Рефераты. Конституционно-правовой статус народного депутата Украины и гарантии его деятельности - (диплом)

p>Действующая Конституция Украины закрепила качественно новую организацию государственной власти в стране. Отказавшись от иерархической, вертикальной системы организации государственной власти, которая существовала в Украине до приобретения независимости, она восприняла общепризнанный принцип организации власти–принцип разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Ораны государственной власти Украины стали равноправными и независимыми один от другого.

Верховная Рада, по Конституции, окончательно утратила прежний статус высшего органа государственной власти и впервые приобрела основные черты парламента Украины–единого, общенационального, представительного, коллегиального, выборного, однопалатного, постоянно действующего органа законодательной власти Украины. Приоритетной чертой украинского парламента как органа законодательной власти является его единство, исключительность, универсальность в системе органов государственной власти, которая обусловлена прежде всего унитарным характером нашего государства, его внутренней структурой.

Ныне в Украине не существует других органов законодательной власти – общенациональных или местных – кроме Верховной Рады. [54 Конституційне право України. / за ред. Погорілка В. Ф. – К. , 1999. – С. 422 - 423. ] В ходе строительства нового общества обогащается содержание демократии, отпадают исторически сложившиеся ограничения, разнообразнее становятся формы осуществления народовластия. Этот процесс развертывается в неразрывной связи с развитием украинской государственности, которая сама претерпевает качественные обновления.

Сейчас политическая жизнь течет очень стремительно. Немало споров о путях развития Верховной Рады, имеющих прямое отношение к депутатскому статусу. Стихийные изменения в основах общественной жизни, которые произошли за последние годы, объективно требуют направления их в русло социально-экономических и политико-правовых преобразований. Следует признать, что народный депутат прямой избранник народа, завоевавший право представлять его интересы. Ныне народный депутат стал политиком.

С превращением депутата из призрака народной воли в ее живое и деятельное воплощение в нашем обществе впервые появляется настоящая политическая борьба. [55 Петровский В. “Депутат и политика”. // Народный депутат. – 1992. -№ 1. - С. 80. ] Обновление работы Рады, наполнение ее новым содержанием в значительной степени зависит от того, кто входит в состав депутатского корпуса, какие его связи с народом, насколько эффективно депутат реализует волю избирателей. Однако не простая это вещь–воля избирателей. Ее проявление и формирование, внедрение в решениях органов власти и управления–процесс чрезвычайно сложный и многогранный. Это составная деятельности депутатов, государственных и общественных органов, самих избирателей. Дело состоит в том, что народная воля –не просто арифметическая сумма отдельных воль, тем более, что за нею стоят разнообразные социальные устремления и желания. В ней своеобразно соединяются личные и общегосударственные интересы, причем далеко не всегда побеждает общий интерес. Нередко групповые, эгоистичные приоритеты и амбиции берут вверх, становясь реальной силой, которая становится преградой, казалось бы, общеизвестных истин, не требующих доказательства. [56 Мелащенко В. Ф. Основи конституційного права України. – К. , 1995. - С. 112. ] Результатом успешной парламентской деятельности, ее конечной целью, являются устойчивость общества, прочность государственной власти и нахождение того политического курса, который в наибольшей степени отвечает общественным интересам. Перерождение парламентской деятельности, т. е. умаление общегосударственного дела в пользу партикуляризма, сепаратистских тенденций, неминуемо, если депутаты выше государственных интересов ставят партийные, национальные, региональные и другие интересы.

Нашему обществу пора уже осознать то, что давно известно культурному миру: парламент, как таковой, существует не для того, чтобы депутаты пробивали там специфические интересы своих избирателей, групп и партий, к которым они принадлежат, или которым симпатизируют. Согласно истинному своему назначению парламент–это представительный орган для согласования социальных интересов, приведения их к общему знаменателю– интересам государства и, значит, при демократической форме правления – интересам всего народа. Развитие современного украинского парламентаризма осуществляется в русле общемировых процессов и тенденций. Одновременно ему присущи и определенные национальные особенности. Они обусловлены не только спецификой современных социально-экономических процессов и государственного устройства Украины. Важное значение здесь имеют также исторические предпосылки и традиции становления украинского парламентаризма.

Конечно, можно морально осудить извечное стремление политических сил тянуть на себя куцее государственное одеяло, но куда более полезно не морализирование, а установление правовых, прежде всего, конституционных институтов, обеспечивающих парламенту, равно как и высшим органам исполнительной и судебной власти, возможность действовать строго в интересах всего общества, не подвергаясь давлению из вне, диктату сверху, т. е. вести эти дела свободно и под свою ответственность. 1 [1Мальцев Г. , Экимов А. Будет ли у нас настоящий парламент? // Народный депутат. – 1992. - № 7. - С. 24] Как известно, любой закон живет только тогда, когда он выполняется всеми и повсеместно. Поэтому смысл закона, содержание каждой его нормы должны хорошо знать все, кто призван проводить соответствующие нормы в жизнь. У Закона “О статусе народного депутата Украины” есть в этом отношении своя существенная особенность. Она состоит в том, что главное “действующее лицо”, в работе которого находит свое воплощение закон, – депутат.

Одновременно с этим неразрывно осталась проблема гармонизации института депутатского иммунитета с требованиями Конституции, а также приведение Закона Украины “О статусе народного депутата Украины” в соответствие с Основным Законом в части, которая касается объема парламентского иммунитета, процедуры его лишения тех депутатов, в отношении которых Верховная Рада приняла соответствующее решение. 2 [2 Лінецький С. Депутатський імунітет – pro i contra. // Юридичний вісник України. – 1999. - 11-17 березня. - С. 1] В отношении депутатской неприкосновенности, как было отмечено ранее, многие правоведы сходятся на том, что депутатская неприкосновенность должна быть не абсолютной (как это есть сегодня в Украине), а иметь исключительно ограниченный характер. Кроме того, преследование за просчеты в депутатской работе должны иметь конкретные основания. И это необходимо зафиксировать на законодательном уровне. Следует также признать тот факт, что в условиях демократии, нельзя вести разговор о снятии неприкосновенности как таковой. Целесообразнее говорить именно об ограничении иммунитета и четком закреплении этого ограничения в украинском законодательстве.

Анализ действующего законодательства в области гарантий деятельности народного депутата позволяет сделать вывод о том, что существующая система гарантий предоставляет депутатам возможность беспрепятственно и эффективно участвовать в осуществлении Верховной Радой государственной власти, выражать волю и интересы народа. Дальнейшее совершенствование гарантий депутатской деятельности должно идти не столько за счет изменения и дополнения действующего законодательства, которое достаточно широко и разносторонне регулирует процесс обеспечения депутатских полномочий, сколько путем четкого функционирования государственных органов, общественных организаций, а также улучшения деятельности должностных лиц и граждан, ответственных за создание благоприятных условий для осуществления депутатских полномочий; утверждение принципа неотвратимости дисциплинарной и другой ответственности должностных лиц за нарушение прав и обязанностей депутатов; выяснение причин трудностей в деятельности депутатов. Таким образом, четкая организация функционирования Верховной Рады Украины как единого законодательного органа Украины является необходимой предпосылкой успешного проведения реформ, а законодательная деятельности в ряду других функций государства становится приоритетной. 1 [1Теплюк М. , Ющик О. Законодательная инициатива и ее реализация в законодательном процессе. // Віче. – 1995. - № 7. - С. 15. ]

    Список использованных источников:

Конституция Украины от 28 июня 1996 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1996. - № 30. – Ст. 140-143 Регламент Верховной Рады Украины от 27 июля 1994 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1994. - № 35. – Ст. 338-339

Закон Украины “О статусе народного депутата Украины” от 17 октября 1992г. в редакции от 15. 01 1998 // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1998. - № 24. – Ст. 169 Закон Украины “О комитетах Верховной Рады Украины” от 4 апреля 1995 г. в редакции от 14. 07. 1998. // Голос Украины. – 1998. – от 4 августа. Закон Украины “Об отзыве народного депутата Украины” от 2 декабря 1995. // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1995. - № 41. – Ст 299-300 Положение о помощнике-консультанте народного депутата Украины. Утверждено Постановлением Верховной Рады Украины от 13 октября 1995 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1995. - № 38. – Ст. 198

Положение об удостоверении народного депутата Украины и нагрудный знак “Народный депутат Украины”. Утверждено Постановлением Верховной Рады Украины от 3 марта 1993 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1993. - № 25. – Ст. 145 Авакьян С. А. Депутат: статус и деятельность. – М. : из-во полит. лит-ры, 1991. – 287 с. Андреева И. Еще раз о льготах, привилегиях и депутатской этике. // Народный депутат. – 1991. - № 10. – С. 56-58

Баймуратов М. А. , Нгуен Онь Туан Правовой статус народного депутата Украины // Вестник ОГИВД. – 1998. - № 4. - С. 3-7

Безуглов А. А. Правовой статус советского депутата. —М. : из-во “Знание”, 1974. – 64 с. Безуглов А. А. Советский депутат. Государственно-правовой статус. — M. : “Юрид. лит-ра”, 1971. – 220 с. Белкин А. А. Институт выбытия депутата. / Известия вузов Правоведение. 1992. - № 4. - С. 51-58

Витрук Н. В. О категории правового положения личности в социалистическом обществе. // Советское государство и право. – 1974 - №12. - С. 15-18 Витрук Н. В. Структура правового статуса депутата (вопросы теории), — в книге закон о статусе депутатов на практике. – Ярославль: из-во Ярославского университета, 1976. – 287с. Гавриляка А. Щодо удосконалення управлінської діяльності Верховної Ради. // Право України. – 1997. - № 6. - С. 49-53.

Гуреев П. , Никитин Д. Гарантии депутатской деятельности. // Советы депутатов трудящихся. – 1975. - № 10. - С. 96 -100.

Давыдов Р. К. Право депутатского запроса в Советском общенародном государстве. – М. : “Юрид. лит-ра”, 1989. – 98 с. Задорожная Н. Гарантии трудовых прав депутата // Одесский вестник. – 1998. - 4 апреля. Зиновьев А. В. Статус народного депутата в СССР. – Л. : “Полит. издат”. , 1987 – 98 с. Коментар до Конституции України — К. : Інститут законодавства Верховної Ради України. – 1998. – 412 с. Конституційне право України. / за ред. проф. В. Ф. Погорілка – К. : “Наукова думка”, 1999. – 734 с. Кузнецов И. Н. Компетенция высших органов власти и управления СССР. – М. : “Юридическая литература”, 1970. – 120 с. Лінецький С. Депутатський імунітет – pro i contra. // Юридичний вісник України. – 1999. - № 10. - 11-17 березня. Мальцев Г. , Экимов А. Будет ли у нас настоящий парламент? // Народный депутат. – 1992. - № 7. - С. 20-26 Манчуленко Г. , Филипчук В. Народный депутат Украины: конституционно-правовой статус // Віче. - № 1. – 1998. - С. 3-11

Мікулін В. П. Особливості притягнення депутатів як обвинувачених. / Боротьба з контрабандою: проблеми та шляхи їх вирішення. Уряду України. Президинту, законодавчій, виконавчій владі. Аналітичні розробки, пропозиції наукових і практичних працівників. —К. , 1997, Т. VII, – С. 292.

Мелащенко В. Ф. Основи конституційного права України. – К. : “Вентурі”, 1995. – 238 с. Муравин А. Депутатская неприкосновенность и уголовно-процессуальный закон // Юридический вестник. – 1997. - № 1. - С. 102-104

Нуденко Л. А. Правовое регулирование гарантий деятельности депутатов Верховного Совета СССР. / Вестн. Моск. Ун-та. – 1976. - № 2. - С. 76-77. Онопенко В. Депутатська недоторканність: за і проти. // Голос України, 1999. № 47.

Основи конституційного права України / за ред. В. В. Копєйчикова. – К. : “Юрінком Інтер”, 1998. – 205 с. Петровский В. Депутат и политика. // Народный депутат. – 1992. - № 1. - С. 80-84. Право на безотлагательный прием. // Советы народных депутатов. – 1979. - № 9. - С. 67-70. Просвирнин Ю. Г. Гарантии депутатской деятельности в развитом социалистическом обществе. – Воронеж: из-во Воронежского университета, 1982... – 137 с. Сивов В. А Статус советского депутата. – Л. : “Правовед”, 1973. – 158 с. Слива А. Я. Депутатский запрос (Пособие для слушателей народных университетов). – М. : “Знание”, 1988. – 68 с. Смирнов А. Формы правовой помощи депутатам Советов депутатов трудящихся. // Советская юстиция. – 1975. - № 1. - С. 5-10.

Теплюк М. , Ющик О. Законодательная инициатива и ее реализация в законодательном процессе. // Віче. – 1995. - № 7. - С. 13-18

Хавронюк М. Подвійні стандарти недоторканності. // Юридичний вісник України. – 1998. - 9 –15 липня.

    Шпаков Ю. Фальсификация // Правда. – 1991. - 22 июля.

Юридический энциклопедический словарь. – М. : “Советская энциклопедия”, 1987. – 598 с. Ярматов А. Я. Гарантии депутатской деятельности. — М. : “Юрид. лит-ра”, 1978. – 89 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.