Рефераты. Социально-экономическая характеристика Македонии

p align="left">Протяженность железных дорог составляет 699 км. (233 км. электрифицированы), протяженность автомобильных дорог - 8684 км. (в т.ч. 5540 км. с твердым покрытием). В стране 18 аэропортов (в т.ч. 10 с твердым покрытием), включая международные аэропорты в Скопье и Охриде.

КУЛЬТУРА

Система образования включает начальную, среднюю и высшую школу. В стране работают 344 начальные восьмилетние школы, в которых обучаются 254 тыс. школьников. 170,4 тыс. школьников в 331 школе учатся на македонском языке, 76,6 тыс. учащихся в 128 школах - на албанском языке, 6,3 тыс. учеников в 36 школах - на турецком языке и более 600 учащихся в 12 школах - на сербском языке. В 1999/2000 учебном году работали 92 государственных средних школы примерно с 91,1 тыс. учащихся (3 из них для инвалидов, в которых обучались 340 школьников) и 3 частных средних школы. Обучение в средней школе двух-, трех- и четырехлетнее. Средние школы подразделяются на дающие классическое, специальное профессиональное и художественное образование. Обучались на македонском языке в государственных школах 76,1 тыс. учащихся, на албанском языке - в 22 школах ок. 14,4 тыс. человек, на турецком - в 4 школах ок. 600 человек.

В Македонии действуют три университета: Святых Кирилла и Мефодия в Скопье (открыт в 1946), Святого Климента Охридского в Битоле и Албанский университет в Тетово (основан в 1995, официальное признание получил в 1998). В университетах Скопье и Битолы обучаются ок. 34,8 тыс. студентов, причем большинство из них македонцы (89,2%); албанцев 5,6%, турок - 1,1%, влахов - 0,9%, цыган - 0,1%, представителей других национальных меньшинств - 3,1%. В составе университетов действуют примерно 30 колледжей. Кроме того, работает педагогический факультет, который готовит преподавателей македонского языка и других языков этнических меньшинств. Образование в Македонии бесплатное. Кроме того, государство выделяет гранты на питание и проживание учащихся средней школы и студентов университетских колледжей. Затраты на образование до начала межэтнического конфликта 2001 составляли 5-6% ВВП.

В Македонии уделяется внимание образованию взрослого населения: существуют курсы для завершения среднего образования, приобретения специальности и переквалификации. Предлагаются курсы изучения информатики, компьютерные, обучения иностранным языкам, основам менеджмента, бизнеса и др.

История культуры. В Республике Македония сохранились следы культуры Древней Македонии - провинции Римской империи, а затем исторической области Македонии. Выходцы из Македонии Кирилл и Мефодий во второй половине 9 в. перевели на солунский диалект Библию, что сыграло большую роль в развитии славянской письменности. В старинном, упоминаемом с 3 в. до н.э. городе Охриде в 886 начинал свою деятельность один из учеников Мефодия просветитель и писатель Климент Охридский (840-916). В 11-14 вв. на территории Македонии утвердился собственный стиль фресковой живописи. Монастыри на горе Афон (п-ов Халкидики) в это время были признанными центрами образования. Широкую известность получил Хилендарский монастырь.

После османского завоевания культура Македонии подверглась тюркизации, сохраняясь в основном в сельской местности в виде фольклора и традиционных ремесел. Хранителями духовной культуры и литературы были монастыри. В 1762 монах Хилендарского и Зографского монастырей Паисий Хилендарский (1722-1798) завершил книгу История славяно-болгарская (впервые издана в 1844) - памятник национального возрождения.

Идея самостоятельного (от болгарского) македонского языка появилась в 1870-е годы и получила более широкое распространение в начале 20 в. В послевоенной Югославии стали выходить македонские литературные журналы, в 1946 был создан Союз македонских писателей, а в 1954 - Общество македонского языка и литературы, начался выпуск художественной литературы на македонском языке. В литературе вплоть до 1990-х годов преобладали традиции реализма.

Архитектура и искусство. В Македонии сохранилось множество архитектурных памятников - зданий православных церквей и монастырей, а также памятников времен исламского господства - мечетей, гражданских сооружений и т.д. После землетрясения 1963 Скопье был перестроен по проекту японского архитектора К.Тангэ (р. 1913).

Основанное на местных традициях изобразительное искусство развивалось в 1920-е годы, оно несет на себе отпечатки архаизма; в последние годы македонские художники и скульпторы осваивают стили современного искусства.

Традиции светской музыки появились в конце 19 - начале 20 в. В 1907 возникло певческое общество «Вардар», а с 1930-х годов - профессиональные музыкальные коллективы. Первая театральная труппа в Скопье появилась в 1901, в 1913 там же был открыт первый постоянный сербский Народный театр (с 1945 - Македонский народный театр), в 1947 при этом театре была создана оперная труппа. Всего в 1994 в стране насчитывалось 10 театров (за исключением малых сценических площадок) и 6 симфонических оркестров.

В 1967 была основана Македонская академия наук и искусств. Имеется несколько научных институтов и обществ. По всей стране действуют 17 музеев. Большинство из них сосредоточено в Скопье. Среди них наиболее известны: Национальный музей, Македонский музей естественной истории, Музей современного искусства, Музей города Скопье, Музей искусства Македонии.

Средства массовой информации. Относительно большими тиражами выходят газеты: на македонском языке «Нова Македония» (25 тыс. экз.) и «Вечер» (29 тыс. экз.), на албанском языке «Фляка э веллазеримит» (4 тыс. экз.) и на турецком - «Бирлик». С 1993 действует Македонское информационное агентство.

Ведется вещание на трех радио- и трех телеканалах - на македонском, албанском и турецком языках. Всего в Македонии 49 радиостанций и 31 телестанция. Македонское население владеет 410 тыс. радиоприемниками и 510 тыс. телевизорами. В Македонии ок.410 тыс. телефонных линий и более 12 тыс. мобильных телефонов. В 2001 было 100 тыс. пользователей Интернет.

В истории человечества небольшая страна Македония оставила глубокий след. Начиная с древнейших времен, с ее судьбой были связаны история Греции и Рима, славян и Византийской империи, завоевания турок и борьба за национальное и социальное возрождение балканских народов.

ИСТОРИЯ

В эпоху античности Македония играла большую роль в жизни племен и народов Балканского полуострова, особенно в жизни греческих государств. Лишившись самостоятельности вследствие римской экспансии, она в составе римской провинциальной системы была важным стратегическим центром защиты римских коммуникаций в восточном Средиземноморье. Римляне широко использовали производительные силы македонской провинции, бесконтрольно эксплуатируя ее природные богатства.

Эта богатая и сложная македонская история в той или иной мере изучалась историками на протяжении последних двухсот лет.

Греко-македонские отношения, как история древнего мира вообще, стали предметом широкого изучения уже в XVIII в., в период обострившейся борьбы восходящей к власти буржуазии против старых феодальных порядков. В то время вопросы македонской истории освещались главным образом при изложении истории Греции. Общий взгляд на Македонию как на страну, имевшую свой политический строй, общественную жизнь и исторические судьбы, отсутствовал. Македонская история считалась частью греческой.

Первые работы историков идеализировали и модернизировали македонскую монархию. В этом отношении характерны исследования по истории Греции английского ученого конца XVIII в. Митфорда. Будучи консерватором, ярым противником французского революционного движения, он главное внимание обращал на развитие аристократического государства, представительницей которого выступала Спарта, и на прославление монархической власти в Македонии. В монархическом правлении Митфорд находил главное преимущество Македонии перед ее южными соседями. Он считал возможным отождествлять македонскую монархию со старой конституцией Англии, а борьбу за престолонаследие и распри между македонскими племенами сравнивать с положением Англии до войны Белой и Алой розы.4) Такой модернизаторский подход привел автора к искажению процесса разложения родовых связей и возникновения македонского государства, к неправильным представлениям о греко-македонских отношениях.

Ярыми противниками взглядов Митфорда выступили в Германии -- Нибур, в Англии -- Грот. Они, наоборот, высказали свою пристрастность к афинской демократии и отрицательное отношение к Македонии и ее учреждениям.

В своих исследованиях о древней истории Нибур всюду подчеркивал свои симпатии к Афинам, антипатию к Спарте, Фивам и в особенности к Македонии и Александру Не понимая ни социально-экономических причин партийной борьбы в IV в. в Афинах, ни сущности сложения македонской государственности, боннский профессор Нибур сводит эти большие проблемы по существу к истории двух государственных деятелей: македонского -- Филиппа, греческого -- Демосфена. Все авторские симпатии на стороне Демосфена и его единомышленников.

Близки к суждениям Нибура взгляды Джорджа Грота, изложенные им в двенадцатитомном труде «History of Greece», крайне идеализировавшем афинскую демократию. В ней автор видел самое чистое олицетворение свободы и равенства, находил идеал буржуазной демократии.

Как и Нибур, который называл македонян разбойниками и желал, чтобы «разверзлась земля и проглотила всех македонцев», Грот считал, что с македонского периода политическая и общественная жизнь Греции стеснена, что этот период не вызывает никакого исторического интереса, так как он вовсе не влиял на последующую судьбу мира.

Если Нибур и Грот игнорировали Македонию и считали ее только темным пятном в истории, «отвратительным отложением всякого извращения, гнили и мертвечены», то Дройзен, наоборот, придавал большое значение Македонии, Александру и его политике по отношению к покоренным народам.10)

Политический идеал Дройзена -- объединение Германии под властью прусской монархии, и ему историк искал оправдания в древней истории. Этот идеал получил особую популярность. Его стали в то время успешно пропагандировать представители немецкой исторической науки.

В оценке отношений Македонии и Греции Дройзен имел в виду отношение Пруссии к тогдашней Германии. Этот взгляд историка влиял на оценку фактов истории прошлого. В его «Истории эллинизма» македонская монархия изображается как высшая форма национального объединения греков.

Идеализируя македонский быт, обычаи и нравы, Дройзен обнаруживал преклонение перед Филиппом и Александром и восторженно отзывался об их агрессивной политике. Он указывал, что высшей целью Филиппа, для достижения которой он отдал все свои старания и силы, являлось объединение Греции.

По отношению к Греции, к афинской демократии вообще и к Демосфену в частности Дройзен несправедливо строг и критичен. Он обвинял Демосфена в близорукости его политики, в никчемности его патриотических устремлений.

Против Дройзена, особенно против духа его исследования, выступили французские ученые. Они стали подозревать, что критика немецких историков имела конечной целью пропаганду в пользу пангерманского союза под гегемонией Пруссии. По выражению греческого ученого Жана Каллериса, создалась дуэль между парижскими «афинянами» и «македонскими империалистами» Берлина.Французские ученые подчеркивали, что греки заплатили потерей своих демократических свобод за панэллинский союз под гегемонией Македонии.

Общие работы Нибура, Грота и Дройзена в свое время оказали большое влияние на буржуазную историографию античного мира вообще и греко-македонских отношений в частности. Они в известной мере способствовали и выходу специальных работ по истории античной Македонии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.