Рефераты. Развитие науки в Новосибирской и Томской областях

p align="left">· существенно усилить межрегиональные связи Новосибирска как центра Сибирского федерального округа; способствовать открытию в Новосибирске, консульств и представительств зарубежных стран и других субъектов Федерации;

· систематически поддерживать работу отделений всероссийских обществ дружбы с зарубежными странами, прежде всего с Китайской народной республикой, Кореей и другими азиатскими странами;

· создать по примеру муниципального культурного центра «Новосибирск-Хоккайдо» культурный центр «Новосибирск-Корея» и китайский культурный центр;

· стимулировать участие новосибирских ученых, специалистов во всероссийских и международных выставках, конференциях, семинарах, обмене опытом в процессе стажировки в других российских городах и зарубежных странах;

· развивать обмен студентами новосибирских вузов с зарубежными и отечественными высшими учебными заведениями.

Глава 3. Особенности научного и образовательного, потенциала Томской области

3.1 Томский научно-образовательный комплекс

Томская область среди российских регионов занимает четвертое место по удельному весу лиц, имеющих ученую степень доктора наук в общей численности преподавателей вузов, третье место (после Москвы и Санкт-Петербурга) по числу студентов на 10 тысяч человек населения, третье место по охвату молодежи в возрасте 17-25 лет программами высшего профессионального образования. Томский научно-образовательный комплекс http://www.tomsk.gov.ru/ru/science_education/

Объем финансирования учреждений Томского научно-образовательного комплекса в 2008 году превысил 11,5 млрд. рублей (по сравнению с 2007 годом рост составил 124%), что составляет более 7% внутреннего регионального продукта Томской области. Наибольший темп роста финансирования произошел у томских университетов - консолидированный бюджет университетов в 2008 году достиг 6,750 млрд. руб., что составило 136 % по отношению к 2007 году. Развитие фундаментальной науки и элитарного высшего образования на основе интеграции Томского государственного университета и академических учреждений// http://www.politika.tomsk.ru/webdesign/tsu/nfpk.nsf/urls/B1365C11777EF43DC6256EE1001A5E07/$file/d3_36_2.doc

В Томске разработаны и реализуются модели университетов нового типа: исследовательского на базе ТГУ, инновационно-предпринимательского на базе ТУСУРа и академического инновационного на базе ТПУ, ориентированные на подготовку профессионалов, способных к комплексной исследовательской, проектной и предпринимательской деятельности, направленной на разработку и производство конкурентоспособной научно-технической продукции.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в конкурсе 2006 года по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, в число 17 победителей вошли два томских вуза - ТГУ и ТУСУР Общая сумма денежных грантов для томских вузов-победителей составляет 1 млрд. 300 млн. рублей на 2008-2009гг. Томский научно-образовательный комплексhttp://www.tomsk.gov.ru/ru/science_education/

На базе томского регионального телепорта ТГУ разработана и реализована пилотная модель единой информационной образовательной среды высшего и общего образования шести субъектов Сибирского федерального округа, которая получила высокую оценку в аппарате полномочного представителя Президента РФ в СФО.

Для развития инновационной деятельности в томских вузах в 2008 году создано 6 новых элементов инновационной инфраструктуры: 2 офиса коммерциализации (ТГАСУ, СГТА), 3 бизнес-инкубатора (ТГАСУ, ТГУ - 2) и международный центр трансфера технологий в ТГУ.

Всего в томских вузах успешно работают 20 элементов инновационной инфраструктуры, в том числе: 7 офисов коммерциализации разработок, 5 бизнес-инкубаторов различного направления, 2 центра трансфера технологий и другие консалтинговые структуры, работающие в сфере поддержки инновационной деятельности в вузе. В «орбите» деятельности офисов коммерциализации находится около 400 научных и образовательных разработок, из которых формируются 40 - 60 инновационных проектов, представляемых для финансирования в различные конкурсные программы, фонды, банки. При содействии офисов в 2008 году было заключено 17 лицензионных соглашений и лицензионные отчисления вузам впервые превысили 700 тыс. рублей.

В 2008 году томские вузы приняли активное участие в конкурсах, объявленных по программам Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Из 74 поданных конкурсных заявок, победило 32, из них 20 проектов по программе УМНИК.

Общее количество предприятий, входящих в инновационный пояс организаций составило 177. В 2008 году было создано 14 новых предприятий (в 2007 году - 8), в том числе 9 создано в результате участия в программах Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Стартующие малые предприятия не оказывают значительного влияния на объем инновационной продукции в масштабе области, однако заметно влияют на количество новых рабочих мест. Всего в инновационной сфере работает около 300 инновационных предприятий, которые образуют так называемый «инновационный пояс» организаций научно-образовательного комплекса Томской области.

Объем средств на капитальное строительство объектов Томского научно-образовательного комплекса, выделенных из федерального бюджета в рамках федеральной адресной инвестиционной программы в 2008 году достиг 189 млн. руб. против 90 млн. руб., в 2007 году. Рост 210 %, достигнут за счет дополнительного финансирования в сумме 101 млн. руб. строительства двух бизнес-инкубаторов (ТГУ и ТУСУР). В 2008 году введены в эксплуатацию новый корпус ТГУ общей площадью 4.4 тыс. кв. м. и первая очередь учебно-лабораторного корпуса ТПУ общей площадью 6,8 тыс. кв.м. Развитие фундаментальной науки и элитарного высшего образования на основе интеграции Томского государственного университета и академических учреждений//

http://www.politika.tomsk.ru/webdesign/tsu/nfpk.nsf/urls/B1365C11777EF43DC6256EE1001A5E07/$file/d3_36_2.doc

Из средств областного бюджета предоставлена социальная поддержка малообеспеченным учащимся и студентам, обучающимся в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования по оплате проезда до места жительства на территории области и обратно. Учреждены 32 стипендии губернатора Томской области для студентов вузов. Для работников среднего профессионального образования, имеющих специальные звания, молодым специалистам установлены ежемесячные надбавки к тарифной ставке.

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед - это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено два взаимодополняющих подхода. Во-первых, предстоит выявить возможные «точки роста». Государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым - то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Необходимо поощрять тех, кто может и хочет работать, - это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получат наиболее эффективные и успешные образовательные практики - чтобы впоследствии они дали обществу примеры качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

Во-вторых, проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием - вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.

Наконец, значительные изменения коснутся механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

3.2 Приоритетные направления развития научно-образовательного потенциала Томской области

Томск - старейший в азиатской части России образовательный и научный центр. С основания в 1878 году Томского университета началась история высшего образования на огромной территории Российского государства к востоку от Урала.

Администрация и областная дума Томской области выделяют в качестве приоритетных направлений развития научно-образовательного потенциала области следующие основные направления:

· поддержка развития направлений фундаментальных исследований по приоритетным направлениям науки и техники с целью сохранения лидерства научно-образовательного потенциала области в РФ;

· создание инфраструктуры современной информационной базы, обеспечивающей доступ к глобальным системам информации и связи и использование новых информационных технологий для эффективного проведения научных исследований, развития новых форм образования и обучения;

· развитие работ по организации на базе Томского научно-образовательного центра центров коллективного использования для научно-образовательного сообщества Сибири, используя колоссальный информационный потенциал, созданные технический и технологический уровни для обеспечения деятельности таких центров;

· сохранение и развитие условий по подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации по ключевым направлениям научно-технического прогресса для науки, высшего образования и промышленности РФ;

· развитие инновационной деятельности.

С 1996 года администрацией Томской области ежегодно проводится конкурс на звание «Лауреат премии Томской области в сфере образования и науки», на проведение которого из бюджета области ежегодно выделяются 1,5 млн рублей. Оказывается поддержка в виде областных премий 30 ведущим научным и научно-педагогическим коллективам, а также 350 ученым, преподавателям, аспирантам, учащимся школ и училищ по программе «Одаренные дети».

С 1998 года ежегодно проводятся несколько региональных конкурсов. Региональный конкурс грантов РФФИ, администрации Томской области и правительства Республики Алтай посвящен проблемам охраны окружающей среды и экологии природно-территориальных комплексов. Одновременно проводится первый в России региональный конкурс РГНФ и администрации Томской области «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном». Приоритетный национальный проект «Образование» на территории Томской области http://www.tomsk.gov.ru/ru/science_education/education.html

В рамках федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки» выполняется ряд проектов, в том числе проект «Академический университет», в котором принимают участие ТГУ и 14 академических организаций ТНЦ РАН и РАМН, Новосибирска и Москвы. Проект заслушан на коллегии МОПС и признан одним из наиболее продвинутых в РФ.

В области создания инфраструктуры современной информационной базы приоритетным является организация центров коллективного пользования для научно-образовательного сообщества Сибири, имея ввиду колоссальный информационный, кадровый и технический потенциал.

К первостепенным задачам относится создание современного информационного центра на базе ЦБ ТГУ, НТБ ТПУ, музейного комплекса вузов и учреждений РАН. Используя ресурсы крупного международного проекта программы «Темпус», связанного с использованием новых информационных технологий в управлении библиотеками, на базе ЦБ ТГУ завершается создание модели современной университетской библиотеки России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.