Рефераты. Карта развития цивилизации: теория и прикладные вопросы

3. Карта развития Китая

К конфуцианской цивилизации, согласно нашей типологии, принадлежат Китай и Сингапур. Проиллюстрируем изложенный выше подход на примере упрощенной карты цивилизационного развития Китая (см. схему 2). В генотипе выделяется конфуцианство, в котором есть религиозное ядро и развитая система социальных практик. Поэтому духовно-нравственная традиция оценивается достаточно высоко – 8 баллов. Государственно-политическая традиция автократична, оценивается в 5 баллов. В социально-экономической структуре сильна традиция госсобственности, оценка 4 балла. В научно-технологическом компоненте отмечается изобретательность китайского национального характера при невысоком историческом опыте создания инновационных систем, оценка 6 баллов. Социо-культурный компонент базируется на древней и устойчивой культуре, поэтому оценка 7 баллов. Демографические тренды с точки зрения воспроизводства населения – 10 баллов, поскольку в Китае происходил исторически быстрый рост населения до большой его абсолютной величины. Наконец, природно-географические (ресурсно-экологические) условия оцениваются в 4 балла. В основном это связано с формировавшимся в прошлом разрывом между ростом населения и наличными земельными, водными и другими ресурсами. Сумма баллов по генотипу – 44 из 70 максимально возможных. Это выше среднего, поэтому генотип конфуцианской цивилизации положительно влияет на современное развитие Китая.
В перспективе настоящего рассмотрим процессы в духовно-нравственной сфере. Процесс модернизации конфуцианства начался в 1920-е годы, была связан с именами таких мыслителей, как Фэнь Юлань, Хэ Линь, Го Можо, Моу Чжунсань, Хоу Вайлу, и преимущественно сводился к попытке ответить на культурно-цивилизационный вызов Запада. Современные наследники этого течения (Ду Вэймин, Чэн Чжунъин, Лю Шусянь) подчеркивают актуальность конфуцианского плюрализма («принцип один, но проявлений много») и гармонии. Это довольно сильный ответ на то, как приверженность единому принципу может осуществляться в многообразном и свободном мире.
Сегодня ключевым принципом в конфуцианской цивилизации является отношение к народу ( минь бэнь), которое исторически требовало от правителя постоянной заботы о материальной стороне жизни подданных, чтобы завоевать «сердце народа» и обеспечить в государстве стабильность и гармонию. Именно это сильное влияние генотипа (его духовно-нравственной части), с одной стороны, вызвало известный призыв Ху Цзиньтао «использовать власть для народа, соединить чувства с народом и помышлять об интересах народа», а с другой – обеспечило этому призыву неофициальное признание в качестве новых трех народных принципов.
Ближайшим проявлением принципа минь бэнь стала концепция гуманного правления (жэнь чжэн), которая в широком смысле объединила направление развития к обществу малого достатка (сяокан) и легитимизацию рыночных отношений и демократии, но не в качестве абсолютных ценностей, а как часть конфуцианского комплекса, определяемого руководством с точки зрения интересов народа. В 2005 г. на первое место в заявлениях китайских лидеров вышли лозунги движения к гармоничному обществу. В обновленную концепцию гармоничности входят политическая стабильность, уменьшение имущественной поляризации в обществе, поддержание экологического баланса, равномерное развитие регионов [подробнее см. 1, с. 397-403].
Модернизация конфуцианства и его активное проникновение в текущую реальность привели к изменениям в текущем духовно-нравственном процессе. Он усложнился и стал многоукладным, сочетая конфуцианство как основную форму цивилизационной духовности Китая, официальную коммунистическую идеологию КПК и независимые концепции, генерируемые отдельными представителями и слоями китайского общества. Однако сама эта многоукладность все больше «укладывается» в круг конфуцианских тысячелетних ценностей, которые и призваны, в конечном счете, задать вектор духовно-нравственного развития Китая.
Это видно и в процессе духовно-нравственного межцивилизационного взаимодействия. Основным в этом процессе было предложено сделать конфуцианское положение об единении без унификации (хэ эр бу тун). В современном контексте это, скорее всего, означает желание Китая укреплять мир, гармонию и сотрудничество с Западом (единение) без перехода на позиции союзника Запада и признания его ценностей (унификации). Однако сам процесс явно мыслится как ориентированный на усиление духовно-нравственного влияния Китая, ибо ему предлагают «настойчиво добиваться, чтобы китайское мировоззрение единения без унификации разделялось и понималось всеми народами мира и, далее, чтобы оно получило на практике коллективное признание всеми странами мира, сформировало соответствующий этому международный механизм и институты» [1, с. 423-424].
В государственно-политической сфере автократическая традиция (как элемент генотипа) постоянно предопределяет смещение акцента на сильную государственную власть и централизацию управления. Однако это не означает, что генотип препятствует проведению необходимых реформ и модернизации. Он просто поддерживает реформы, которые совершаются под патронажем сильной власти и в условиях высокой централизации управления. Это приводит к весьма постепенной, растянутой во времени демократизации политической жизни КНР, которая осуществляется дозированно и поэтапно.
Опора на сильную власть и централизацию особенно заметна в социально-экономической сфере. Так, ответом на реальные проблемы китайской экономики стала концепция «пять направлений единого планирования – новый взгляд на развитие экономики КНР». Идея единого планирования нашла отражение в 11-м пятилетнем плане (2006-2010 гг.). Особенность этого плана заключалась в том, что он разработан на макроуровне и предполагает создание системы планирования, охватывающей все общество сверху донизу и всю территорию КНР. Направляющим является государственный план, разрабатываемый Госсоветом и утверждаемый на ежегодных сессиях ВСНП. На основе этого документа разрабатываются планы в провинциях, округах, уездах, волостях, деревнях, отдельных хозяйствах, городах, отраслях предприятиях, во всех сферах народного хозяйства, науке, образовании и т.п. Принципиальная особенность планирования на макроуровне заключается в том, что директивное планирование не является здесь всеобъемлющим, а ограничивается отраслями, программами, крупными предприятиями, имеющими стратегическое значение, и государственными финансами. Остальные сферы экономики, включая государственную, коллективную, индивидуальную, частную и экономику на иностранном капитале, действуют в условиях индикативного планирования.
Единое планирование мыслится в Китае как инструмент преобразования экстенсивной и затратной модели роста в интенсивную и ресурсосберегающую модель, опирающуюся на знания и инновации. Предполагается, что каждый регион, каждый субъект хозяйствования и экономическая система в целом должны неукоснительно добиваться реализации этой стратегии [2, с. 27-28]. Данная стратегия и ее основной инструмент – единое планирование – представляют важнейший процесс модернизации в социально-экономической сфере. Базовый социально-экономический процесс находится под влиянием модернизационного процесса и постоянно совершенствуется, но пока остается недостаточно эффективными, многоукладными и переходными. Через политику открытости Китай стремится восполнять недостающие ресурсы за счет привлечения иностранного капитала, а также за счет массированного проникновения на экспортные рынки с помощью постоянно заниженного курса юаня. Последнее способствует образованию крупных валютных резервов и их использованию для модернизации экономики.
Принципиальное значение имеет развитие в научно-технологической сфере. Текущий процесс в этой сфере характеризуется определенным отставанием от уровня ведущих стран. Проявляется это в том, что формирование целостной национальной инновационной системы еще не завершено, Китай значительно отстает от развитых стран по числу исследователей в расчете на 1 млн. жителей и уровню финансирования фундаментальных исследований, НИОКР преимущественно ориентированы на опытно-конструкторские разработки. Так, за период 1995-2007 гг. финансирование фундаментальных исследований составляло 5% всех расходов на НИОКР (у стран-лидеров – 10-20%), все расходы на НИОКР в 2009 г. составили 1,59% ВВП (в США - 2,6%).
Однако положение все более меняется в лучшую сторону под усиливающимся воздействием модернизационного научно-технологического процесса. В данном процессе руководство КНР решающую роль отводит государственной политике и механизмам ее реализации. Цель государственной политики – обеспечить проведение необходимых изменений в организации и финансировании НИОКР, которые позволили бы стране выйти на уровень развитых стран. Для этого запущены определенные механизмы.
Например, в июне 1997 г. была создана сформирована государственная программа фундаментальных исследований 973. В рамках программы научный сектор не только получает наибольшие инвестиции от центрального правительства за всю историю Китая для программ, ориентированных на проведение фундаментальных исследований, но также имеет наибольшую величину инвестиций по отдельным проектам. В среднем, каждый самостоятельный проект финансируется в размере 20-30 млн. юаней на 5 лет.
Активно действует и процесс научно-технологического межцивилизационного взаимодействия, который позволяет постепенно преодолевать нехватку ресурсов (высококлассных специалистов и новейшего оборудования). Число направленных Академией наук Китая и принятых у себя по линии международных научно-технических обменов и сотрудничества специалистов составляет более 10 тыс. человек ежегодно. В государственных ключевых лабораториях (с 1984 г. их создано 220) применяются научные приборы самого высокого уровня, которые почти все ввезены из-за границы.
Объединенный (модернизационный, текущий и межцивилизационный) научно-технологический процесс обладает довольно высоким потенциалом. В Китае рассчитывают, что за период 2006-2020 гг. вклад научно-технического прогресса в экономическое развитие будет поднят более чем вдвое от сегодняшнего, до уровня выше 60%. Зависимость от импортных технологий снизится до 30% [см. 3, с. 50-92].
Ситуация в социо-культурной сфере сложнее. Переход Китая к рыночной экономике при сохранении институциональной преемственности в политической системе породил проблему разделения идеологического и коммерческого укладов культуры. На современном этапе китайских преобразований в официальной политической лексике произошло разделение понятий «дело культуры» (вэньхуа шие) и «индустрия культуры» (вэньхуа чанье). Модернизационный процесс здесь сводится к попытке привлечь в отрасль иностранные инвестиции и привнести в нее конкуренцию, сохранив государственный идеологический контроль за производимой культурной продукцией [1, с. 409, 411]. Соответственно, в процессе межцивилизационного взаимодействия акцент ставится, прежде всего, на сохранение социо-культурной идентичности Китая.
Здесь тоже исподволь действует конфуцианское мышление, обнаруживающее себя как основу именно цивилизации, а не политического строя. Это можно увидеть, например, в следующих высказываниях современных китайских авторов: «В строительстве социалистической духовной цивилизации самым сердцевинным направлением является сплочение и воспитание у целой нации, у всего народа общих идеалов и духовной основы горячей любви к социалистическому государству, которое они строят» [1, с. 408]. Если убрать прилагательные «социалистическая, социалистическое», которые в современных условиях довольно абстракты, то мы увидим четкую конфуцианскую цивилизационную установку, которая дополняет концепцию «гуманного правления». А именно, концепция гуманного правления выражает суть должного отношения государства к народу, а концепция «любви к государству, правящего гуманно» выражает суть должного отношения народа к государству.
Коротко отметим, что в демографической сфере Китаю удалось в последние десятилетия практически втрое снизить темпы естественного прироста населения. Так, в 1987 г. темп прироста населения составил 16,61%, а в 2004 г. – уже 5,87%. Благодаря политике государства в области ограничения рождаемости населения Китая уже не растет сверхвысокими темпами.
В природно-географической сфере важны вопросы экологии и ресурсообеспечения. КНР располагает сравнительно полным набором полезных ископаемых, однако их достаточность неодинакова. К настоящему времени в стране обнаружены залежи 171 вида и определены запасы 158 видов полезных ископаемых. Китай является одним из лидеров по запасам редкоземельных элементов, угля, вольфрама, олова, молибдена, сурьмы, титана, гипса, магнезита, барита, флюорита, талька и графита. По таким видам полезных ископаемых, как железная руда, марганец, алюминий, медь, фосфор, преобладают небогатые залежи. Достаточно острую нехватку страна испытывает в алмазах, платине, хромите, калийной соли. КНР является третьей в мире страной по общим запасам полезных ископаемых, которые на середину 2004 г. оценивались в 16,56 трлн. долларов. Однако по их подушевому объему - 15,1 тыс. долларов – Китай занимает только 53-е место [1, с. 210, 161]. Эти цифры приблизительно характеризуют ситуацию во всей сфере ресурсообеспеченности: страна имеет значительные ресурсы в абсолютном выражении, но на душу населения испытывает их явную нехватку, которую приходится восполнять за счет импорта и привлечения иностранного капитала.
Значительную нагрузку на экологию оказывает нынешняя преимущественно ресурсоемкая модель экономического роста Китая. Экологические потери реализации такой модели велики. Министерство охраны окружающей среды КНР определяет ежегодные экономические потери, вызванные деградацией природы для различных районов страны, в пределах от 5 до 13% ВВП. Удельные выбросы загрязняющих веществ, расход энергетических, материальных и водных ресурсов на выпуск единицы ВВП в Китае в 4-6 раз превышают показатели развитых стран. При этом общее количество выбросов загрязняющих веществ превышает способность самоочищения окружающей среды. В стране существует серьезная проблема эрозии почв. Только в результате водной эрозии ежегодно теряется более 3 млрд. т (по другим оценкам, даже 6 млрд. т) почвы. Интенсивно используются водные ресурсы с сильным превышением рациональных норм. Например, по рекам Хуанхэ, Хуайхэ и Дяохэ он составляет 60%, по реке Хайхэ – 90%, в то время как рациональный мировой уровень составляет 30%. Как следствие, по системе EPI (Environmental Performance Index – «Индекс экологических достижений государств мира») Китай в 2008 г. занял 133-е место из 146 стран-участниц.
Положение серьезное, но Китай в последнее десятилетие неуклонно наращивал усилия в области охраны окружающей среды и добился определенных успехов. На XYII съезде КПК (октябрь 2007 г.) была поставлена цель создания экологически чистой и энергосберегающей экономики. В рамках программы сокращения энергопотребления и вредных выбросов введен новый термин «экологическая цивилизация». В 2008 г. государство приняло Закон о содействии экологически чистому производству, Закон о предупреждении загрязнения окружающей среды твердыми отходами, Закон о содействию развития экономики замкнутого цикла и ряд других нормативных актов и документов. На их базе в стране развернулась активная природоохранная деятельность.
Например, началось строительство показательных зон низкоуглеродной экономики и многие другие экологические проекты.
Короче говоря, сутью модернизационного процесса в ресурсно-экологической сфере является переход к новой - инновационной, ресурсосберегающей и чистой – модели экономического роста, стимулируемой и поддерживаемой комплексной и интенсивной природоохранной деятельностью государства и хозяйствующих субъектов. С другой стороны, Китай активно участвует и в межцивилизационной (международной) экологической деятельности, используя ее как источник дополнительных ресурсов и возможностей. Так, КНР принимает участие в десятках международных организациях и программах экологической направленности, присоединилась к более чем 50 международным конвенциям по охране окружающей среды [4, с. 246-292].
Определим на основе вышесказанного оптимальность вектора развития Китая. Разумеется, такая оценка приблизительна и может в дальнейшем уточняться. Оптимальность субвекторов:
Духовно-нравственного – 8 баллов;
Государственно-политического – 6 баллов;
Социально-экономического – 5 баллов;
Научно-технологического – 6 баллов;
Социо-культурного – 4 балла;
Демографического – 10 баллов;
Природно-географического – 5 баллов.
Общая сумма баллов – 44 балла из 70 возможных (как и у генотипа). Или, среднеарифметический балл составляет 6,3. Можно сделать вывод, что в настоящее время Китай полностью использует все возможности генотипа, и это позволяет ему рассчитывать в будущем на повышение своего статуса. Вероятно, в ближайшие два-три десятилетия статус Китая достигнет примерно 7-8 баллов по 10-балльной шкале.
Литература:
1.    Б.Н.Кузык, М.Л.Титаренко. «Китай-Россия 2050: стратегия развития». М.: Институт экономических стратегий, 2006.
2.    И.Н. Наумов. «Экономическая стратегия КНР в XXI веке. Проблемы создания инновационной экономики и перехода от экстенсивной к интенсивной модели развития». В книге: Экономическая стратегия КНР в XXI в. и вопросы сотрудничества с Россией / сост. П.Б.Каменнов; отв. ред. И.Н.Наумов. – М.: ИДВ РАН, 2009.
3.    И.А. Петухов. «Фундаментальная наука – важнейший фактор инновационного развития КНР». В книге: Экономическая стратегия КНР в XXI в. и вопросы сотрудничества с Россией / сост. П.Б.Каменнов; отв. ред. И.Н.Наумов. – М.: ИДВ РАН, 2009.
4.    Е.И.Кранина. «Экологический фактор в социально-экономическом развитии Китая». В книге: Экономическая стратегия КНР в XXI в. и вопросы сотрудничества с Россией / сост. П.Б.Каменнов; отв. ред. И.Н.Наумов. – М.: ИДВ РАН, 2009.
Виталий КАНДАЛИНЦЕВ, 12 февраля 2011 г.

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ РАБОТЫ СО ВСЕМИ СХЕМАМИ И ТАБЛИЦАМИ - МОЖНО БЕСПЛАТНО СКАЧАТЬ С ЭТОЙ СТРАНИЦЫ.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.