого развития. В Настоящем – цивилизационные процессы и интегрирующий их вектор развития. В будущем – цели развития цивилизации и интегрирующий их статус. C). Причинно-следственных связей, обозначаемых на схеме стрелками. Карта развития дает качественное понимание системы причинно-следственных связей, разворачивающихся из прошлого цивилизации в ее настоящее и, далее, в будущее. На основе анализа этой системы и прогнозируется будущий статус цивилизации. Однако для прогноза необходимо, чтобы цели и результаты были количественно измеримы. Это достигается за счет подбора для целей и результатов соответствующих ключевых показателей развития. ТАБЛИЦА (ДОСТУПНА В АРХИВЕ РАБОТЫ). В таблице 1 приведены некоторые примеры ключевых показателей развития цивилизации. Очевидно, что каждый такой показатель имеет сложную, комплексную природу и потому должен специально разрабатываться. Возьмем любой показатель, например, 2.3.3. «Степень восполнения недостающих социально-экономических ресурсов». Как рассчитать эту степень? Для этого нам придется перечислить, какие именно социально-экономические ресурсы недостаточны в данной цивилизации, а затем каким-то образом определить степень их восполнения. Наличие разработанных ключевых показателей и данных для их расчета позволяет перейти к исследованию прошлого и настоящего цивилизации (т.е. генотипа, процессов и вектора развития) на основе анализа количественно определенных индикаторов и причинно-следственных связей между ними. Такой анализ приведет к пониманию вектора развития, на основе которого и будут прогнозироваться компоненты будущего статуса цивилизации и статус в целом. Понятно, что предварительно должен быть выбран и горизонт прогноза.
Страницы: 1, 2