Рефераты. Декларация о независимости России 1990 года - (реферат)

p>Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г. , увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на “черном рынке”. За период с 1985 г. по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали “кризисы” (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов. Люди опасались возможного голода.

Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял 103, 9 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась в 56, 5 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др. ) уходило 25—30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. Золотой запас СССР в сентябре 1991 г. составлял всего 242 тонны (в 10 раз меньше, чем в 1985 г. ), запас других драгоценных металлов и алмазов оценивался в 2 млрд. долларов, наличные запасы валюты составляли 240 млн. долларов. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга и задолжал по процентным выплатам 6 млрд. долларов. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой. Проводимые в стране с 1991 года рыночные реформы очень сильно отразились на социально-экономической ситуации в стране и на имущественном положении граждан.

Старт реформам был положен на заре становления нынешнего российского государства. Правительство Е. Гайдара начало работу в тяжелейших условиях–к концу 1991 года был полностью исчерпан золото-валютный запас страны, в условиях тотального дефицита практически все товары первой необходимости (сахар, мясо, чай, крупы, макароны, табачные изделия) распространялись через карточную систему, стремительно падало промышленное производство. Выбранный правительством метод “шоковой терапии” самым жестоким образом ударил как по карманам большинства россиян, так и по российской промышленности.

    Либерализация цен

Либерализация цен вызвала безудержный рост цен, при фактическом замерзании зарплат, хлынувший из-за рубежа, зачастую второсортный товар, душил отечественного производителя.

В повседневные разговоры россиян вошли такие экономические термины как инфляция, курс валют, дивидент, дефолт.

Полным ходом шло и идет имущественное расслоение населения Российской Федерации на богатое меньшинство и бедное большинство на фоне практически полного отсутствия среднего класса. В среднем разница между доходами самых бедных и самых богатых доходит до 26 раз (в Москве до 48). Для кого-то жизнь нормальная, когда есть тарелка супа в день, а для кого-то– когда можно позволить купить третью машину на семью.

    Снижение общего жизненного уровня

В Центре уровня жизни Академии труда считают, что для нормальной жизни нужно получать, по крайней мере, 500 долл. Именно столько составляет минимальная зарплата в Греции, Португалии и т. д. (в развитых странах она примерно в 2 раза выше).

В Комитете Госдумы по труду и социальной политике считают, что нормальный заработок– если на питание уходит меньше 60%.

Народ же в большинстве своем ни о чем подобном и не помышляет. По Санкт-Петербургу статистика утверждает, что душевой доход петербуржца позволяет ему купить 1, 6 набора прожиточного минимума. То есть на еду уже хватает на остальное– нет. Приблизительно так живут в 72 регионах из 89. Еще хуже в 12. Стремясь хоть как-то сохранить свои сбережения от инфляции, и не доверяя государственным кредитным учреждениям типа Сбербанка уже обманувшего своих вкладчиков в 1992 г. люди стали обращаться во вновь создаваемые коммерческие учреждения, ориентированные на сбор денег и выплату солидных процентов по ним. Пользуясь пробелами в российском законодательстве, а иногда и явным попустительством властей, используя агрессивную рекламу в СМИ хозяева новоиспеченных фондов, финансовых компаний, банков аккумулировали огромные средства миллионов российских граждан и благополучно исчезли с ними, не забыв перед этим оформить на себя недвижимость за рубежом и новое гражданство.

    Приватизация

Полным ходом шел грабеж не только бывших граждан первого в мире социалистического государства, но и бывшей социалистической собственности. Назвали этот процесс– приватизацией.

Становление рыночных механизмов в экономике не возможно без разгосударствления большей части народного хозяйства, акционирования предприятий. У нас же приватизация государственной собственности приняла уродливые, зачастую откровенно бандитские формы что только усугубило падение промышленного производства: за редчайшим исключением предприятия так и не получили эффективного управления, основные фонды беспощадно разворовывались, иностранные компании целенаправленно банкротили российских производителей для устранения конкурентов. Сейчас можно сказать, что именно те методы и способы приватизации которые использовались правительством вызвали невиданный до этого разгул преступности и коррупции.

3а годы реформ Россия избавилась от ежегодных субсидии и других льгот бывшим советским республикам порядка 50 млрд. долл. , от содержания наших клиентов в СЭВ и в “третьем мире”—еще порядка 25 млрд. долл. в год, расходы на оборону за это время сократились в 3—4 раза, средняя заработная плата работающим снизилась минимум в 2 раза, а пенсии—в 3 раза, налоговое бремя на предприятия, на экономику в целом возросло примерно в 2 раза—и куда все это ушло? А вместе взятое это куда как больше, чем весь нынешний годовой бюджет страны

Ответ-то на самом деле все мы знаем - ушло на беспардонное обогащение “новых русских” и коррумпированных чиновников, на бегство капиталов за границу (как минимум 150 млрд. долл. ), на льготы и привилегии различным воровским и полуворовским организациям и пр. , и пр. К примеру, одни только освобождения от таможенных сборов на импорт спиртного и сигарет для этих организации в течение нескольких лет составляли 5—6 млрд. долл. в год.

    Теневая экономика

По оценкам экспертов уже 40-45% всей нашей экономики ушло в “тень”, т. е. в полностью неналоговую сферу, от которой бюджет не имеет ничего. К этому еще можно добавить упорную, длительную, ничем разумным не объяснимую вражду правительства реформаторов к основному источнику налогов во всем мире, а так же основе для формирования среднего класса–мелкому и среднему бизнесу, во многом обеспечившему в последние два десятка лет такой феноменальный экономический рост такому гиганту как Китай.

    Демографическая катастрофа

Создавшаяся в стране социально-экономическая ситуация, когда богатые становятся богаче, а бедные беднее, непредсказуемость в завтрашнем дне привели к сложной демографической ситуации, которая грозит перерасти в демографическую катастрофу.

Ведущие ученые, исследуя перспективы и противоречия социального прогресса на пороге третьего тысячелетия, считают, что демографическая ситуация в России уже катастрофическая. К середине 80-х годов Россия по численности населения занимала 4-е место в мире. С начала 90-х - на 6-м месте. Подобная убыль населения сопоставима с периодом Великой Отечественной войны и хуже демографических показателей России в период Первой мировой войны и гражданской междоусобицы. Даже в годы сталинских репрессий среднегодовой прирост населения составлял 1, 5 млн. человек. В послевоенные годы прирост населения колебался в пределах 1-1, 5 млн. человек. Затем замедлился и в начале 80-х остановился. Начался процесс старения населения России. В пенсионный возраст вступали поколения, не вовлеченные в боевое военное лихолетье.

Это своего рода исторический феномен. Процесс старения усилился в начале 90-х годов. Сейчас у нас насчитывается более 30 млн. пенсионеров - 21% населения России. В 90-х годах еще больше ухудшилось традиционное для России неблагоприятное соотношение полов: население России состоит из 47% мужчин и 53% женщин.

В Российской Федерации статистические сведения о рождаемости, национальном составе населения из года в год становятся все более усеченными и выборочными, со ссылкой на данные переписи населения в 1989 г. и микропереписи в 1994 г. По прогнозам, численность населения в России в ближайшее десятилетие уменьшится на 8% и составит 136 млн. человек, число лиц пенсионного возраста превысит количество детей и подростков, а по уровню продолжительности жизни Россия отстанет от многих стран мира. Угроза демографической экспансии в начале третьего тысячелетия станет ведущей среди факторов риска для национальной безопасности России. Геополитические интересы страны особенно уязвимы в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в регионе Северного Кавказа и прилегающих к нему территорий. Не исключено, что под влиянием демографических факторов Российская Федерация будет сжиматься, как шагреневая кожа....

    III. Россия и “дальнее зарубежье” (1991-1996гг. )

Отношения с так называемым “дальним зарубежьем”, то есть странами, не входившими прежде в состав СССР, по инерции от советских времен считались приоритетными дня российской внешней политики. Но это не соответствует кардинальному изменению геополитической ситуации, в которой оказалась Россия после распада Советского Союза, и потому возникает необходимость более сбалансированной по направлениям внешней политики. Суть российской внешней политики в отношении стран “дальнего зарубежья” на протяжении последних пяти лет может быть выражена одной фразой: переход от надежд на равноправное партнерство к защите своих национальных интересов.

Принципиально новым фактором международных отношений стало окончание “холодной войны”. Крупные внешнеполитические инициативы, вынужденно предпринятые М. Горбачевым в годы “перестройки”: отказ от глобального противоборства с капитализмом и идеологизированных симпатий к социалистическим и “антиимпериалистическим” странам (так называемое “новое мышление”—1987 г. ); ликвидация в два раза большего, по сравнению с американским, количества ракет средней дальности в Европе (с 1987 г. , в течение трех лет); отказ от поддержки региональных конфликтов в мире и вывод советских войск из Афганистана (февраль 1989 г. ); прекращение контроля над восточноевропейскими союзниками, приведшее к падению в странах Восточной и Юго-Восточной Европы коммунистических режимов (1989—1990 гг. ); непротиводействие объединения” Германии (октябрь 1990 г. ); заключение советско-американского договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), несмотря на пропорциональность сокращений более выгодного американской стороне (июль 1991 г. ); односторонний роспуск ОВД— Организации Варшавского договора и прекращение деятельности СЭВ —Совета экономической взаимопомощи (весна-лето 1991 г. ), означавший потерю военно-политических союзников; наконец, отказ от военного присутствия в Европе и начало вывода с территории бывших союзников советских войск (с 1991 г. ), —свидетельствовали о прекращении военно-политического противостояния Востока и Запада, социализма и капитализма. Окончательно похоронил советское военное и политическое могущество на мировой арене роспуск СССР. Президент США Дж. Буш в декабре 1991 г. поздравил свой народ с победой в “холодной войне”. Россия и США 1 февраля 1992 г. официально подписали декларацию о прекращении “холодной войны”.

Отношения с “дальним зарубежьем” развивались по двум основным направлениям: в военно-политической и экономической сфере. В военно-политической сфере, демонстрируя свои дружественные намерения, Россия проводила политику уступок и открытости, шла навстречу стратегическим интересам США. В ответ она получила международную поддержку, важную для становления России как самостоятельного государства. Россия стремилась утвердиться в качестве правопреемницы СССР на международной арене—и ей было предоставлено место Советского Союза в Совете Безопасности ООН. Россия заняла место СССР во всех международных организациях. Россия заявила о намерении остаться единственной ядерной державой на постсоветском пространстве, что отвечало духу международных договоров о нераспространении ядерного оружия (советское ядерное оружие оставалось на территории еще трех государств—Украины, Белоруссии и Казахстана). США были заинтересованы в сохранении надежного контроля за ядерным оружием и проведении сокращений, предусмотренных договором ОСНВ-1, поэтому они всемерно поддержали Россию. В Беловежском соглашении лидеров трех славянских республик— России, Украины и Белоруссии —а затем на Алма-атинской встрече руководителей постсоветских государств 21 декабря 1991 г. было предусмотрено, что ядерные силы (и РВСН—ракетные войска стратегического назначения, и тактическое ядерное оружие) не будут разделяться и будут находиться под контролем и охраной командования Объединенных Вооруженных Сил СНГ. Управление ядерным оружием предоставлялось Президенту России и Главнокомандующему Объединенными Вооруженными Силами СНГ—и 25 декабря М. Горбачев передал Главнокомандующему Е. Шапошникову так называемую “ядерную кнопку”. Правом принимать решение о применении ядерного оружия наделялся Президент Российской Федерации—по согласованию с главами других государств, на территории которых это оружие располагалось, и после консультаций со всеми остальными государствами Содружества.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.