Рефераты. Декларация о независимости России 1990 года - (реферат)

Декларация о независимости России 1990 года - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    ДЕКЛАРАЦИЯ О НЕЗАВИСИМОСТИ РОССИИ 1990 ГОДА
    Вступление

Независимость России была провозглашена Декларацией 12 июня 1990 г. на 1 съезде народных депутатов РСФСР. Но в составе СССР независимость России могла быть лишь номинальной. Российские органы власти, Верховный Совет РСФСР и его Председатель, начали борьбу с союзными властными структурами. Противостояние двух центров власти персонифицировалось в борьбе двух президентов–избранного 15 марта 1990 г. на союзном съезде народных депутатов Президента СССР М. Горбачева и избранного 12 июня 1991 г. всенародным голосованием Президента России Б. Ельцина.

Противостояние российской и союзной властей оказывало дестабилизирующее влияние на общественно-политическую и социально-экономическую жизнь страны. Одним из главных методов сокрушения союзного центра Россия сделала всемирную поддержку национальных суверенитетов, пробудившихся национальных движений на окраинах Союза. Союзное руководство в стремлении сохранить всласть все больше склонялось к использованию силовых методов.

Кульминацией противоборства двух властей стали события 19 - 21 августа 1991 г. , известные как августовский путч ГКЧП. Российское руководство, возглавившее борьбу против путчистов, действовавших, по всей вероятности, с молчаливого одобрения Горбачева, сокрушило не только ГКЧП, но и обеспечило тем самым победу России и ее верховных органов над союзным Центром. С осени 1991 г. Конституция и законы РСФСР, съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР, Президент РСФСР получили полное верховенство на территории России. Независимость Российской Федерации стала реальной.

Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные задачи. И наиболее заметными и осознанными стали достижения России во внешней политике. Было фактически прекращено состояние “холодной войны”, снята угроза глобального военного конфликта социалистического Востока и капиталистического Запада. Прекратилась идеологизация внешней политики, а вместе с ней и поддержка антиамериканских режимов в “третьем мире”, и вдохновление региональных конфликтов. Но военно-политические уступки проводились зачастую в одностороннем порядке и не сопровождались реальной интеграцией Советского Союза в мировые сообщества. СССР постепенно утрачивал свои позиции мировой державы, а новой России это предвещало серьезные внешнеполитические проблемы. После распада СССР внешняя политика разделилась на два направления: отношения с независимыми государствами, бывшими ранее союзными республиками–“ближним зарубежьем”, и отношения с государствами, ранее являвшимися “внешними” для СССР– “дальним зарубежьем”.

    1. “Эпоха реформ”

На исходе XX века, пожалуй, наиболее трагичного и жестокого в истории России, страна в очередной раз оказалась подвергнутой тяжелейшим испытаниям. Проводимые с начала 90-х годов реформы затронули все без исключения сферы жизни общества. Всего за несколько лет произошли кардинальные изменения не только в социально-экономическом плане, но неузнаваемо трансформировались система ценностей и ориентиров, идеалы и мировоззрение граждан бывшего СССР. В 1991, после шести лет “перестройки” был дан старт болезненной и гигантской по своим масштабам и задачам компании по реформированию управления страной и народным хозяйством, внутриполитического устройства внешнеполитической стратегии.

Все это не замедлило отразиться как на духовном мире, так на быте граждан бывшего СССР.

Первыми попытками отвратить падение режима стала борьба с коррупцией в рядах высшей и средней партийной номенклатуры, Но если бы все заключалось в существовании таких как Рашидов, Медунов, Чурбанов, Щелоков, Гришин, то это было бы полбеды–воры и взяточники существуют во всех странах и при всех режимах - как ни как человеческий фактор играет свою роль. Но пагубна была вся система–неэффективная командно-административная экономика, лживая и утопичная идеология, полное отсутствие вразумительной национальной политики в многонациональном государстве и, наконец, у нас отобрали нашу историю до 1917, наши традиции, всевозможнейшими путями и, надо отметить не безуспешно, искореняли в народе то, с чем он жил почти тысячу лет– православие. Таким образом, необходимость коренного реформирования не то что назрела – она была жизненно необходима. Можно выделить два типа выхода государства из коммунистического тупика. Условно их можно назвать китайским и польским.

К первому относится постепенный, плавный переход к многоукладной экономике, поддержка малого и среднего бизнеса, широкомасштабное привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, государственное стимулирование ведущих отраслей экономики, финансовой сферы, сельского хозяйства при сохранении ведущей роли коммунистической партии и незыблемости (официально) коммунистической идеологии.

Ко второму типу относится проведение так называемой “шоковой терапии” либерализация цен, открытие границ для беспрепятственного ввоза импорта, сведение к минимуму вмешательство государства в экономику, стимулирование развития прослойки мелких собственников на фоне отказа от старой идеологии, всеобщей демократизации и провозглашения основных прав и свобод граждан. В результате разрыва хозяйственных связей, введения новых валют, таможенных пошлин и ограничений, увеличения расходов на управление усугубился экономический кризис.

Проводимые правительством России радикальные экономические реформы (шоковая терапия) вызвали неоднозначную оценку у населения . В стране назревал раскол общества и духовный кризис.

Сильнейший моральный удар был нанесен непосредственно развалом СССР. 25 миллионов русских остались за пределами России.

К тому же в наших когда-то братских республиках все больше стали проявляться сепаратистские и антирусские настроения, искусно подогреваемые бывшими первыми секретарями республиканских ЦК, а ныне президентами независимых государств. Наших бывших союзников по социалистическому лагерю интересует установление максимально тесных контактов со странами Запада в ущерб традиционному сотрудничеству с Россией. Страны-участницы Варшавского договора выстроились в очередь для вступления в НАТО– организацию, рост которой угрожает национальной безопасности России. Неуверенное поведение России на международной арене (заигрывание с Западом, постоянные уступки, предательство национальных интересов) так же не способствует духовному подъему.

    2. Влияние реформ на состояние общества

Говоря о духовном мире россиян в эпоху реформ, точнее о моментах оказывающих деструктивное влияние на него, необходимо упомянуть и о последствиях резкого отказа от существовавшей идеологии.

Идеи коммунизма на протяжении десятилетий вбивались в головы, причем зачастую самыми жестокими методами. Дореволюционные идеалы были преданы анафеме и искоренялись властью всеми возможными способами.

Безусловно, последствия такой 70-летней обработки еще долго будут напоминать о себе. И если до сих пор миллионы наших сограждан продолжают верить большевистским вожакам и их последователям, то в обществе еще надолго сохранится раскол на “красных” и “белых”.

    Проблема алкоголизма и наркомании.

Сейчас в России стремительными темпами растет уровень потребления наркотиков. Число регулярно употребляющих наркотики в России уже давно перевалило за 2 млн.

    Тоталитарные секты.

Еще одним способом ухода от реальности в современной России можно назвать вступление в так называемые тоталитарные секты.

Влияние тоталитарных сект сильно во всем мире, достаточно вспомнить самосожжение сектантов в США, Канаде, Швейцарии, деятельность Аум Синрике с их массовыми отравлениями горожан зарином, всемирную сеть мунистов и поклонников дианетики, но для России это было достаточно новым явлением. Используя современные методы психического воздействия, нравственную дезориентацию в обществе, явное попустительство властей, которым после десятилетий зоркой опеки вдруг стало наплевать на идеалы и верования своих граждан, зарубежные проповедники вовлекли десятки тысяч людей в свои организации. Подавляя волю и разум людей, превращая их в нерассуждающих, запрограммированных “зомби”, незримые руководители за бесценок скупали или просто присваивали имущество своих адептов, формируя огромные капиталы, вовлекают в свои сети видных ученых, руководителей, военных, деятелей культуры, представителей интеллигенции, получая таким образом влиять на экономику, оборону, культуру.

    Усталость интеллигенции от реформ.

Еще одним фактором негативного влияния на моральный настрой в обществе является усталость от реформ и разочарование в них. В первую очередь это касается интеллигенции, которая всегда играла ведущую роль в духовной жизни России, больше всех жаждала реформ, а в результате получила не совсем то, что хотела и ожидала. Да, она получила, наконец, свободу слова, полные прилавки в магазинах и возможность уезжать из страны и приезжать в нее когда хочешь. Это все, конечно, прекрасно, замечательно. Но это, к сожалению, оказалось отнюдь не единственным, а для многих—и не главным результатом реформ. Неожиданный распад еще недавно великой и единой страны, кровавые события в Москве в октябре 1993 года, Чечня, крушение армии, крушение экономики, конфискация всех сбережений населения уже в первые месяцы реформ, безобразный дележ общенародной собственности между “своими” под видом “ваучерной” приватизации, массовые, длительные, хронические, преднамеренные невыплаты пенсий и зарплат, обнищание населения, отчаянное положение пенсионеров, бездомные, беженцы, разгул преступности, чудовищная коррупция властей, неправедное богатство лишенных какой бы то ни было морали и совести немногих выскочек.

В ходе проводимых реформ в России произошло резкое расслоение общества на богатое меньшинство и бедное большинство на фоне отсутствия так называемого среднего класса.

    3. Система образования

За годы реформ из всех отраслей культуры наибольшим вниманием со стороны государства пользовалась система образования. В 1992 г. были приняты Закон РФ “Об образовании”, утверждающий гуманистические принципы образования, и Государственная программа развития высшего образования до 2005 года. Административно-командная система руководства системой образования сменилась государственно-общественным управлением. В ведении государства остались вопросы ведения единого образовательного стандарта, сохранения преемственности среднего и высшего образования, обеспечения конституционных граждан в сфере образования.

    Система среднего и высшего образования

Кардинальным образом изменилась сеть средних учебных заведений: наряду с государственными общеобразовательными школами появились лицеи, гимназии, колледжи, частные школы, что дало возможность выбора форм образования. Система высшего образования была перестроена на принципах вузовской автономии и академических свобод. С 1992 года правила приема стали прерогативой вузов. В гуманитарном образовании произошли наибольшие изменения. Оно было освобождено от идеологизации и политизации, что потребовало переподготовки преподавателей, введения новых программ и предметов, создания учебников.

    Социально-экономические последствия реформ
    Итоги приватизации

К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства: за 1991 г. спад составил 11%, причем за последний квартал года — 21%. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.