Доходы населения
В 2006 году номинальные денежные доходы в расчете на душу населения составили 133,5 тыс. рублей, в том числе в декабре - 16734 рубля, что выше уровня предыдущего месяца на 38%.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросли на 9,9 процента.
В прошлом году население израсходовало на покупку товаров и оплату услуг 337,5 млрд. рублей, оплату обязательных платежей и взносов - 27,1 млрд. рублей, покупку иностранной валюты - 22,2 млрд. рублей, приобретение недвижимости - 8,4 млрд. рублей. Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах составило 26,7 млрд. рублей.
В декабре 2006 года, по сравнению с аналогичным периодом 2005 года, в структуре использования денежных доходов снизились потребительские расходы населения на 3 процента, сократились расходы на покупку иностранной валюты и приобретение недвижимости на 2,7 и 0,2 процента соответственно, но возросли расходы на обязательные платежи и взносы на 0,2 процента, и увеличилась доля сбережений во вкладах и ценных бумагах на 2,6 процента.
Средняя номинальная заработная плата, начисленная за декабрь 2006 года работникам крупных, средних и малых организаций составила 12913 рублей, по сравнению с декабрем 2005 года увеличилась на 25%. Реальная заработная плата, рассчитанная с учётом индекса потребительских цен, к уровню декабря 2005 года составила 115,1%.
По данным организаций (без субъектов малого предпринимательства), сообщивших сведения о задолженности по заработной плате по состоянию на 1 января 2007 года (по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности), просроченная задолженность составила 63,1 млн. рублей (уменьшилась за месяц на 66,8 млн. рублей, или в 2,1 раза). Численность работников, перед которыми организация имеет просроченную задолженность по заработной плате, составила 8 тыс. человек против 17,7 тыс. человек в соответствующем периоде прошлого года.
Рынок труда
В декабре 2006 года на крупных, средних и малых предприятиях и организациях области работало 1237 тыс. человек (83 процента от общей численности занятых в экономике). Численность работающих по сравнению с декабрем прошлого года увеличилась на 0,1 процента.
К концу декабря 2006 года нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах государственной службы занятости, на одну заявленную вакансию составила 1,8 человека против 2,4 - в декабре 2005 года
К концу декабря 2006 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 25,1 тыс. незанятых трудовой деятельностью граждан. Численность официально зарегистрированных безработных против соответствующего периода прошлого года уменьшилась на 5,3 тыс. человек, или на 18%, и составила 23,9 тыс. человек.
В декабре 2006 года статус безработного получили 4,6 тыс. человек (на 0,7 тыс. человек, или на 14%, меньше, чем в декабре 2005 года). Размеры трудоустройства безработных были на 0,5 тыс. человек, или на 26%, меньше, чем в декабре прошлого года, и составили 1,4 тыс. человек.
На конец декабря 2006 года уровень регистрируемой безработицы составил 1,5% от экономически активного населения.
Демографическая ситуация
Численность постоянного населения области по оценке на начало января 2007 года составила 3177,4 тыс. человек. За 2006 год численность населения уменьшилась на 11,6 тыс. человек. Число родившихся по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 1,5 процента, число умерших сократилось - на 3,6 процента, превысив число родившихся в 1,6 раза (в 2005г. - в 1,7 раза).
Естественная убыль, как устойчивый и долговременный фактор сокращения населения, наблюдалась на всех территориях области, кроме Автозаводского района г. Тольятти и поселков городского типа Поволжский, Рощинский.
В структуре смертности населения Самарской области на первом месте - болезни системы кровообращения (51,6 % от всех зарегистрированных случаев смерти). Доля умерших от несчастных случаев, отравлений и травм составила 13,4 процента, от новообразований - 12,2 процента.
Положительный миграционный прирост остается единственным элементом, частично замещающим естественную убыль населения. Он формируется за счет межрегиональной миграции внутри России и миграции со странами ближнего зарубежья. В 2006 году миграционный прирост по области составил 6,5 тыс. человек, сократившись по сравнению с 2005 годом на 0,6 тыс. человек. Значительная часть (59,7%) миграционного прироста между областью и странами СНГ и Балтии приходится на Казахстан (865) и Узбекистан (2104.).
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число зарегистрированных браков увеличилось на 4,4 процента, число разводов - на 7,4 процента. В целом по области в 2006 году на 1000 образовавшихся брачных пар пришлось 587 распавшихся (в 2005 г. - 571).
Региональная промышленная политика: миф или реальность?
Если же разговор заходит об осуществлении субъектом Федерации своей промышленной политики, то и сегодня многие высокопоставленные федеральные чиновники отказываются понимать, о чем идет речь.
И вдруг в этом году в Санкт-Петербурге выходит солидная монография с вызывающим названием: “Региональная промышленная политика: формирование и реализация”. Автор вызова - самарский губернатор Константин Титов, с которым мы и беседуем.Корр.: Константин Алексеевич, в названии книги говорится о “реализации”. Значит, уже есть что реализовывать, то есть “региональную промышленную политику”?
Титов: Конечно. Я - практик и пишу о том, что делал и делаю.
Корр.: Губернатор, как лицо, избираемое народом, не может не быть политиком, а политику выгоднее подавать свои дела через публицистику, яркую и доступную. Так сделали Глазьев, Жириновский и др. Вы же избрали научное изыскание - жанр, трудный для восприятия. Почему?
Титов: Потому что хочется не произвести впечатление, а вникнуть, разобраться.
Корр.: А что, никто допреж не вникал?
Титов: Вникали, но прежние наработки плохо используются.
Вот пример. Еще в 80-е годы О.Дмитриева провела исследования бюджетных отношений между федеральным центром и республиками Средней Азии. Ею было доказано, что “незаработанные” средства, полученные этими регионами, привели лишь к тому, что личные доходы их жителей стали выше личных доходов населения промышленных, “зарабатывающих” областей и республик. Что мы с вами и видели! А вот ожидаемого повышения уровня экономического развития республик Средней Азии эти финансовые инъекции не принесли. Примерно то же происходит и сегодня. Неадекватна методика расчета средств, направляемых в регионы из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Чем хуже динамика роста внутреннего регионального продукта, тем более существенные суммы выделяются. Такой подход не стимулирует рост доходной базы регионов, сводит на нет усилия по развитию реального сектора экономики. К чему еще кроме иждивенчества может привести предоставление местным администрациям налоговых льгот одновременно с трансфертами на возникающий дефицит бюджета?
Корр.: Вам выгодны выводы Дмитриевой, вы ведь руководитель сильного, адаптированного к новым экономическим условиям региона.
Титов: К этим выводам автор пришла на основе научного анализа, который с начала 90-х служил базой социально-экономического развития Самарской области. Поэтому естественно, что наши экономические векторы совпадают.
Корр.: Я не экономист, но допускаю, что есть научные изыскания с иными выводами.
Титов: В журналистике один и тот же факт можно осмысливать по-разному, науке такое своеволие несвойственно. Исследование McKinsey Global Institute показало, что в России значительный потенциал риска связан с поддержкой органами власти, как правило, низкоэффективных предприятий.
Корр.: И на каких же принципах рекомендует наука выстраивать политику поддержки центром субъектов Федерации?
Титов: Как мне представляется, необходимо разделить регионы в зависимости от их доходной базы на следующие группы:
1. Регионы-доноры, среди которых следует различать сырьевых доноров и доноров обрабатывающих производств.
2. Регионы-реципиенты.
3. Регионы сферы стратегических государственных интересов страны.
Наиболее льготные условия, думается, должны быть предоставлены регионам-донорам обрабатывающих производств.
Корр.: То есть вы упорно настаиваете на поддержке сильных, промышленно развитых территорий?
Титов: Да.
Корр.: А как это согласуется с постулатами социал-демократии, гласящими о необходимости помощи слабым?
Титов: То о людях. С территориальными образованиями иначе. Здесь надо давать удочку тем, кто умеет ловить. Отдельные территории могут и должны стать, по теории Ж.Будвиля, полюсами роста, реализующими в экономике всей страны функцию прогресса. Для России это справедливо вдвойне, так как во времена СССР промышленность развивалась не по законам конкуренции, регионы специализировались на производстве монопродукта. И сегодня помощь судостроению в Санкт-Петербурге не перечеркивает поддержку автомобилестроения Самарской области.
Корр.: Легко давать советы другим. А давайте поговорим о региональной промышленной политике. Зачем она, собственно, нужна?
Титов: Начать с того, что ушла в прошлое система централизованного планирования и административно-командного управления, и процесс регионализации охватил все аспекты жизнедеятельности, в том числе функционирование российской промышленности.
Второе - в ряде ситуаций рынок обнаруживает свою “недостаточность”, не позволяет достигнуть максимально возможной эффективности.
Третье - в условиях низкого КПД регулирующих законов федерального уровня именно региональные и муниципальные власти вынуждены принимать экономические решения.
Корр.: Взаимоотношения между национальной экономикой и экономикой региона - это взаимоотношения отца и сына?
Титов: Достаточно условное сравнение. Можно вспомнить старшего и младшего братьев. Истина то, что между национальной экономикой и экономикой региона нельзя ставить знак равенства.
Корр.: А если подробнее?
Титов: Понятно, что регион обладает ограниченным политическим и экономическим суверенитетом, ибо функционирует в рамках правовой, финансовой и других национальных систем. Объединение усилий центра и субъекта РФ продуктивно в сферах структуры производства, природных ресурсов, инвестиционного процесса, доходов, занятости. На уровне региона больший приоритет отдается инфраструктуре, расселению, агломерации, экологии.
Корр.: А если вернуться к промышленной политике?
Титов: В целом понятие промышленной политики может быть сформулировано так: стратегия, образ действий, направленные на развитие и повышение промышленного производства, конкурентоспособности продукции и предприятий, повышение качества жизни населения и обеспечение его занятости. Вычленим отсюда качество жизни населения, повышение которого является основной целью промышленной политики на региональном уровне.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8