Рефераты. Разработка обоснованного проекта устойчивого борта карьера

Разработка обоснованного проекта устойчивого борта карьера

Министерство образования Российской Федерации

Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И. Носова

Факультет горных технологий и транспорта

Кафедра открытой разработки месторождений полезных ископаемых

Курсовая работа

по дисциплине "Основы геомеханики"

по теме: "Разработка обоснованного проекта устойчивого борта карьера"

Проверил: доцент, канд. тех. наук

Черчинцева Т.С.

Выполнил: студент группы 0905

Бондарев К.О.

Магнитогорск 2008

Содержание

  • Введение
    • 1. Условия залегания и физико-механические свойства пород массива
    • 1.1 Определение коэффициента структурного ослабления и удельного сцепления пород в массиве
    • 1.2 Обоснование угла внутреннего трения и удельного веса пород в массиве
    • 1.3 Усреднение физико-механических свойств массива
    • 2. Обоснование устойчивого результирующего угла откоса борта карьера
    • 2.1 Определение расчетных усредненных свойств массива
    • 2.2 Определение проектного угла устойчивого плоского откоса
    • Заключение
Введение

Для глубоких карьеров большое экономическое значение имеет максимально возможное увеличение углов откоса борта: снижение на 2-30 ведет к росту общего объема вскрыши на 5-10 млн. м3 на один километр периметра карьера глубиной около 300 м.

С другой стороны, на необоснованно крутых бортах неизбежно развиваются деформации в виде оползней и обрушений. В этом случае на поддержание транспортных коммуникаций в зонах деформаций затрачивается много времени и средств, приходится прибегать к уменьшению размеров взрывных блоков и увеличивать частоту взрывов. Иногда оползневые борта требуют консервации или перепроектирования карьера, что, в свою очередь, ведет к потерям полезного ископаемого, уменьшению размеров карьера в плане, усложнению технологии горных работ.

Из изложенного напрашивается вывод: в конкретных горнотехнических условиях месторождения необходим поиск оптимальных параметров откоса борта и его уступов.

Таким образом, целью геомеханических изысканий является обоснование оптимальных проектных решений, которые обеспечивают, с одной стороны, экономичность производства, с другой - безопасность горных работ.

Геомеханические исследования включают в себя изучение: физико-механических свойств породного массива и изменение их с глубиной; геологических структурных особенностей залегания пород; взаимосвязи напряжений в массиве и деформаций пород в выработках; прогнозирование вероятных деформаций и мероприятия по их предупреждению.

Исходные данные

Рисунок 1 Поперечное сечение месторождения по лежачему боку залежи: А -нижняя бровка проектного борта карьера; Н - высота борта карьера

Таблица 1.

Исходные данные

Номер варианта

1

Глубина карьера, Н, м

360

Мощность песчано-глинистых отложений, m1, м

15

Мощность сильнотрещиноватых скальных пород, m2, м

200

Срок службы карьера, лет

25

Таблица 2.

Физико-механические свойства образцов пород и их структурные особенности в массиве

Тип пород и их свойства

Песчано-глинистые отложения

Сильно трещиноватые скальные

Средне трещиноватые скальные

Удельный вес , МН/м3

0,025

0,034

0,035

Удельное сцепление С0, МПа

0,03

11,4

11,6

Угол активного внутреннего трения , град

21

33

30

Среднее расстояние между трещинами, , м

-

0,24

0,5

1. Условия залегания и физико-механические свойства пород массива

1.1 Определение коэффициента структурного ослабления и удельного сцепления пород в массиве

Так как свойства пород заданы для образцов пород, их необходимо пересчитать на условия массива.

Удельное сцепление - это прочность породы на сдвиг, то есть минимальное касательное напряжение, при котором происходит смещение одной части породы по отношению к другой.

Интенсивность трещиноватости - это количество трещин, приходящихся на 1 погонный метр массива , где - среднее расстояние между трещинами всех систем, м.

Коэффициент структурного ослабления можно определить эмпирической формулой

,

где а - коэффициент, учитывающий прочность образца (Со) и характер трещиноватости, Н - высота откоса, для которого производятся геомеханические расчеты, м. Глинистые наносы можно считать монолитными, для них Ксо = 0,8 и сцепление их в массиве снижается незначительно.

Степень снижения прочности характеризуется величиной коэффициента структурного ослабления , где С, Со - удельное сцепление пород в массиве и образце соответственно, МПа. Зная Ксо, можно вычислить для всех типов скальных пород их удельное сцепление в массиве

С = Ксо * Со.

Результаты вычислений представлены в таблице 3.

1.2 Обоснование угла внутреннего трения и удельного веса пород в массиве

Угол внутреннего трения пород - это угол предельного равновесия, при котором одна часть породы относительно другой находится в равновесии при полном отсутствии сцепления между этими частями. Для снижения влияния ошибки в расчете сил трения, которая может привести к завышению расчетной устойчивости откоса, принимают величину tg всех типов пород в расчетах на 10% ниже: tg = 0.9 * tg , откуда

= arctg (0.9*tg ).

Удельный вес пород в равной степени оказывает влияние на величину как касательных (разрушающих) сил, так и сил трения, поэтому в расчетах принимается = .

Результаты расчетов свойств пород в массиве занесены в таблицу 3 и в таблицу на схеме.

Таблица 3.

в образце

в массиве

породы

Со

l

Kсо

C

а

Песчано-глинистые отложения

0,03

21

0,025

-

-

0,8

0,02

0

19

0,025

Сильно

трещиноватые скальные

11,4

33

0,034

0,24

4,17

0,04

0,49

3

30,3

0,034

Средне трещиноватые скальные

11,6

30

0,035

0,5

2,0

0,05

0,56

3

27,5

0,035

1.3 Усреднение физико-механических свойств массива

Из т. А (нижняя бровка откоса) проводим линию плоского откоса АВ под углом к горизонтали . Дугу линии скольжения проводят следующим образом: от верхней бровки откоса В отмеряют 0,25*Н - 0,25* 360 = 90 м, по верхней площадке (т. С). Из конца этого отрезка проводят луч под углом сдвига наиболее прочных пород массива к вертикали, или 300. Из нижней бровки проводят луч под тем же углом к откосу. Пересечение перпендикуляров, восстановленных к этим лучам в т. А и В, указывает центр дуги линии скольжения. Призма САВ является участком усреднения свойств пород.

Усредненная величина удельного сцепления

,

где С1. .3 - удельное сцепление пород, l1. .3 - длина участков линии скольжения:

По схеме находим: l1 =24 м, l2 = 200 м, l3 = 350 м

Тогда =0,51 МПа

Усредненный удельный вес пород

,

где - удельный вес пород всех типов, m1,2,3 - вертикальная мощность пластов пород всех типов:

Средний по блоку удельный вес определяется как средневзвешенный в соответствии с долевым участием разных типов пород

,

где S1,2,3 - площадь блока, занимаемая различными породами, Si - общая площадь i-го вертикального блока.

0,025 мН/м3

= 0,033 мН/м3

0,0345 мН/м3

Величина нормального напряжения , где - средний по i-му вертикальному блоку удельный вес пород, МН/м3, hi - высота i-го блока, м, - угол между направлением и вертикалью.

= 0,025 * 14 * cos2 52є = 0,13 мН/м2

= 0,033 * 128 * cos2 45є = 2,11 мН/м2

= 0,0345 * 130 * cos2 25є = 3,68 мН/м2

Усредненный угол внутреннего трения

= 28,3є

Результаты расчетов усредненных показателей заносим в таблицу на схеме.

2. Обоснование устойчивого результирующего угла откоса борта карьера

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.