Рефераты. Проблемы современной Австрии

p align="left">Заметная часть грузооборота приходится на Дунай, который судоходен на всем австрийском участке (350 км) и служит как для внутренних перевозок, так и для торговли с соседними странами и международной торговли других дунайских стран.

В многочисленной и разнородной группе малых западноевропейских стран Австрия не занимает ведущего места по уровню экономического развития. Среди концернов Австрии мы находим очень мало монополий международного класса, иначе говоря, вывоз капитала не играет большой роли в ее экономике. Австрия также отличается невысоким уровнем развития производительных сил, что проявляется в повышенной роли в их производстве и экспорте сырья - минерального, лесного или сельскохозяйственного и соответствующих полуфабрикатов.

3.2 Внешние экономические отношения. Членство в международных экономических организациях

Мысль о европейской интеграции глубоко коренится в сознании австрийцев. Возможно, этому способствовало то, что Австро-Венгерская монархия была многонациональным государством и поэтому именно в Австрии отчетливее, чем в любом другом государстве, проявилось стремление к более интенсивному сотрудничеству европейских народов. Распад монархии и возникновение маленькой Альпийской республики не только не ослабили эти стремления, но, наоборот, усилили их; не в последнюю очередь это произошло по экономическим соображениям.

Восстановление республики в 1945 году, несмотря на ощутимые последствия второй мировой войны, проходило в более благоприятных условиях, чем основание Первой республики. Оккупационные державы отдавали себе отчет в том, что Австрии в первую очередь надо оказать экономическую помощь, для того чтобы поддержать ее и в будущем как самостоятельное государство.

Пожалуй, самым важным шагом к европейской интеграции, и, следовательно поддержанию более тесных контактов Австрии со странами-соседями, явилось создание 18 апреля 1951 года Европейского объединения угля и стали, а также подписание 25 марта 1959 года Римских договоров о создании Европейского экономического сообщества и Евратома - решения, которые представляли собой ядро экономической интеграции Европы и одновременно ставили в тяжелое положение те европейские государства, которые находились вне этого сообщества.

Члены Европейского сообщества согласно Римским договорам не обладают полным суверенитетом в проведении экономической и социальной политики. Отдельные вопросы переданы странами-членами в органы сообщества (комиссия, совет, парламент, суд) практически полностью, другие -- лишь частично. В этом отношении решения сообщества конкурируют с политикой его членов. Соответственно, последствия интеграции в различных сферах экономической и социальной политики существенно различаются. Быстрее всего утвердился общий рынок промышленных товаров. Внутренние пошлины устранялись по большей части планомерно, общая внешняя таможенная граница была возведена раньше.

Сельское хозяйство с самого начала являлось особым сектором для ЕЭС. Либерализовать его было нельзя: считается, что оно нуждается в защите со стороны государства. Тем не менее создать общий рынок на сельскохозяйственную продукцию было необходимо. Сообщество в лице комиссии и совета получило поэтому в области аграрной политики самые большие полномочия. Аграрная политика в определенной степени стала главной для ЕС в целом. Целью было провозглашено сохранение крестьянских хозяйств стран-членов оказанием содействия в рационализации, защите от конкуренции со стороны заокеанских производителей сельскохозяйственной продукции в первую очередь, а также от более низких цен мирового рынка. Чтобы гарантировать доход европейским крестьянам, примерно равный доходам работников других секторов, были установлены единые цены на общем рынке сообщества, а цены на импортные продукты подняты за счет специальных надбавок. Эти надбавки не устанавливаются в процентах тарифами, а являются переменной величиной, зависящей от разницы между административно установленной внутренней ценой ЕЭС и ценой импортных продуктов.

Европейским сельским товаропроизводителям, экспортирующим свою продукцию, возмещается разница между внутренней ценой ЕЭС и более низкими ценами мирового рынка. Средства на эти цели предоставляются общим Аграрным фондом. В начале 80-х гг. через Аграрный фонд было передано свыше двух третей всех средств, находящихся в распоряжении Европейского сообщества. К началу 80-х гг. свыше 90% сельскохозяйственной продукции проходило через 24 общие организации, контролирующие соответствующие рынки. Таких организаций нет только по алкоголю и картофелю.

Механизм совместных аграрных рынков после определенного переходного периода будет распространен также на новых членов сообщества. Организации работают на различных принципах. 72% из них, ведающие большей частью основных продуктов питания и важнейшими видами овощей и фруктов, основаны на принципе поддержания цен. Сложная система расчетных, пороговых и интервенционных цен гарантирует сельским товаропроизводителям скупку продукции государственными складами, как только цена опускается ниже предела интервенционной цены. Расчетная цена есть некая заданная величина, которая не всегда достигается в действительности.

Пороговая цена - та, по которой сельскохозяйственная продукция может ввозиться в страны “общего рынка”. Она ниже расчетной цены: в ней не учитываются транспортные расходы и страхование товара, которые добавляются к цене ввозимого товара.

Таможенные барьеры, которые были воздвигнуты вокруг ЕЭС, привели к дискриминации экспортной экономики других европейских государств, так что они оказались перед необходимостью принятия мер по защите своей внешней торговли. Поэтому произошло образование Европейской ассоциации свободной торговли. В ней приняли участие Англия, Швеция, Норвегия, Дания, Австрия, Швейцария, Португалия, наконец, в качестве ассоциированного члена также Финляндия, то есть те государства, которые поддерживали самые тесные экономические связи со странами ЕЭС и которые больше всего страдали от таможенного и торгово-политического раскола Европы.

Уже через год после своего образования среди членов ЕАСТ стало расти понимание того, что ассоциация не выполняет одной из главных своих задач, а именно устранения экономической отсталости стран-членов ЕАСТ путем сотрудничества с “шестеркой”.

С 1970 г. Европейское сообщество проводит определенную политику в области рыболовства с целью регулировать доступ рыбаков из континентальной Европы к отдаленным местам рыбного промысла в зоне влияния новых потенциальных членов (тогда помимо Дании, Великобритании и Ирландии вне ЕЭС оставались еще Норвегия и Исландия) и согласовывать претензии отдельных стран-членов с точки зрения изменившегося правового статуса территориальных вод (расширение 6- и 12- мильных прибрежных зон до 200 морских миль), а также пресекать чрезмерный лов рыбы. После длительных переговоров был достигнут компромисс, который сохранил за рыбаками стран Европейского сообщества 12-мильные зоны, установил обязательные для всех ежегодные квоты улова на остальных участках моря.

Аграрная политика и политика в области рыболовства всегда является отчасти политикой в отношении регионов. Проведение такой политики не было явно включено в задачи сообщества Римскими договорами: выравнивание уровней жизни в регионах рассматривалось, скорее, как побочный продукт “общего рынка”. Однако, в 1975 г. сообщество основало Европейский региональный фонд. Уже вторая группа стран-участниц при вступлении в сообщество настаивала на том, чтобы особо отсталым регионам была выделена помощь для перестройки их экономической структуры.

Региональная политика в широком масштабе служит целям социальной политики или усилиям по созданию новых рабочих мест. Сообщество должно в первую очередь дать социальную гарантию права свободного передвижения и выбора места жительства (это относится к числу важнейших достижений ЕЭС) и содействовать мобильности населения. Согласно договору ЕЭС граждане одной страны сообщества, работающие в другой стране, с точки зрения социальных и профессиональных прав приравниваются к гражданам последней; гарантии социального страхования также сохраняются.

Более значима внешнеторговая и валютная политика. Различаются они одним важным моментом: в области внешней торговли сообщество обладает полным суверенитетом. С 1968 г. оно определяет тарифные ставки, с 1973 г. участвует в ГАТТ и заключает торговые договоры и соглашения о сотрудничестве с третьими странами.

В сфере же валютной политики участники ЕЭС имеют право принятия самостоятельных решений и сотрудничают только по собственному желанию. Соглашения о кооперации заключаются с европейскими странами, которые выражают намерение вступить в сообщество (первое соглашение такого рода состоялось в 1961 г. с Грецией), а также с бывшими колониями, сначала французскими, затем и британскими.

Большое значение для Европы имели соглашения о свободе торговли, которые сообщество после приема Великобритании заключило с остальными членами ЕАСТ (Австрией, Исландией, Норвегией, Финляндией, Португалией, Швецией и Швейцарией). Они предусматривали планомерное снижение тарифов между ЕС и ЕАСТ до 1977г. Федеральное правительство Австрии сделало соответствующие выводы из коренным образом изменившейся после заявления Англии о ее намерении вступить в ЕЭС ситуации и 31 июля 1961 года сообщило, что Австрия также готова начать переговоры об участии в общеевропейском рынке и в этих целях добиваться таких экономических соглашений, которые, в частности, учитывали бы ее торгово-политические интересы, и брать на себя только такие обязательства, которые соответствовали бы ее внешнеполитическому статусу.

Исходя из своего внешнеполитического статуса и учитывая тот факт, что, помимо Англии, за это время о намерении вступить в ЕЭС заявила и Дания, а Норвегия изучала вопрос о своем вступлении, Австрия усилила свои контакты с остальными нейтральными странами-членами ЕАСТ (Швейцарией и Швецией).

Подходящей формой для решения задач в области экономики, транспорта, коммуникации и культуры будет конкретное сотрудничество на региональном уровне.

В качестве особенно наглядного примера такого сотрудничества на региональном уровне можно привести механизм сотрудничества, известный под названием “Пентагоналия”, который объединил Австрию, Италию, Югославию, Венгрию, а в настоящее время и Чехословакию. Эти страны стремятся на основе своих традиционных добрососедских отношений осуществлять совместные проекты в областях, которые, в отличие от сугубо двустороннего сотрудничества, могут дать конкретные преимущества. К ним относятся проекты в области экологически чистого пользования энергией, охраны окружающей среды, в сфере экономики, транспорта, культуры, науки и информации, а также образования. Некоторые из этих проектов приобрели уже конкретные формы. Кроме того, встречи представителей этих пяти стран являются и форумом для обсуждения вопросов, касающихся европейской политики. Так, например, на встрече СБСЕ по человеческому измерению в Копенгагене было внесено совместное предложение этих стран по столь важной теме, как защита национальных меньшинств.

Сотрудничество на региональном уровне наложит свой отпечаток на Европу будущего и другим образом, вне национального государственного уровня, в форме сотрудничества между странами и районами, регионами и общинами. Эта форма сотрудничества также является особенно ценной для устройства европейского дома.

Формы сотрудничества на региональном уровне нельзя понимать как создание новых блоков или новых союзов. Они не направлены против кого-либо, а, наоборот, способствуют путем решения специфических проблем в малых регионах облегчению сотрудничества в большом регионе. Они призваны содействовать благоустройству Европы во всем ее разнообразии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.