Рефераты. Исторический опыт и современная организация правовой охраны Конституции - (реферат)

p>Законом Украины “О Конституционном Суде Украины”установлена процессуальная форма рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Конституционного Суда. Производство по делам в Конституционном Суде Украины открывается по конституционному представлению и обращению управомоченных субъектов (правило“связанной инициативы”), что призвано, по видимому, способствовать тому, чтобы орган конституционной юрисдикции не использовал свои полномочия как форму давления на законодательную или исполнительную власти (эту же цель имеет и установление смешанного порядка формирования органа конституционной юрисдикции– ст. 148 Конституции). Необходимо отметить, что Закон Украины “О Конституционном Суде Украины”расширяет перечень субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный Суд, по сравнению со ст. 150 Конституции Украины. Так, конституционная норма не называет среди них народных депутатов Украины, в отличие от ст. 41 Закона Украины“О Конституционном Суде Украины”.

Анализ норм Закона Украины “О Конституционном Суде Украины”и Регламента Конституционного Суда Украины позволяет выделить в конституционном производстве несколько основных этапов (стадий). Прежде всего, это открытие конституционного производства, включающее в себя принятие конституционного представления или обращения и предварительное его изучение в Секретариате Конституционного Суда (параграфы 10-11 Регламента Конституционного Суда Украины); изучение материалов, изложенных в конституционном представлении или обращении, подготовка к рассмотрению Коллегией судей Конституционного Суда и их внесение на рассмотрение Коллегией судей судьей-докладчиком (параграфы 13, 19 Регламента Конституционного Суда Украины); рассмотрение конституционного представления или обращения Коллегией судей (на заседании Конституционного Суда) с целью определения достаточности оснований для открытия производства по делу в Конституционном Суде и принятие соответствующего процессуального определения (параграфы 21, 26 Регламента Конституционного Суда Украины). Следующей стадией является подготовка дела к рассмотрению, заключающаяся в подготовке судьей-докладчиком материалов дела к рассмотрению на пленарном заседании Конституционного Суда, дело вносится на рассмотрение пленарного заседания Председателем Конституционного Суда в рамках сроков, предусмотренных ст. 57 Закона Украины“О Конституционном Суде Украины”(параграфы 27, 31 Регламента Конституционного Суда Украины). Рассмотрение дела, осуществляемое на пленарном заседании Конституционного Суда, имеет целью исследование материалов дела, включающее выступление судьи-докладчика, пояснения участников конституционного производства, показание свидетелей, выводы эксперта, выводы временных комиссий Конституционного Суда, исследование документов. Председательствующий на пленарном заседании после признания Конституционным Судом исследование материалов дела законченным объявляет завершение рассмотрения дела (параграфы 42-49, 52 Регламента Конституционного Суда Украины). Следующей стадией является принятие решения, дача заключения по делу, осуществляемая на закрытой части пленарного заседания с участием судей, участвовавших в рассмотрении дела (параграф 53 Регламента Конституционного Суда Украины). Решения и заключения Конституционного Суда обязательны к исполнению, окончательны и обжалованию не подлежат. Решения и заключения публикуются в“Вестнике Конституционного Суда Украины” и в других официальных изданиях (ч. 3 ст. 67 Закона Украины “О Конституционном Суде Украины”). Ст. 70 Закона Украины “О Конституционном Суде Украины”устанавливает основные положения порядка исполнения решений и заключений Конституционного Суда. Акты, признанные Конституционным Судом неконституционными объявляются недействующими и теряют силу со дня принятия решения (ст. 73 Закона Украины“О Конституционном Суде Украины”). Данная стадия является последней обязательной, однако, ст. 68 Закона Украины“О Конституционном Суде Украины”предусматривает возможность открытия нового производства по делу при выявлении новых обстоятельств.

Разделом III Закона Украины “О Конституционном Суде Украины”устанавливаются особенности конституционного производства по отдельным категориям дел.

    3. 2. Иные субъекты правовой охраны Конституции Украины.

Правовая охрана Конституции Украины осуществляется не только Конституционным Судом. Все органы публичной власти, государственные и общественные организации должны не только соблюдать Конституцию Украины, но в предусмотренных пределах и установленными способами защищать ее. При этом особая ответственность возлагается на высшие государственные органы: главу государства– Президента, Верховную Раду, Кабинет Министров. Президент Украины является главой государства и выступает от его имени (ч. 1 ст. 102 Конституции). Таким образом, Президент воплощает единство государства и государственной власти в целом, а не той или иной ее ветви. [58Кудряченко А. И. Институт президентства на Украине: реалии конституционно-правового статуса // Государство и право. - 1998. - №3. – С. 101. ]Президент Украины, является гарантом соблюдения Конституции (ч. 2 ст. 102 Конституции). При вступлении на пост Президент Украины приносит присягу народу, в которой обязуется соблюдать Конституцию и законы Украины (ст. 104 Конституции). Причем закрепленный в Конституции текст присяги существенно повышает ее государственно-правовое и социально-политическое значение. В сфере правовой охраны Конституции Президент Украины обладает, в основном, надзорными полномочиями, к которым относится право Президента приостанавливать действие нормативно-правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым по мотивам их несоответствия Конституции Украины и законам Украины, с одновременным обращением в Конституционный Суд относительно их конституционности (ч. 2 ст. 137 Конституции). К этой же группе полномочий можно отнести и отлагательное вето Президента в процессе законотворчества. Согласно ст. 94 Конституции Президент Украины подписывает и официально обнародует законы Украины. С этой целью закон, подписанный Председателем Верховной Рады, безотлагательно направляется Президенту, который подписывает и официально обнародует его в течение 15 дней после получения. В этот же срок Президент может возвратить закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями в Верховную Раду для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон будет вновь принят Верховной Радой не менее чем двумя третями от ее конституционного состава, Президент обязан его подписать и официально обнародовать в течение 10 дней. Президент наделен правом обращаться в Конституционный Суд по вопросам о конституционности законов и иных правовых актов, указанных в ст. 150 Конституции, а также по иным вопросам, определенным Конституцией.

Президент обладает правом отменять акты Кабинета Министров Украины и Совета Министров Автономной Республики Крым (п. 16 ч. 1 ст. 102 Конституции), данная санкция характерна для контрольной деятельности. Конституция не определяет основания для отмены указанных актов. С учетом компетенции Конституционного Суда–единственного органа конституционной юрисдикции, можно сделать вывод, что Президент вправе отменять как несоответствующие Конституции Украины лишь акты Совета Министров Автономной Республики Крым.

Президент Украины принимает непосредственное участие в формировании органов, осуществляющих деятельность по правовой охране Конституции. Как уже говорилось выше, данные функции, в той или иной степени, присущи всем органам публичной власти, в том числе и государственной. Однако для ряда органов государственной власти такие функции имеют главенствующее значение. Здесь, прежде всего, необходимо упомянуть назначение Президентом трети состава Конституционного Суда Украины (п. 22 ч. 1 ст. 106 Конституции); назначение, с согласия Верховной Рады, Премьер-министра Украины (п. 9 ч. 1 ст. 106 Конституции); назначение, с согласия Верховной Рады, Генерального прокурора Украины (п. 11 ч. 1 ст. 106 Конституции); назначение, по представлению Премьер-министра, членов Кабинета Министров Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций (п. 10 ч. 1 ст. 106 Конституции); назначение иных должностных лиц, отнесенное Конституцией к компетенции Президента Украины. Однако, ч. 2 ст. 109 Конституции Украины предусматривает право контрассигнатуры Премьер-министра на актах Президента, принимаемых в связи с назначением должностных лиц, указанных в п. 10 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины. Также важным средством охраны Конституции, используемым Президентом Украины, следует считать прекращение полномочий назначаемых им должностных лиц, в предусмотренных Конституцией случаях. Для конституционного контроля большое значение имеет и юридическая сила актов Президента Украины, их положение в иерархии нормативных актов. Речь идет об указах и распоряжениях Президента Украины, которые, в соответствии с ч. 2 ст. 106 Конституции издаются на основе и во исполнении Конституции Украины и законов Украины. Таким образом, установлено требование подзаконности правотворческой деятельности Президента. При этом необходимо учитывать, что ст. 92 Конституции Украины определяет круг отношений, регулирующихся исключительно законами Украины.

Верховная Рада Украины является единственным органом законодательной власти в государстве (ст. 75 Конституции Украины). Таким образом, основной функцией Верховной Рады является принятие законов (п. 3 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины). Конституция Украины устанавливает основные вопросы, связанные с законотворческим процессом, что имеет большое значения для ее правовой охраны. Подробно указанные вопросы должны закрепляться в законе о регламенте Верховной Рады. В ходе подготовки, обсуждения, принятия законопроектов и проектов иных актов, принимаемых Верховной Радой, парламент проводит огромную работу по проверке конституционности проектов правовых актов и отклонению тех из них, которые не соответствуют Конституции. В ходе обсуждения проекта депутаты (а по законопроекту и другие органы, обладающие правом законодательной инициативы), в любое время могут поставить вопрос об их неприемлемости, в связи с несоответствием Конституции, в том числе и в случае, если принятие акта не входит в компетенцию Верховной Рады (ст. 3. 5. 1 Регламента Верховной Рады Украины). При этом народному депутату предоставлены все права, обеспечивающие его активное участие в деятельности Верховной Рады и создаваемых ею органов (ч. 1 ст. 8 Закона Украины“О статусе народного депутата Украины”). Однако основная нагрузка в сфере предварительного конституционного контроля, осуществляемого парламентом, ложиться на комитеты Верховной Рады, осуществляющиезаконопроектную работу, включающую организацию разработки проектов законов и других актов, рассматриваемых Верховной Радой, предварительное рассмотрение и подготовку выводов и предложений по законопроектам, доработку и редактирование отдельных законопроектов по результатам рассмотрения их в первом и последующих чтениях (п. 1 ст. 5 Закона Украины“О комитетах Верховной Рады Украины”). Будучи органом, принимающим законы, парламент, естественно, имеет право и отмены законов и иных своих актов не соответствующих Конституции. К компетенции Верховной Рады отнесено участие в формировании органов, играющих существенную роль в правовой охране Конституции. Это, прежде всего, назначение трети состава Конституционного Суда (п. 26 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины), назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека (п. 17 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины), а также назначение или избрание на должности, освобождение от должностей, дача согласия на назначение или освобождение от должностей иных лиц, предусмотренных Конституцией Украины. Парламент имеет право выразить недоверие Кабинету Министров и Генеральному прокурору Украины, что влечет отставку последних (ст. 87, ч. 4 ст. 115, п. 25 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины). Верховная Рада наделена правом досрочного прекращения полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым при наличии заключения Конституционного Суда о нарушении ею Конституции Украины или законов Украины (п. 28 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.