Рефераты. Проблемы современной Австрии

p align="center"> 3.3 Демография Австрии. Иммиграционные потоки

Основными проблемами в демографии Австрии являются снижение рождаемости и старение населения. Они тесно связаны друг с другом и взаимообусловлены.

Политика, направленная на поощрение рождаемости, носит название пронаталистической.

Рассматриваются два критерия. Первый: политика в области рождаемости считается эффективной, если удается остановить долговременное падение рождаемости или же стабилизировать население на уровне простого замещения. Для стран с низкой рождаемости вопрос ставится так.

Второй: политика может считаться успешной, если произошла стабилизация на уровне ниже среднего (простого) замещения, но при этом в других странах с тем же уровнем социально-экономического развития уровень рождаемости еще ниже.

Большинство европейских правительств, принимая во внимание состояние социального и экономического развития, удовлетворено уровнем средней продолжительности жизни. Это и неудивительно, поскольку уровень средней продолжительности жизни в Европе один из самых высоких в мире (выше только в Японии). В Австрии он составляет 73,9 года у мужчин, 80,2 га у женщин. Средняя продолжительность жизни - 77,0 лет. Осколкова О. Старение населения в странах ЕС // Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - № 10. - с. 74 - 83.

В демографической политике Австрии преобладают два направления:

1. Какую-то долю в воспитании детей берет на себя государство. Определенная часть национального дохода распределяется как помощь семье. Финансовые пособия в этом случае бывают денежными или натуральными. Первые содержат прямые меры поддержки семьи: пособия социального страхования, премии и различного рода льготы, направленные на содержание детей, а также включают непрямую поддержку - в форме скидок и возможности предоставления кредитов на благоприятных условиях.

Натуральные финансовые пособия - это пособия, относящиеся к таким службам, как здравоохранение и образование, когда национальный доход распределяется государством на помощь здравоохранению и образованию. Таким образом он направляется на более благоприятные условия для развития семей.

2. Особо выделяется политика, предназначенная для воздействия на семью и через нее на рождаемость. Меры этой политики не всегда являются частью политики населения. Все зависит от цели, которую ставит перед собой правительство. Принимая данные меры, некоторые ставят цель - укрепить семью, другие - усилить социальное развитие, третьи - улучшить демографическую ситуацию. В практических целях применяются следующие группы мер: выплаты пособий матерям (единовременные при родах); отпуск после родов, который предоставляется матери; отпуск по уходу за ребенком; семейные пособия (начисления к заработной плате); скидки в налогообложении; сокращение рабочего дня для работающих матерей; формирование сети детских учреждений и предоставление в них мест для всех желающих, дошкольное воспитание бесплатное или со скидкой; жилищные льготы; социальное обслуживание; регулярные ежемесячные суммы, выплачиваемые до тех пор, пока ребенок не достигнет определенного возраста.

Обеспокоенность социальными последствиями старения населения в западноевропейских странах возникла в конце 60 - начале 70-х годов. Старение населения - один из знаменательных демографических процессов, который нельзя ни остановить, ни повернуть вспять. Старением населения демографы называют увеличение относительной доли лиц пожилого возраста. Население страны считается постаревшим или стареющим, когда эта доля превышает 7-8% общей его численности. В большинстве экономически развитых государств Запада к категории пожилых принято относить людей 65 лет и старше. Удельный вес населения 65 лет и старше в Австрии в 1975г составлял 15%, в 1997г - 15%, в 1999 г. - 16%. Осколкова О. Старение населения в странах ЕС // Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - № 10. - с. 74 - 83.

По прогнозам во втором десятилетии XXI в. доля стариков в странах ЕС достигнет пика, ибо в пожилой возраст вступят поколения, родившиеся в период послевоенного бэби-бума (1946-1964 гг.).

Причины старения населения в странах ЕС двойственны. С одной стороны, это спад рождаемости, который приводит к сокращению доли детей и молодежи: если в 1960 г. суммарный коэффициент рождаемости в целом по ЕС составлял 2.61 ребенка на одну женщину, то в 1997 г. он упал до 1.4. С другой - рост продолжительности жизни. Средняя ожидаемая при рождении продолжительность жизни в странах ЕС в целом в 1996 г. превысила 80 лет для женщин и 74 года для мужчин.

Экономические и социальные последствия старения населения следующие. Во-первых, увеличивается доля пенсионеров по возрасту. На пенсионные фонды ложится непомерное бремя расходов на выплату пенсий, ибо сокращается удельный вес работоспособного населения, делающего взносы в эти фонды.

Во-вторых, увеличение доли пожилых людей ставит перед обществом задачу организации ухода за ними, тем более, что удельный вес лиц старше 80 лет растет быстрее, чем доля пожилых людей в целом. С 1960 по 1990 г. численность населения 80 лет и старше выросла в странах ЕС с 5 до 12 млн. человек, то есть на 140% .

В-третьих - медицинское обслуживание пожилых, потребность в котором по мере старения, естественно, возрастает. Медицинское обслуживание требует дополнительных средств, расширения сети медицинских, геронтологических учреждений, качественной перестройки системы здравоохранения.

В-четвертых, занятость пожилого населения, обеспечение работой “молодых пожилых”, желающих работать (к “молодым пожилым” относят, как правило, людей до 70-75 лет). Это сложная проблема, поскольку рабочих мест не хватает и для лиц трудоспособного возраста.

Старение населения воздействует на структуру материального производства и сферы услуг, изменяя ассортимент товаров и услуг в соответствии с запросами пожилых клиентов. Требуется изменить и некоторые технологические операции, приспособить машины и оборудование к возрастным особенностям работников. Запросам старших возрастов должны также отвечать возможности и удобства пользования средствами транспорта.

В 1982 г. в Вене была созвана Всемирная ассамблея по вопросам старения. С тех пор государственный и общественный интерес к феномену старения населения стал нарастать. Расширился круг исследований в области геронтологии и социального обеспечения пожилых, стала признаваться необходимость государственной социальной политики в отношении старшего поколения.

В 1991 г. Европейский союз создал специальную организацию по мониторингу за старением населения и пожилыми людьми. Ее задача - готовить обзоры по вопросам старения, привлекая к работе экспертов из стран ЕС. Организация не будет проводить самостоятельных исследований, но намерена поощрять их на национальном и межнациональном уровнях с тем, чтобы получить ответы на вопросы, возникающие при реализации политики по отношению к пожилым. Другая организация, тоже созданная при поддержке ЕС, занимается исследованием проблем пожилых. Предполагается также подготовить выборочную микроперепись пожилого населения государств ЕС.

В ряде стран существуют законы и подзаконные акты, которые устанавливают возраст, когда человек должен оставить работу. В Австрии такой границей является 65 лет. Но жизнь не всегда укладывается в жесткие предписания законодателей. Поэтому в соответствии с некоторыми пенсионными системами поощряется досрочный выход на пенсию.

С одной стороны, налицо тенденция более раннего выхода на пенсию, что ведет к некоторому снижению пенсионных выплат. С другой - часть профессионалов, особенно высокого уровня, не желает выходить на пенсию даже в установленное законом время. В целом, однако, доля работающих после 65 лет сокращается.

Количество работающих мужчин в возрасте от 55 до 64 лет составляет 19,1% , в возрасте от 65 лет и выше - 3,7%. Доля работающих женщин в возрасте от 55 до 64 лет - 8,7%, в возрасте от 65 и выше - 1,6%. Средние показатели таковы: 12,8% и 3,3% соответственно. Осколкова О. Старение населения в странах ЕС // Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - № 10. - с. 74 - 83.

Факторы, предопределяющие трудовую активность населения старших возрастов, разнообразны. Одним позволяет работать хорошее здоровье, другим необходимо улучшить материальное положение, третьи получают от работы моральное удовлетворение и т.д. После 65 лет работают в основном лица высокого должностного уровня, лица с высшим образованием, те, кому трудовая деятельность приносит духовное удовлетворение и никакое другое занятие не может ее заменить. Мелкие предприниматели-собственники, если позволяет здоровье, также редко прекращают работу с наступлением пенсионного возраста.

Опросы лиц предпенсионного возраста, проводившиеся в ряде стран, выявили определенную закономерность. Около половины или несколько более опрошенных намерены сразу же прекратить работу после достижения пенсионного возраста. Большинство остальных хотели бы работать по совместительству или на условиях неполной занятости. И, наконец, от 10 до 20% готовы продолжать трудиться, часть из них - лишь при сохранении пенсии и предоставлении налоговых льгот.

Причины более раннего прекращения трудовой деятельности также многоплановы. Ухудшение здоровья как главный побудительный мотив выхода на пенсию многими не называется (состояние здоровья западноевропейцев за последние десятилетия улучшилось). Более существенны другие неписаные правила. Уже после 40 лет людям чинят препятствия при трудоустройстве, за равный труд платят меньше, переводят на менее престижную должность или работу, не соответствующую специальности.

Огромный приток женщин на рынок труда ведет в некоторых странах к вытеснению пожилых мужчин. Применение принципиально новой техники и технологии производства также вытесняет старшее поколение из состава рабочей силы. Переподготовку пожилых предприниматели считают невыгодной - средства целесообразнее вкладывать в обучение молодых, перспективных работников, у которых впереди еще много лет трудовой жизни.

Некоторые специалисты утверждают, что труд пожилых рабочих малопроизводителен. В связи с этим в странах Запада в последние годы был проведен ряд исследований, посвященных влиянию возраста на производительность труда. Исследования показали, что пожилые работники в физическом и умственном отношении не представляют собой однородной массы. У рабочих некоторых отраслей промышленности (обувная, швейная, мебельная) снижение производительности труда начинается после 45 лет, у сортировщиков почты - после 60 лет, у конторских работников прежняя производительность сохраняется и после 60 лет.

Кроме того, выявлено, что с возрастом могут развиться новые способности, и если работа по своему характеру подходит пожилым, многие из них оказываются более умелыми, чем молодые. Чтобы полнее использовать возможности пожилых, рабочее место нужно приспособить к органическим изменениям, которые происходят пристарении. У пожилых рабочих ниже текучесть, пропуски рабочих дней у них не больше, чем у молодых фабрично-заводских рабочих, да и производственные травмы со стариками случаются не чаще, чем с молодыми, хотя характер их различен.

Что же касается лиц с высоким уровнем компетенции, то способность логически мыслить не очень снижается с возрастом, а некоторая замедленность восприятия компенсируется углублением знаний. Поэтому старение не обязательно должно вести к дисквалификации и еще в меньшей степени - к отстранению от работы или увольнению. Некоторые эксперты предлагают при определении возраста обязательного ухода на пенсию исходить из функционального, а не фактического календарного возраста, которые далеко не всегда совпадают.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.