|
200 начальная стоимость месторождения на предполагаемом конкурсе в 2004 г. при случае аннулирования конкурса 2001 г.
Общие условия федеральным собственником определялись следующим образом. Суммарные доходы, вместе с платежами по лицензии и остальными положительными эффектами, не должны быть ниже понесённых затрат на геологоразведочные и другие работы (произведенные за счет государства) и являться экономически выгодными для всех участников отношений недропользования.
Графически данное условие выглядит следующим образом:
Схема 1. Условия общей задачи денежных потоков в процессе недропользования
6. Этапы решения задачи. Введение новых параметров
И поэтапно Василий Николаевич определил параметры каждой из задач, которые в виде таблицы можно представить следующим образом:
Таблица №2. Совокупность затрат и расходов в процессе геологоразведочных работ, выдачи лицензии, разработки месторождения и транспортировки продуктов нефти и газа относительно государственных бюджетов федерального и регионального уровней (где (-) - означает затраты, (+) - выгоды).
Этапы | Затраты и доходы от освоения месторождения | Федеральный бюджет | Региональный бюджет | |
Первый | Затраты на геологоразведочные работы | -- | -- | Второй | Цена конкурса Распределение по бюджетам 1) 40:60% (2001г.) 2) 100:0% (2004г.) | 1) + 2) + |
2) 0 + возможные субвенции Субвенция - целевое пособие, вид государственного содействия местным органам власти или отраслям хозяйства для решения определенных задач. В случае нарушения условий предоставления субвенция подлежит возврату. Выдача субвенций предполагает долевое участие центрального правительства в финансировании. При этом местные органы власти обязаны израсходовать сверх суммы выделенной субвенции определенную сумму собственных средств, что стимулирует местные органы власти в изыскании дополнительных источников дохода. Субвенции используются как средство контроля, усиливают зависимость местных органов от власти центра.
Третий | Выплаты по бюджетам в процессе разработки месторождения | + | + | ||
Четвёртый | Социальная ответственность недропользователя | М.б. (+) или 0 | М.б. (+) или 0 | ||
Пятый | Результаты освоения месторождения | Использование продуктов нефти в РС(Я) | Выгода от использования продуктов нефти (в котельных и др.) по внутренним ценам (-) цена, (+) платежи населения за ЖКХ. | ||
Шестой | Транспортировка нефти на экспорт | + | + или м.б. субвенции из федерального бюджета | ||
Итого | Сумма затрат и доходов по освоению месторождения должна отвечать следующим условиям | 0 | 0 |
____________________________________________________________________________
При этом возможность количественного расчёта некоторых из коэффициентов будет считаться не возможной в рамках кейса, поскольку мы в праве утверждать, что платежи могут иметь место, но фактически быть не обязаны. Либо определяется сложностью выделения денежных потоков от конкретной деятельности в общем денежном потоке (например, выделение платежей использования продуктов нефти от платежей населения за ЖКХ). /Примечание автора/
Первый этап. Оценка себестоимости геологоразведочных работ
Интегрально затраты на геологоразведочные работы Талаканского месторождения являются суммой следующих составляющих:
1) затраты государственного бюджета времен СССР;
2) затраты бюджета Республики Саха (Якутия).
Однако, на сегодня представить общую сумму затрат на геологоразведочные работы по освоению Талаканского, да и многих других российских месторождений, сложно, в виду изменения экономических условий в стране и многих других внешних и внутренних факторов.
В этой связи принимаем следующее предположение: исходя из анализа экономической деятельности западных компаний, затраты на геологоразведочные работы оценим как величину порядка 10-20% от реализованной стоимости нефти[ Конторович А., член президиума СО РАН, директор ИГНГ СО РАН, академик. «Талакан и будущее нефтяной промышленности Якутии» // газета «Якутия», 15 мая 2001 г.].
Извлекаемые запасы Талаканского месторождения оценены в 124,2 млн. тонн. Это означает, что затраты на его разведку по мировым ценам можно оценить, как минимум, в ________млн. $ (здесь следует определиться с предполагаемой ценой нефти).
При этом необходимо иметь в виду, что геофизические работы и глубокое бурение в условиях крайнего Севера - Якутии всегда стоили много (часто, в 3-4- раза) дороже, чем даже в Западной Сибири. Поэтому можно предположить, что реальные затраты на разведку Талаканского месторождения следует оценить не меньше, чем в ________млн. $.
Задание. Найти сумму затрат на геологоразведочные работы Талаканского месторождения.
Условно принимаемые данные задачи:
- Затраты на геологоразведочные работы = 10 % от реализованной стоимости нефти;
- Себестоимость нефти 6$ за баррель;
- Найти затраты на разведку тонны нефти, если 7 баррелей составляют 1 тонну;
- Извлекаемые запасы Талаканского месторождения = 124,2 млн. тонн
- Затраты применительно к условиям Севера принять в 3 раза более дорогими.
Второй этап. Цена конкурса
В сводную таблицу сумм выплат в бюджеты федерального и регионального уровней (Таблица №1) можно внести некоторые коррективы в 3-ий вариант «Проведение нового конкурса (аукциона) в 2004г.». Он предусматривает возможные определённые выплаты - субвенции из федерального бюджета в региональный бюджет.
Согласно ФЗ «О недрах» (ст. 40) минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10 процентов от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации.
Задание: определить согласно ФЗ «О недрах» минимальный размер разового платежа за лицензию на разработку месторождения исходя из следующих данных:
1. Уровень добычи нефти на Талаканском месторождении на период с 2003-2010 гг.
Таблица - 2. Фактический и плановый уровень добычи нефти на Талаканском месторождении.
Годы разработки | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2015 | 2020 | |
Уровень добычи, тыс. тонн | 223,5 | 194 | 258,5 | 250 | 352 | 346 | 346 | 3695 | 9236 | 9763 |
2. Принять уровень налоговой ставки НДПИ равной 2082 руб. за тонну (по данным на 2006 г.).
3. Курс доллара считать равным 26 руб.
Вопрос: Насколько, по Вашему мнению, российская практика расчёта минимального размера разового платежа за лицензию на разработку месторождения является экономически обоснованной?
Третий этап. Выплаты по бюджетам в процессе разработки месторождения
(1) Федеральные налоги
Акциз
Налоговые ставки подакцизного минерального сырья на территории Российской Федерации составляют «Нефть и стабильный газовый конденсат» - 66 руб. за тонну.
Задание: рассчитать сумму акцизных платежей в федеральный бюджет во временном интервале 2003 - 2010 гг. При условии, что курс доллара составляет 26 рублей.
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Налоговая ставка НДПИ - 2082 руб. за тонну на 2006 г.
Задание: рассчитать сумму НДПИ в федеральный бюджет во временном интервале 2003-2010 гг. (в долларах).
(2) Региональные налоги:
Налог на имущество организаций, транспортный налог.
(3) Местные налоги
Земельный налог.
Четвёртый этап. Социальная ответственность компаний
Приведем выдержки из интервью с Президентом Республики Саха (Якутия) Штыровым В.А., связанные с оценкой социальной ответственности конкретных компаний, действующих на территории Республики.
О социальной ответственности ОАО « НК ЮКОС»
Штыров говорил «… о необходимости компенсировать республике недополученные средства через социальную программу. Построить, например, конкретное количество современных школ в сёлах республики, или жилые дома для бюджетников. М. Ходорковский (глава ОАО «НК ЮКОС») посмотрел на меня снисходительно, по-моему, даже всерьёз не воспринял мои слова, поглядел с выражением: может дать ему что-нибудь, чтоб отстал. С той встречи я понял, что от этой компании республике пользы не будет. Её хозяева, похоже, считали главным для себя взять как можно быстрее и больше от «приватизированных» недр, не беспокоясь о том, что останется после них».
О социальной ответственности ОАО «Сургутнефтегаз»
«…Мы приветствовали приход в республику компании ОАО «Сургутнефтегаз», зарекомендовавшей себя в Западной Сибири как социально ответственная структура. Получив временную лицензию на право пользования центральным блоком Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения … «Сургутнефтегаз» сразу немедленно принялся за обустройство базы в Витиме (населённого пункта близ Талаканского месторождения)… За несколько месяцев было сделано больше, чем прежними недропользователями за годы. Параллельно с производственными проблемами компания стала решать социальные задачи. «Сургутнефтегаз» подписал 2 соглашения: с правительством республики и муниципальным образованием «Ленский улус». В рамках 2-го в г. Ленске построен 43-квартирный жилой дом (80 млн. руб.). Впервые за 15 лет квартиры получили бюджетники: врачи, учителя, ветераны войны. В рамках первого соглашения компания начинает строить здание республиканской сельхозакадемии (300 млн. руб.). …Обязательство компании построить в г. Мирном Якутский институт нефтяной промышленности. Делается генеральный план Витима, который станет базовым для «Сургутнефтегаз». В городе и промыслам будут проложены дороги. Планируется построить аэропорт, способный принимать все типы самолётов в Ленском районе компания намеревается построить школы, больницы, спортивный комплекс…»
Пятый этап. Использование продуктов нефти в РС(Я)
Вся нефть, добываемая на месторождении, в сыром виде сжигается на местных котельных. В этой связи, правомерно считать определёнными выгодами для региона использования нефти в государственных нуждах РС(Я) по контрактным ценам.
Контрактные цены на сырую нефть.
В структуре цен на нефть более 50% занимает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При формировании контрактных цен на нефть учтены материальные затраты предприятий с учётом индексов дефляторов Министерства экономического развития РС(Я).
Структура контрактной цены нефти сырой на 2006г. поставляемые для государственных нужд РС(Я) составляют: НДПИ - 2082 руб. за тонну + 2266 руб. за тонну (затраты + прибыль) = 4348 руб. за тонну -- контрактная цена сырой нефти ОАО «Сургутнефтегаз».
Задание: найти сумму выгод регионального бюджета покупки нефти по контрактным ценам относительно покупки нефти по рыночным ценам во временном интервале 2003 - 2010 гг. Объём использования нефти в государственных нуждах считать фиксированным в размере 200 тыс. тонн. Условно принимаемая цена за баррель 58$.
Шестой этап. Транспортировка нефти на экспорт
Транспортировка нефти на экспорт планируется после 2010 года, вместе с вводом в эксплуатацию нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». Данный этап приведен для полноты организационно-технологического представления процессов освоения месторождений и развития нефтегазового комплекса и в рассматриваемом расчете в количественных оценках не фигурирует.
ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕИсходя из проведённого количественного и качественного анализа, обосновать и/или опровергнуть каждый из возможных решений дилеммы.Страницы: 1, 2
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.