Рефераты. Развитие науки в Новосибирской и Томской областях

p align="left">Приоритетной целью государственной политики Томской области является переход на инновационный путь развития, построение экономики, базирующейся на знаниях. Объективно, область уже сегодня располагает крупнейшим, уникальным в сравнении с другими регионами Сибирского федерального округа, научно-образовательным и научно-технологическим комплексом, инновационный потенциал которого начал формироваться более века тому назад. Так, по состоянию на конец 2006 г. в научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в Томской области было вовлечено 55 организаций. На сегодняшний день инновационной деятельностью активно занимаются более 270 предприятий региона.

Крупнейшие вузы Томской области (ТПУ, ТГУ, ТУСУР) разрабатывают научные проекты как для студентов, так и для ученых области в целом. Так, при Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) был создан межвузовский студенческий бизнес-инкубатор «Дружба». Основной его целью является сращивание студенческой науки и практики, развитие инновационного бизнеса на основе новейших научных разработок. В качестве механизмов решения этой цели положение о бизнес-инкубаторе называет: создание с участием студентов малых предприятий - производителей наукоемкой продукции, реально способствующих переводу экономики Томской области и России на путь инновационного развития; отработка механизма генерации новой волны предпринимателей в области информационных технологий и радиоэлектроники; развитие научных школ и укрепления их связи с рынком; совершенствование учебного процесса; повышение качества подготовки молодых специалистов за счет внедрения новых форм обучения.

Томский политехнический университет, старейший инженерный вуз в Сибири, является учредителем некоммерческого партнерства по научной и инновационной деятельности «Томский атомный центр» и межведомственного центра нанотехнологий «Томскнанотех». В соответствии с постановлением Правительства, в Томске к 2010 г. будет создан «Ядерный медицинский центр», в состав которого войдет и ТПУ. В рамках Федеральных целевых программ Роснауки в вузе созданы и работают центры: «Обеспечение радиационной безопасности» и «Нанотехнологий». С другой стороны, сам ТПУ является мощным научным центром Томской области. Ежегодный объем научно-исследовательских работ (НИОКР) университета составляет около 700 млн рублей. Это более 50% от объема НИОКР всех вузов Томска, 35 % - от всего Томского научно-образовательного комплекса и 21,4 % от всех вузов Сибирского Федерального округа. Томский научно-образовательный комплекс http://www.tomsk.gov.ru/ru/science_education/

Таким образом, интеллектуальный потенциал области в новых условиях рассматривается как главное конкурентное преимущество Томской области и ее основной стратегический ресурс для развития в регионе экономики инновационного типа на основе интеграции образования, науки и производства.

Глава 2. Особенности научного и образовательного, потенциала Новосибирской области

Новосибирская области широко известна в стране и мире своими достижениями в сфере науки и культуры. Одним из самых высоких в России является ее культурный, интеллектуальный и информационный потенциал, формируемый: во-первых, системой образования, в процессе которого обретаются отвечающие современным потребностям знания; во-вторых, сложившейся культурной средой; мировоззренческой ориентацией и уровнем духовности населения; в-третьих, структурой информационного пространства города и своевременным получением требуемых данных и сведений, в-четвертых, возможностями заниматься творческим трудом, в том числе научными исследованиями, проектно-конструкторскими и технологическими разработками. Эти факторы определяют степень участия областного сообщества в региональных, российских национальных и мировых общечеловеческих процессах прогрессивного развития.

2.1 Формирование и развитие системы непрерывного образования

Непрерывное образование и, прежде всего, образование взрослых, служит средством систематической актуализации накапливаемых в мире знаний, обеспечивает рост человеческого капитала в сообществе, позволяет людям максимально и наиболее эффективно реализовать себя в процессе жизнедеятельности.

Новосибирск по уровню развития образовательного комплекса, потенциалу науки, проектно-конструкторского творчества и опыту инновационной деятельности населения является одним из наиболее подготовленных городов страны к реализации концепции непрерывного образования, особенно в сферах науки, техники и гуманитарной.

В городе активно действует система подготовки и переподготовки педагогических кадров, включающая Новосибирский государственный педагогический университет, филиал Московского педагогического госуниверситета, 3 педагогического колледжа и педагогическое училище. Ежегодно выпускается свыше 3,7 тыс. учителей с высшим образованием и около 2,2 тыс. человек - со средним. Часть выпускников приходит в школы города. Повышение квалификации учителей общеобразовательных учреждений проводится в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, а преподавателей вузов и ссузов - в Новосибирском государственном университете (до 60-70 человек в год), а также в техническом и отраслевых университетах. С 2002 года в городе работает Сибирский центр инновационных педагогических технологий «Открытие», призванный сформировать преподавательскую базу мирового уровня, основанную на современных технологиях. Из выступления д.и.н. Е.Г. Водичева. Научно-образовательный потенциал Сибири в XX В.: опыт ретроспективного анализа// Наука в Сибири. N 1-2 от 15 января 2009 г

В 50-ти научно-исследовательских организациях и 15 вузах города есть аспирантуры, в которых в настоящее время обучается более 3 тыс. человек, в том числе 23 % техническим специальностям, 17 - экономическим, 12 - физико-математическим. Ежегодно заканчивают аспирантуру 500ч600 человек. Около 100 человек в разных учреждениях (92 % в вузах города) состоят в докторантуре. Заканчивают докторантуру 20ч30 человек в год, причем 55ч58 % - с защитой соответствующей диссертации. Там же.

Мобилизация имеющегося потенциала образования, доступность его для повышения образовательного уровня населения представляет собой одну из важных стратегических задач.

Развитие системы непрерывного образования города требует дальнейшего совершенствования всего образовательного комплекса, от дошкольного до послевузовского, а также организационной достройки в направлении постоянного стимулирования мотивации образования взрослых. Для этого целесообразно разработать, с учетом принятой на государственном уровне «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», принять в установленном порядке и реализовать в течение планового периода комплексную городскую программу непрерывного образования, предусмотрев в ней:

· координацию деятельности всех уровней образования для создания образовательной среды, включающей многообразие типов и видов образовательных учреждений и систем стимулов, способствующих, начиная, с детского возраста, эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному и эстетическому развитию граждан, направленному на формирование современного мышления у молодого поколения и мотивации к повышению собственной культуры, обретению знаний и желаемой профессии, а в дальнейшем повышению профессионального уровня;

· преемственность дошкольного и начального общего образования, интеграцию дошкольных и школьных образовательных учреждений, повышение качества получаемых знаний, прежде всего по важнейшим составляющим стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права);

· воспитание граждан в духе уважения и любви к родному Новосибирску, создание серии учебников и учебно-методических пособий для начальной и средней школы о Новосибирске, его прошлом, настоящем и будущем в сфере науки, культуры, экономики и т.д.;

· возрождение в системе общего и полного среднего образования авторских школ новосибирских педагогов по формированию у детей и подростков трудовых навыков и мастерства;

· кардинальное улучшение профессиональной ориентации учащихся учреждений общего образования на основе создания системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения;

· распространение опыта Новосибирского государственного университета по интеграции образования и науки, подготовки высококвалифицированных специалистов для научных учреждений СО РАН в других вузах города;

· развитие систем дистанционного обучения на базе передовых новосибирских вузов и ссузов;

· формирование и развитие системы послевузовского профессионального образования, предусматривающей создание на базе высшей школы и научных организаций города образовательных структур, использующих методы обучения взрослых (андрагогику) и осуществляющих повышение квалификации специалистов и их подготовку по смежным специальностям, а также экономике, праву, иностранным языкам, компьютерным технологиям, инжинирингу, психологии и другим современным областям знания;

· поддержку опыта Новосибирского государственного технического университета по созданию народного факультета для пожилых;

· расширение и поддержку развития в вузах и НИИ города аспирантуры и докторантуры.

2.2 Развитие фундаментальной и прикладной науки в Новосибирской области

Фундаментальная и прикладная наука области является одним из основных градообразующих факторов, и в этом отношении город является пионером. Идея создания научного территориального комплекса, предложенная академиками М.А. Лаврентьевым, С.А. Христиановичем и С.Л. Соболевым, впервые в стране была реализована в 1957 году в создании Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН).

В период создания и последующего становления Новосибирского научного центра в основу его научной деятельности закладывались новые для того времени принципы организации науки: мультидисциплинарность, привязка тематики исследований и разработок к территориальным проблемам, сочетание фундаментальных и прикладных исследований, разнообразие форм их связи с производством, тесное взаимодействие науки и образования, поддержка инфраструктуры, коммунальных служб и социальной сферы Академгородка.

В дореформенные годы общие расходы на финансирование науки покрывались из госбюджета и по хозяйственным договорам. При этом большая часть поступлений финансовых средств шло по программам военно-промышленного комплекса страны. В результате реформ общее финансирование фундаментальной и прикладной науки в реальном исчислении сократилось в несколько раз. Особенно пострадали отраслевые научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации. Их объемы и численность работающих сократились на порядки. Академической науке за счет контрактов с зарубежными фирмами и грантов различных фондов удалось остаться на плаву, но и у неё потери научно-технического потенциала, особенно кадровой составляющей, огромны. Острой проблемой стали защита прав на интеллектуальную собственность и утечка за рубеж научных результатов, нередко вместе с их авторами. Тем не менее, в городе сохранилась «критическая масса» как фундаментальной, так и прикладной науки, что предопределяет её дальнейший рост.

По состоянию на конец 2007 года по данным облкомгосстата и мэрии науку в городе представляли 117 организаций и 23,3 тыс. работников, выполнявших научные исследования и разработки. Непосредственно исследовательской работой занимались в городе около 11,9 тыс. человек, в том числе 1,2 тыс. докторов и свыше 3,4 тыс. кандидатов наук (в 1991 году только в ННЦ СО РАН работало более 30 тыс. человек, в том числе 68 членов РАН, 646 докторов и 3094 кандидатов наук). Всеми научными учреждениями города выполнено научно-технических работ почти на 3,3 млрд. рублей, в том числе 89 % собственными силами. Из выступления губернатора Томской области Виктора Кресса. Интеллект для развития Сибири// Наука в Сибири. N 49-50 от 25 декабря 2008 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.