Рефераты. Талакан - черное золото Якутии

table>

Варианты решения

Участники / Уровни бюджетов

Федеральный бюджет

Региональный бюджет

Сумма выплат

Распределение по бюджетам на 2001 г., %

40

60

1.1

ОАО «Саханефтегаз»

200

(301)

501

1.2

ОАО «Сургутнефтегаз»

24,4

36,6

61

Распределение по бюджетам на 2004 г., %

100

0

2

Проведение нового конкурса в 2004г.

200 начальная стоимость месторождения на предполагаемом конкурсе в 2004 г. при случае аннулирования конкурса 2001 г.

5. Общие условия задачи

В данном случае задача состоит из решения следующих вопросов:

1) расчёт затрат, понесённых каждой из сторон из средств федерального и регионального бюджетов;

2) расчёт потенциальных выгод каждого из возможных вариантов решения.

Общие условия федеральным собственником определялись следующим образом. Суммарные доходы, вместе с платежами по лицензии и остальными положительными эффектами, не должны быть ниже понесённых затрат на геологоразведочные и другие работы (произведенные за счет государства) и являться экономически выгодными для всех участников отношений недропользования.

Графически данное условие выглядит следующим образом:

Схема 1. Условия общей задачи денежных потоков в процессе недропользования

6. Этапы решения задачи. Введение новых параметров

И поэтапно Василий Николаевич определил параметры каждой из задач, которые в виде таблицы можно представить следующим образом:

Таблица №2. Совокупность затрат и расходов в процессе геологоразведочных работ, выдачи лицензии, разработки месторождения и транспортировки продуктов нефти и газа относительно государственных бюджетов федерального и регионального уровней (где (-) - означает затраты, (+) - выгоды).

1) +

Этапы

Затраты и доходы от освоения месторождения

Федеральный бюджет

Региональный бюджет

Первый

Затраты на геологоразведочные работы

--

--

Второй

Цена конкурса

Распределение по бюджетам

1) 40:60% (2001г.)

2) 100:0% (2004г.)

1) +

2) +

2) 0 + возможные субвенции Субвенция - целевое пособие, вид государственного содействия местным органам власти или отраслям хозяйства для решения определенных задач. В случае нарушения условий предоставления субвенция подлежит возврату. Выдача субвенций предполагает долевое участие центрального правительства в финансировании. При этом местные органы власти обязаны израсходовать сверх суммы выделенной субвенции определенную сумму собственных средств, что стимулирует местные органы власти в изыскании дополнительных источников дохода. Субвенции используются как средство контроля, усиливают зависимость местных органов от власти центра.

Третий

Выплаты по бюджетам в процессе разработки месторождения

+

+

Четвёртый

Социальная ответственность недропользователя

М.б.

(+) или 0

М.б.

(+) или 0

Пятый

Результаты освоения месторождения

Использование продуктов нефти в РС(Я)

Выгода от использования продуктов нефти (в котельных и др.) по внутренним ценам

(-) цена, (+) платежи населения за ЖКХ.

Шестой

Транспортировка нефти на экспорт

+

+ или м.б. субвенции из федерального бюджета

Итого

Сумма затрат и доходов по освоению месторождения должна отвечать следующим условиям

0

0

____________________________________________________________________________

При этом возможность количественного расчёта некоторых из коэффициентов будет считаться не возможной в рамках кейса, поскольку мы в праве утверждать, что платежи могут иметь место, но фактически быть не обязаны. Либо определяется сложностью выделения денежных потоков от конкретной деятельности в общем денежном потоке (например, выделение платежей использования продуктов нефти от платежей населения за ЖКХ). /Примечание автора/

Первый этап. Оценка себестоимости геологоразведочных работ

Интегрально затраты на геологоразведочные работы Талаканского месторождения являются суммой следующих составляющих:

1) затраты государственного бюджета времен СССР;

2) затраты бюджета Республики Саха (Якутия).

Однако, на сегодня представить общую сумму затрат на геологоразведочные работы по освоению Талаканского, да и многих других российских месторождений, сложно, в виду изменения экономических условий в стране и многих других внешних и внутренних факторов.

В этой связи принимаем следующее предположение: исходя из анализа экономической деятельности западных компаний, затраты на геологоразведочные работы оценим как величину порядка 10-20% от реализованной стоимости нефти[ Конторович А., член президиума СО РАН, директор ИГНГ СО РАН, академик. «Талакан и будущее нефтяной промышленности Якутии» // газета «Якутия», 15 мая 2001 г.].

Извлекаемые запасы Талаканского месторождения оценены в 124,2 млн. тонн. Это означает, что затраты на его разведку по мировым ценам можно оценить, как минимум, в ________млн. $ (здесь следует определиться с предполагаемой ценой нефти).

При этом необходимо иметь в виду, что геофизические работы и глубокое бурение в условиях крайнего Севера - Якутии всегда стоили много (часто, в 3-4- раза) дороже, чем даже в Западной Сибири. Поэтому можно предположить, что реальные затраты на разведку Талаканского месторождения следует оценить не меньше, чем в ________млн. $.

Задание. Найти сумму затрат на геологоразведочные работы Талаканского месторождения.

Условно принимаемые данные задачи:

- Затраты на геологоразведочные работы = 10 % от реализованной стоимости нефти;

- Себестоимость нефти 6$ за баррель;

- Найти затраты на разведку тонны нефти, если 7 баррелей составляют 1 тонну;

- Извлекаемые запасы Талаканского месторождения = 124,2 млн. тонн

- Затраты применительно к условиям Севера принять в 3 раза более дорогими.

Второй этап. Цена конкурса

В сводную таблицу сумм выплат в бюджеты федерального и регионального уровней (Таблица №1) можно внести некоторые коррективы в 3-ий вариант «Проведение нового конкурса (аукциона) в 2004г.». Он предусматривает возможные определённые выплаты - субвенции из федерального бюджета в региональный бюджет.

Согласно ФЗ «О недрах» (ст. 40) минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10 процентов от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации.

Задание: определить согласно ФЗ «О недрах» минимальный размер разового платежа за лицензию на разработку месторождения исходя из следующих данных:

1. Уровень добычи нефти на Талаканском месторождении на период с 2003-2010 гг.

Таблица - 2. Фактический и плановый уровень добычи нефти на Талаканском месторождении.

Годы разработки

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2015

2020

Уровень добычи, тыс. тонн

223,5

194

258,5

250

352

346

346

3695

9236

9763

2. Принять уровень налоговой ставки НДПИ равной 2082 руб. за тонну (по данным на 2006 г.).

3. Курс доллара считать равным 26 руб.

Вопрос: Насколько, по Вашему мнению, российская практика расчёта минимального размера разового платежа за лицензию на разработку месторождения является экономически обоснованной?

Третий этап. Выплаты по бюджетам в процессе разработки месторождения

(1) Федеральные налоги

Акциз

Налоговые ставки подакцизного минерального сырья на территории Российской Федерации составляют «Нефть и стабильный газовый конденсат» - 66 руб. за тонну.

Задание: рассчитать сумму акцизных платежей в федеральный бюджет во временном интервале 2003 - 2010 гг. При условии, что курс доллара составляет 26 рублей.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Налоговая ставка НДПИ - 2082 руб. за тонну на 2006 г.

Задание: рассчитать сумму НДПИ в федеральный бюджет во временном интервале 2003-2010 гг. (в долларах).

(2) Региональные налоги:

Налог на имущество организаций, транспортный налог.

(3) Местные налоги

Земельный налог.

Четвёртый этап. Социальная ответственность компаний

Приведем выдержки из интервью с Президентом Республики Саха (Якутия) Штыровым В.А., связанные с оценкой социальной ответственности конкретных компаний, действующих на территории Республики.

О социальной ответственности ОАО « НК ЮКОС»

Штыров говорил «… о необходимости компенсировать республике недополученные средства через социальную программу. Построить, например, конкретное количество современных школ в сёлах республики, или жилые дома для бюджетников. М. Ходорковский (глава ОАО «НК ЮКОС») посмотрел на меня снисходительно, по-моему, даже всерьёз не воспринял мои слова, поглядел с выражением: может дать ему что-нибудь, чтоб отстал. С той встречи я понял, что от этой компании республике пользы не будет. Её хозяева, похоже, считали главным для себя взять как можно быстрее и больше от «приватизированных» недр, не беспокоясь о том, что останется после них».

О социальной ответственности ОАО «Сургутнефтегаз»

«…Мы приветствовали приход в республику компании ОАО «Сургутнефтегаз», зарекомендовавшей себя в Западной Сибири как социально ответственная структура. Получив временную лицензию на право пользования центральным блоком Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения … «Сургутнефтегаз» сразу немедленно принялся за обустройство базы в Витиме (населённого пункта близ Талаканского месторождения)… За несколько месяцев было сделано больше, чем прежними недропользователями за годы. Параллельно с производственными проблемами компания стала решать социальные задачи. «Сургутнефтегаз» подписал 2 соглашения: с правительством республики и муниципальным образованием «Ленский улус». В рамках 2-го в г. Ленске построен 43-квартирный жилой дом (80 млн. руб.). Впервые за 15 лет квартиры получили бюджетники: врачи, учителя, ветераны войны. В рамках первого соглашения компания начинает строить здание республиканской сельхозакадемии (300 млн. руб.). …Обязательство компании построить в г. Мирном Якутский институт нефтяной промышленности. Делается генеральный план Витима, который станет базовым для «Сургутнефтегаз». В городе и промыслам будут проложены дороги. Планируется построить аэропорт, способный принимать все типы самолётов в Ленском районе компания намеревается построить школы, больницы, спортивный комплекс…»

Пятый этап. Использование продуктов нефти в РС(Я)

Вся нефть, добываемая на месторождении, в сыром виде сжигается на местных котельных. В этой связи, правомерно считать определёнными выгодами для региона использования нефти в государственных нуждах РС(Я) по контрактным ценам.

Контрактные цены на сырую нефть.

В структуре цен на нефть более 50% занимает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При формировании контрактных цен на нефть учтены материальные затраты предприятий с учётом индексов дефляторов Министерства экономического развития РС(Я).

Структура контрактной цены нефти сырой на 2006г. поставляемые для государственных нужд РС(Я) составляют: НДПИ - 2082 руб. за тонну + 2266 руб. за тонну (затраты + прибыль) = 4348 руб. за тонну -- контрактная цена сырой нефти ОАО «Сургутнефтегаз».

Задание: найти сумму выгод регионального бюджета покупки нефти по контрактным ценам относительно покупки нефти по рыночным ценам во временном интервале 2003 - 2010 гг. Объём использования нефти в государственных нуждах считать фиксированным в размере 200 тыс. тонн. Условно принимаемая цена за баррель 58$.

Шестой этап. Транспортировка нефти на экспорт

Транспортировка нефти на экспорт планируется после 2010 года, вместе с вводом в эксплуатацию нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». Данный этап приведен для полноты организационно-технологического представления процессов освоения месторождений и развития нефтегазового комплекса и в рассматриваемом расчете в количественных оценках не фигурирует.

ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ

Исходя из проведённого количественного и качественного анализа, обосновать и/или опровергнуть каждый из возможных решений дилеммы.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.