Рефераты. Стекольная и фарфорофаянсовая промышленность России

p align="left">Настоящее время

Крупнейшими производителями фарфора и фаянса в мире являются: «Розенталь» и «Хученройтер» в Германии, «Бернарде» и «Дюпе» во Франции, «Уэджвуд» в Великобритании, «Норитакэ» в Японии, Будянский фаянсовый завод на Украине.

Фарфорово-фаянсовая промышленность России включает: Конаковский фаянсовый завод, Краснодарский фарфоро-фаянсовый завод, Дулёвский фарфоровый завод, Лефортовский фарфоровый завод, завод "Саракташский фаянс", Императорский (Ломоносовский) фарфоровый завод, Корниловский фарфоровый завод и другие.

2.4 Дулёвский фарфоровый завод

Дулевский фарфоровый завод был основан в 1832 году купцом Терентием Кузнецовым, который менее чем за 20 лет сделал его ведущим фарфоровым предприятием России.

Фарфор завода отличался благородной простотой - ослепительная белизна сочеталась с великолепной позолотой и равномерным, насыщенным блеском глазури. Но для успешного сбыта посуды требовалась иная роспись - более яркая, броская. Поэтому акцент был сделан на самобытность, народное творчество, национальные особенности и традиции, в результате которого родился неповторимый дулевский стиль - "агашки". От бесхитростных агашек и розанов, от народного письма по керамике пошли все дулевские рисунки, в них - душа Дулевского фарфорового завода.

За более чем 170-летнюю историю Дулевского фарфорового завода многое изменилось.

Сегодня это технически оснащенное предприятие, с непрерывным технологическим циклом на котором работает около 3-х тысяч человек. И он по прежнему является одним из крупнейших заводов Европы, специализирующийся на выпуске высококачественного фарфора для самых широких слоев населения.

Изделия подмосковных мастеров были отмечены многочисленными премиями и наградами.

Скульптура А. Г. Сотникова "Сокол", получившая золотую медаль и "Гран-при" в 1958 году на всемирной выставке в Брюсселе, стала нашим символом, а ее графическое изображение - торговой маркой предприятия. В 1976 году за выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли завод был награжден орденом Ленина.

Изделия заводских художников украшают музеи и картинные галереи страны, пользуются спросом у коллекционеров всего мира.

Завод представляет работы художников П. Леонова, В. Яснецова, А. Сотникова, С.Аникина, В. Васильева, К. Кукушкина, С. Медведева, А. Бржезицкой, Г. Чечулиной, О.Богдановой, А. Карпова, В. Городничева, Н. Роповой, В. Шириной, М. Обрубова, М.Безенковой, В. Ропова и др. которые, сохраняя исторические традиции дулевского фарфора, создают работы, достойные самого широкого признания.

Дулевские фарфористы проводят большую работу по внедрению новых форм и рисунков. Над совершенствованием технологических процессов изготовления фарфора непрерывно работают технологи и теплотехники, конструкторы и механики завода.

ПК "Дулевский фарфор" является многократным дипломантом программы "100 лучших товаров России".

Дулевский фарфоровый завод поставляет свою продукцию в 75 регионов России, в 6 стран ближнего зарубежья, а также в США, Канаду, Норвегию.

В настоящее время завод выпускает изделия самого широкого ассортимента:

1. для кафе и ресторанов - "белую", с люстровой отводкой, отводка золотом, с рис. "Воспоминание" (разделка N285), а также принимаем заказы на другие виды декорирования и логотипы на данный ассортимент посуды.

2. для оптовой и розничной торговли - все виды столового и чайного ассортимента.

3. подарочный фарфор - скульптура, подарочные наборы, вазы, декоративные тарелки и многое другое.

Качество, богатый ассортимент и невысокие цены привлекают покупателей.

В 1832 году в Дулёве фамилией Кузнецовых, выходцев из гжельских крестьян-старообрядцев, был основан фарфоровый завод. Земли, на которых впоследствии расположился завод, были куплены дедом самого известного в Российской империи фарфорового фабриканта Матвея Кузнецова-- Терентием Яковлевичем Кузнецовым в 1832 году у обедневших помещиков Сарычевых. Пустошь Дулево во Владимирской губернии представляла из себя низкие, болотистые земли, покрытые бесконечными лесами.

Предприятие постоянно расширялось, в 1843 году, ещё при жизни старшего Кузнецова, был основан завод в Риге. После этого, наладив производство, они стали продавать посуду в Риге по демпинговым ценам. Конкуренты со временем разорились и в главном городе Лифляндской губернии продавался только фаянс Кузнецова.

В январе 1864 года Сидор Терентьевич скончался, его сын Матвей стал его единственным наследником, но до совершеннолетия (1867) управлял заводом под попечительством трёх зятьев-- М.В.Анисимова, А.Я.Щепетильникова и С.В.Балашова. Управлял он успешно: известно, например, что в 1866 году годовой доход Дулевского завода достиг 115 200 рублей.

Первым сильным ходом Матвея стало приобретение в 1870 году фабрики Ауэрбаха в селе Кузнецово Тверской губернии. Предприятие славилось фаянсом хорошего качества, использовало современные технологии украшения изделий печатными рисунками, и было давно известно на рынке.

При М.С.Кузнецове завод прошёл период развития промышленности, расширялся ассортимент, завод развивался. Стали выпускать фарфор, полуфаянс, майолику-- все, что требовал рынок: писсуары, умывальные доски, ванны, печи и камины, как говорилось тогда, на любой кошелек-- от 30 до 3000 рублей за штуку. Когда Россия начала электрифицироваться, фабрики Кузнецова стали выпускать изоляторы.

В 1882 году в Москве проходила Всероссийская художественно-промышленная выставка, и Кузнецов принял в ней участие. Кроме постройки павильона для собственной продукции, он безвозмездно оказал услуги по украшению главного Императорского павильона. За эти заслуги Матвей Сидорович удостоился чести быть представленным императору Александру III. Фабрикант использовал это обстоятельство и поднёс императрице Марии Федоровне фарфоровый чайный сервиз. Сервиз ей очень понравился и за оказанные услуги Кузнецову были объявлены две высочайшие благодарности, а позже-- в 1883 году Матвей Кузнецов был награжден орденом Святого Станислава III степени за полезную деятельность на поприще фарфоровой промышленности. На рижской фабрике была построена часовня, названная в память 25-летия царствования императора Александра II. Это не прошло даром и в декабре 1887 года Кузнецов был награжден орденом Святой Анны III степени. Храмы при фабриках были полезны также и по причине того, что религиозность рабочих укрепляла производственную дисциплину. В том же 1887 году был построен и освящён храм во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Дулёве.

Новые фабрики строились в соответствии с последними достижениями технического прогресса. К примеру, фабрика построенная в 1887 году в селе Буды Харьковской губернии имела две паровые машины и работала на каменном угле. На том предприятии были электрифицированы все цеха, проведены телеграф и телефон. А Дулевский завод перед I мировой стал по своему техническому оснащению одним из лучших в Европе.

В 1890-е годы в Петербурге, Москве, Харькове, Ростове, Одессе, Киеве, Варшаве и Тюмени работали постоянные торговые представители Матвея Кузнецова. В Петербурге и в Москве работали по два фирменных магазина.

В течение семидесяти лет популярностью пользовался дулевский «агашечный» фарфор: посуда, украшенная яркими розанами, нанесёнными на фарфор пальцем вместо кисти.

В XX век Кузнецов вступил в качестве самого маститого производителя фарфорофаянсовых изделий в России, это было отмечено в 1902 году званием поставщика императорского двора. Самые выгодные заказы предлагались ему первому. Именно кузнецовские кружки с императорскими гербами должны были раздавать народу на Ходынском поле во время коронационных торжеств 1896 года, годовой оборот достиг семи миллионов рублей.

«Товарищество М.С.Кузнецова» во время революции 1905 года устояло.

Матвей Кузнецов умер в 1911 году, а шесть лет спустя, в 1917, Сергея Матвеевича Кузнецова изгнали с Дулёвской фабрики. С.М.Кузнецова вызвали в партийный комитет и предложили ему в течение двух часов покинуть Дулево.

Заводы товарищества пережили непростые времена начала становления СССР, и были восстановлены после гражданской войны и разрухи. Они выпускали всё тот же кузнецовский фарфор и фаянс с добавлением в ассортимент агитационного фарфора и посуды с ликами вождей. Стараний и усилий Матвея Кузнецова хватило не на один десяток лет; обновление и расширение производства понадобилось только в 1930-х годах. История кузнецовского фарфора продолжалась и без Кузнецовых, а произведения выращенных при Кузнецове художников еще много лет исправно приносили советским фарфоровым заводам медали и призы на международных выставках.

Дворец культуры Дулёвского фарфорового завода построен в 1927--1930 годах выдающимся архитектором К.С.Мельниковым. Здание является памятником архитектуры.

2.5 Императорский фарфоровый завод

Императорскийфарфоровыйзавод-- явление уникальное. Его продукция-- художественный фарфор, является первым фарфором России, как по времени своего возникновения, так и значительному вкладу в российскую и мировую культуру.

Изделия завода своими лучшими образцами декоративно-прикладного искусства завоевывали высокие награды на международных выставках в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Брюсселе, Вене. Они представлены в собраниях крупнейших музеев мира и в частных коллекциях. За право обладать ими борются на престижных международных аукционах «Сотбис» и «Кристи».

Художественное реномеимператорского фарфора значительно возросло после того, как коллекция заводского музея, которая включает образцы продукции завода с серединыXVIIIвека-- до современных работ художников, перешла под патронат Государственного Эрмитажа, а музей, оставаясь на заводе, стал филиалом мировой сокровищницы культуры.

Императорскийфарфоровый завод-- один из немногих сохранившихся заводов, которому удалось пережить катаклизмы революций и войн, целые исторические эпохи, и при этом на протяжении почти трех веков постоянно создавать «фарфоровую летопись» Северной Пальмиры и всей России.

Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицыЕлизаветы стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе.

Именно здесь талантливый русский ученый Д.И.Виноградов(1720-1758) открыл секрет изготовления «белого золота». Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.

В первые годы на Невской порцелиновой мануфактуре изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки для императрицы ЕлизаветыПетровны, которые она, в свою очередь, дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков. С1756года, когда Виноградову удалось построить большой горн, стали изготавливать более крупные предметы. К этому времени относится и создание первого сервиза «Собственного», принадлежавшего лично императрице.

С50-хгодов начали делать фарфоровые «куклы»-- фигурки людей и животных. Несмотря на увеличение производства фарфора, изделия были доступны лишь узкому кругу приближенных. ВХVIIIвеке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать столы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.