Рефераты. Исторический опыт и современная организация правовой охраны Конституции - (реферат)

p>С этих позиций представляется обоснованной точка зрения Б. С. Эбзеева, различающего гарантии конституции, как средства и способы, обеспечивающие стабильность основного закона и конституционные гарантии в собственном смысле слова, представляющие собой средства и способы охраны конституции от всяких посягательств на нее, и относящего к числу первых особый порядок внесения изменений и дополнений или пересмотра конституции в целом. [11 Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. – М. , 1997. – С. 97. ] Для того чтобы конституция при всей важности ее вербально-деонтологического содержания реализовывалась в конституционном строе страны, системе конституционализма, необходимо полное воплощение в жизнь ее принципов и норм что отражается в требованиях конституционной законности, как реально действующей системы конституционализма, обеспечивающей полное действие конституции. [12 Витрук Н. В. Конституционное правосудие. – М. , 1998. – С. 23. ] Конституционная законность, по единодушному признанию конституционалистов является ядром, основной формой законности. Общая законность требует соблюдение всех законов, конституционная–основного. Необходимо отметить, что в объективной реальности общая и конституционная законность существуют неразрывно, и выделение конституционной законности целесообразно сугубо в целях научного познания. Здесь необходимо согласиться с мнением Ю. П. Еременко что, выделяя конституционную законность нельзя конструировать“отраслевую” законность. [13 Еременко Ю. П. Советская Конституция и законность. – Саратов, 1982. – С. 30. ] Особенности конституционной законности продиктованы особой ролью конституции в системе законодательства, ее высшей юридической силой. Нарушения норм конституции, так или иначе, связаны с нарушением принципов конституционного строя и потому более существенны по своим последствиям, чем нарушения норм остального законодательства.

К содержанию конституционной законности, как отмечает Н. В. Витрук, относится правовой характер конституции, ее верховенство в правовой системе государства, прямое действие конституционных норм. [14 Витрук Н. В. Указ. соч. – С. 23-24. ] Правовой характер конституции определяется закреплением в ней принципов демократии, свободы и справедливости, прав и свобод человека и гражданина, прежде всего отраженных в международно-правовых стандартах в данной сфере, конституционным воплощением принципов правового государства. Закрепленный Конституцией Украины принцип верховенства права, (ч. 1 ст. 8 Конституции Украины) проявляется в: закреплении в Конституции и законах основных прав человека, верховенстве в общественной и государственной жизни законов, выражающих волю большинства или всего населения страны, внедрении при этом общечеловеческих ценностей и идеалов; урегулировании отношений между личностью и государством на основе принципа: “разрешено все, что прямо не запрещено законом”; взаимной ответственности личности и государства. [15Рабінович П. Конституційний принцип верховенства права // Юридический вестник. – 1997. - №3. – С. 66. ]Приведенные признаки являются необходимыми для функционирования правового государства (ст. 1 Конституции Украины).

Верховенство Конституции Украины, т. е. высшая юридическая сила Конституции (ч. 2 ст. 8 Конституции Украины), как отмечает М. Ф. Орзих, практически означает признание Конституции Основным Законом (как указанно в Преамбуле Конституции Украины); отношение государства и общества к конституционным принципам, правоположениям и нормам как к социально-правовым стандартам и политической константе; соответствие Конституции всех законов, иных нормативно-правовых и правоприменительных актов; возможность ревизии нормативно-правовых и правоприменительных актов судебными и административными органами по конституционным стандартам; исключительность субъекта конституционной юрисдикции, решающего вопросы соответствия законов и других правовых актов Конституции, осуществляющего официальное толкование Конституции и законов, имеющего полномочия признания законов и иных нормативно-правовых актов неконституционными. [16 Орзих М. Верховенство права –принцип практической деятельности государства и общества // Юридический вестник. – 1997. - №3. – С. 69-70. ]

Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия (ч. 3 ст. 8 Конституции). Указанная норма призвана обеспечить непосредственное праворегулятивное воздействие Конституции, как юридического акта, обеспечить применение и реализацию ее норм всеми субъектами, независимо от наличия закона или другого нормативно-правового акта, конкретизирующего нормы Конституции. Прямое действие конституционных норм обуславливает и то, что даже при наличии и применении законов и других нормативно-правовых актов, необходимо ссылаться не только на них, а сначала на ту конституционную норму, для развития или на основе которой данный акт направлен. Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется (ч. 3 ст. 8 Конституции).

Что касается конкретных средств правовой охраны конституции, то мировой конституционный опыт, нашедший свое отражение при подготовке проекта действующей Конституции Украины, предоставляет обширную палитру поиска правовых институтов охраны конституции. Конституция Украины содержит ряд средств и способов ее охраны от каких либо посягательств, выполняющих превентивную роль и служащих средством предупреждения появления законов, не соответствующих Конституции. К таким средствам, прежде всего, относятся: присяга народу Президента Украины (ст. 104 Конституции Украины); порядок реализации законодательной инициативы, который определяется законом о регламенте Верховной Рады Украины (ч. 5 ст. 82 Конституции Украины); право и обязанность Президента подписывать в течение 15 дней и обнародовать законы Украины и право возвратить закон с мотивированными и сформулированными предложениями для повторного рассмотрения в Верховную Раду (ст. 94 Конституции Украины). Основным способом правовой охраны конституции является конституционный контроль (надзор), присутствующий в той или иной форме во всех современных демократических государствах. Хотя конституционный контроль (надзор) также иногда выполняет превентивную функцию–предварительный контроль, однако основной его целью является проверка соответствия конституции уже действующих законов и иных нормативно-правовых актов, а также действий органов публичной власти и общественных объединений, осуществляющих публичные функции. Подробному анализу указанного института посвящен следующий раздел данной работы.

Конституционный контроль предопределяет отношения ответственности. Конституционно-правовая ответственность базируется на результатах конституционного контроля, как основной формы конституционной охраны, усиливает его действенность и увязываясь с его организационно-правовыми формами. Конституционная ответственность, являясь видом юридической ответственности, обладает рядом специфических признаков, обусловленных в первую очередь тем, что конституционно–правовые предписания регулируют и охраняют “важнейшие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления двух уровней публичной власти–государства и самоуправления и их отношения с гражданским обществом и населением страны”. [17Орзих М. Конституционное право: отрасль права, законодательства и юридическая наука // Юридический вестник. – 1995. - №3. – С. 139. ]Предмет регулирования конституционного права определяет один из важнейших признаков конституционной ответственности–ее политико-правовой характер. Ведь будучи закрепленной в нормах конституционного права конституционная ответственность представляет собой формализацию критериев политической оценки поведения субъектов конституционного права как должного или недолжного. [18Авакьян С. А. Санкции в советском государственном праве // Советское государство и право. – 1973. - №11. – С. 31. ]

А ведь такая политическая оценка дается поведению не только негативному, но и правомерному, должному и необходимому. Это позволяет говорить о конституционной ответственности не только в ретроспективном–обязанность, возникающая вследствие совершенного правонарушения, но и в позитивном смысле. Причем преобладание в структуре конституционной ответственности ответственности в позитивном смысле является одним из существеннейших ее признаков. Под позитивной ответственностью в конституционном праве понимается осознание субъектом своих обязанностей, подотчетность, юридическая компетентность. [19 Зражевская Т. Д. Ответственность по советскому государственному праву. – Воронеж, 1980. – С. 23. ]Позитивная конституционная ответственность, основанием которой является приобретение субъектом конституционно-правового статуса, имеет важное значение для правовой охраны конституции, оказывая профилактическое, воспитательное, организующее действие, направленное на соблюдение субъектом своих конституционно-правовых обязанностей. Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса органов государственной власти и местного самоуправления является обязанность, как их, так и их должностных лиц действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренных Конституцией Украины (ч. 2 ст. 19 Конституции Украины). Декларируя широкий круг прав человека и гражданина, Конституция закрепляет за индивидуумом обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины (ч. 1 ст. 68 Конституции Украины). Точное соблюдение Конституции является гарантией полного воплощения в жизнь ее норм, обеспечение верховенства Основного Закона.

Существование позитивной ответственности есть предпосылка (но не основание) ретроспективной конституционно-правовой ответственности. Ретроспективная конституционная ответственность наступает лишь в случае“не срабатывания”механизма ответственности позитивной, причем можно утверждать, что чем выше уровень ответственности в позитивном смысле, тем реже возникает ответственность ретроспективная, чем достигается исключительность применения ретроспективной ответственности в конституционном праве. Таким образом, эти два вида конституционной ответственности взаимосвязаны и не существуют отдельно друг от друга.

Основанием ретроспективной конституционной ответственности, как ответственности за прошлое противоправное поведение, является совершение конституционного правонарушения. Ретроспективная конституционная ответственность реализуется в специфических санкциях, на рассмотрении особенностей которых необходимо остановиться подробнее. Одной из главных особенностей санкций в конституционном праве является их профилактическое назначение, существование в большей степени как возможность (нежели действительность), их применения. В конституционно-правовых санкциях на первое место выдвигаются не компенсационные, не репрессивно-личностные моменты, а морально-политические, общественно-организационные. [20 Зражевская Т. Д. Указ. соч. – С. 85. ] Конституционно-правовые санкции обладают, как правило, обобщенной формулировкой. Каждая из санкций выражает возможность применения принуждения не только в случае нарушения какой-либо одной нормы конституционного права, но и при невыполнении требований целого конституционно-правового института (например, Центральная избирательная комиссия вправе признать выборы недействительными, если в ходе их проведения или при подсчете голосов имели место нарушения избирательного закона, повлиявшие на итоги выборов– п. 1 ст. 47 Закона Украины “О выборах народных депутатов Украины”). К особенностям конституционно-правовых санкций относится их воплощение не только в самостоятельных элементах нормы, но в большинстве случаев–в диспозиции нормы, определяющей компетенцию субъекта конституционного права (обладающего правом применения конституционно-правовой ответственности). Например, право Президента Украины прекратить полномочия Премьер-министра (п. 9 ст. 106 Конституции Украины). В приведенной норме отсутствует прямое указание на необходимость ее применения в случае правонарушения. Тем не менее, данная норма может выступать и как санкции (за ненадлежащее выполнение своих обязанностей) и как диспозиции, указывая порядок освобождения от должности независимо от оснований применения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.