Рефераты. Конституционно-правовой статус народного депутата Украины и гарантии его деятельности - (диплом)

p>В соответствии с Законом “Об отзыве народного депутата Украины” от 02. 11. 1995 г. , Верховная Рада в случае обоснованности (т. е. наличия фактов, являющихся основанием для отзыва) образует окружную избирательную комиссия. Ее задача в определенный срок созвать конференцию избирателей округа, на котором будет решаться вопрос об отзыве депутата. Комиссия информирует депутата о поступившем предложении об отзыве. Депутат вправе представить комиссии письменное заявление, а также выступать на собраниях (конференциях) избирателей, в средствах массовой информации по поводу обстоятельств, послуживших основанием для предложения об отзыве.

Все материалы, в том числе и решение конференции о возбуждении вопроса об отзыве, направляются окружной избирательной комиссией в Центральную избирательную комиссию. Она проверяет соблюдение порядка возбуждения отзыва и назначает голосование по вопросу об отзыве (ст. 6 Закона).

До дня голосования избирателям гарантируется возможность свободного и всестороннего обсуждения вопросов, связанных с отзыва, а также предоставляется право беспрепятственной агитации за или против отзыва депутата на собраниях. Депутату также предоставляется право свободной агитации на собраниях (конференциях) избирателей (ст. 7 Закона).

Голосование по вопросу об отзыве депутата –тайное, оно проводится по тем же правилам, что и голосование при выборах. Отозванным считается депутат, если за отзыв проголосовало больше половины избирателей, участвовавших в голосовании. Результаты голосования устанавливаются на заседании окружной комиссии и регистрируются окончательно Центральной избирательной комиссией (ст 22 Закона).

Таким образом, рассмотренные основания досрочного прекращения полномочий депутата требуют совершенствования и законодательной доработки. Четкое закрепление причин, условий и порядка досрочного прекращения полномочий парламентария в значительной степени обеспечит беспрепятственное и эффективное функционирование Верховной Рады Украины.

    Раздел 3. Гарантии деятельности народного депутата Украины.
    Понятие гарантий депутатской деятельности и их признаки.

Политико-правовое положение депутатов в украинском обществе характеризуется гарантированностью, наличием широких реальных возможностей их участия в управлении государством. Гарантированность депутатской деятельности достигается многими условиями, в том числе и такими нормативно-обязательными установлениями, как закрепление в законодательстве статуса народного депутата. “Народные депутаты Украины являются полномочными представителями народа Украины в Верховной Раде Украины и ответственны перед ним, ”–такое определение содержит п. 1 преамбулы Закона “О статусе народного депутата Украины”.

Указанным Законом предусмотрен ряд функций и полномочий, которые исполняет депутат в период осуществления депутатской деятельности, его взаимоотношения с избирателями, органами Верховной Рады, а также обязанности государственных органов по отношению к депутату; права, обязанности, ответственность, порядок реализации своих прав, отчетность и гарантии депутатской деятельности. Государство гарантирует депутату необходимые условия для эффективного осуществления им депутатских полномочий, предоставляя возможность использовать средства массовой информации, обеспечивая информационными материалами и юридической помощью, жилплощадью, оплатой труда и т. п.

Не вдаваясь в полемику о структуре депутатского статуса, можно отметить, что одним из основных его элементов являются гарантии депутатской деятельности, которые призваны обеспечить беспрепятственное и эффективное осуществление полномочий представителей народа в Верховной Раде. Несмотря на принципиальную важность гарантий депутатской деятельности, они относятся к тем категориям правоведения, которые не очень привлекают внимание государствоведов считая вопрос достаточно разработанным в общей теории права применительно к гарантиям субъективных прав граждан. Большинство исследователей проблем депутатского статуса полностью перенимают общетеоретические определения гарантий для гарантий депутатской деятельности. 1 [1Просвирнин Ю. Г. Гарантии депутатской деятельности в развитом социалистическом обществе. – Воронеж, 1982. – С. 245 ]

Правовой статус депутата – как пишет Витрук Н. В. , –является одним из специальных видов правового статуса гражданина, выступающего в качестве депутата, правовым модусом гражданина. 2 [2Витрук Н. В. О категории правового положения личности в социалистическом обществе. // Советское государство и право. - 1974. - №12. - С. 15]Этот специальный статус есть положение гражданина в обществе и государстве, связанное с особой (в отличие от общегражданской) его деятельностью, что регламентировано соответствующими специальными нормами. 3 [3 Сивов В. А. Статус советского депутата. — Л. , 1973. - С. 23] Не отрицая возможности подобного подхода в применении выработанного для структурных элементов общегражданского статуса понятийного аппарата, т. к. отдельное понятие может быть осмыслено только через включения его в уже сложившуюся систему представлений, следует учитывать два обстоятельства. Во-первых, и в общей теории права вопрос о понятии гарантий нельзя считать решенным окончательно, т. к. существующие определения не отражают ни сущности гарантий, ни их отличия от других правовых категорий. Во-вторых, теоретические исследования элементов правового статуса депутатов, строящиеся путем уподобления депутатских гарантий общегражданским без учета специфика объекта изучаемого явления, могут привести к искажению представления о нем. 1 [1 Витрук Н. В. Структура правового статуса депутата (вопросы теории), — в книге закон о статусе депутатов на практике, Ярославль, 1976. – С. 20. ] Слово гарантия (французское –обеспечить) означает ручательство, заверение, обеспечение. Таким образом, гарантия–это некоторое явление, обеспечивающее достижение определенного результата; это необходимая для реализации полномочий обстановка и специальный механизм, обеспечивающий беспрепятственное и эффективное участие народных представителей в осуществлении Верховной Радой своей компетенции. Именно обеспечение какого-либо отношения, процесса является основным целевым признаком понятия гарантий. 1 [1Ярматов А. Я. Гарантии депутатской деятельности. — М. , 1978. – С. 8] Этот признак позволяет отличить данное правовое явление от других, таких как субъективное право, юридическая обязанность, ответственность, выделить его в самостоятельную категорию, ибо, если правовое явление не обеспечивает достижение цели, заложенной в сопрягаемом явлении, оно не может считаться гарантией.

Цель депутатских гарантий –беспрепятственное и эффективное осуществление прав и обязанностей народного представителя.

Гарантии определяют способ реализации заключенной в субъективном праве возможности поведения, условия и порядок реализации депутатских полномочий. Вот почему гарантии необходимы для беспрепятственной и эффективной деятельности депутатов, так как от них зависит конечный результат– успешное участие в управлении общенародным государством. К субъектам, обеспечивающим реализацию депутатских полномочий, относятся перечисленные в Закона “О статусе народного депутата Украины” государственные и общественные ораны, предприятия, учреждения, организации и их должностные лица, а также граждане. Их деятельность является процессуальным признаком понятия гарантий депутатских полномочий.

Материальным признаком понятия гарантий депутатской деятельности является то, что они содержатся в необходимой обстановке и закреплены в нормах права, воплощаются в актах применения и традициях работы.

Полномочия депутата начинаются со дня его избрания в Верховную Раду, и с этого момента начинают действовать такие гарантии, как депутатская неприкосновенность, охрана трудовых прав депутата, освобождение депутата от служебных обязанностей для выполнения депутатских полномочий. Таким образом, наличие событий или действий, с которыми нормы права связывают наступление юридических последствий, – обязанности определенного поведения соответствующих субъектов –указывает на период действия гарантий. Функционирование механизма гарантий начинается после наступления юридических фактов, определяющих условия предоставления депутатских полномочий, и заканчивается прекращением полномочий депутата, окончанием тех или иных событий и действий или достижением цели, заложенной в норме права о возможном или должном поведении депутата. Итак, анализ понятия гарантий деятельности народных депутатов позволяет выделить следующие признаки:

целевой –гарантии обеспечивают беспрепятственное и эффективное осуществление прав и обязанностей депутатов;

материальный –гарантии содержатся в необходимой для реализации депутатских полномочий социально-бытовой обстановке и закрепляются в нормах права, воплощаются в актах применения права, в обычаях и традициях работы;

процессуальный –гарантии обусловливаются деятельностью государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц, а также граждан; каузальный –гарантии функционируют после наступления юридических фактов, с которыми связывается приобретение депутатских полномочий, до достижения определенного, заранее предусмотренного результата.

Единство выделенных признаков характеризует гарантирующий механизм депутатской деятельности, представляющий собой обусловленную деятельностью государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц, а также граждан, систему взаимосвязанных средств (воздействующих после юридических фактов, с которыми связываются приобретения полномочий), с помощью которой обеспечивается беспрепятственное и эффективное осуществление прав и обязанностей народных депутатов.

Таким образом, гарантии деятельности народных депутатов –это необходимая для реализации полномочий обстановка и специальный механизм, обеспечивающие беспрепятственное и эффективное участие народных представителей в осуществлении государственной власти, выражения воли и интересов народа. Предлагаемое определение не только помогает увидеть сущность гарантий депутатской деятельности, но и определить их место в структуре правового статуса депутата. 1 [1 Авакьян С. А. Депутат: статус и деятельность. – М. , 1991. — С. 342] Целью гарантий депутатских полномочий является обеспечение воплощения в действительность данного возможного поведения народного представителя. В механизме гарантий поведение лица является пассивным фактором, т. к. действие механизма гарантий, в первую очередь определяется поведением обязанных субъектов.

Таким образом, можно утверждать, что полномочия депутатов и их гарантии –самостоятельные категории, отличие которых друг от друга позволяет лучше уяснить сущность политико-правового статуса народных представителей и оценить реальные возможности их участия в управлении государством.

    Система гарантий депутатской деятельности.

Гарантии деятельности депутатов достаточно разнообразны, чтобы эффективно обеспечивать выполнение народными представителями своих функций. Для того чтобы полнее разобраться в понятии гарантий, изучить их структурные особенности, необходимо разделить их на определенные группы, классифицировать. В науке государственного права нет единого мнения по этому вопросу. Большинство авторов выделяют организационно-политические, правовые и материальные гарантии. А. А. Безуглов более обоснованно подразделяет гарантии на социально-экономические, политические, организационные и правовые [33 Безуглов А. А. Советский депутат. Государственно-правовой статус. — M. , 1971. – С. 146]. Некоторые авторы пытаются классифицировать гарантии по нескольким признакам. Л. А. Нудненко предлагает два критерия деления правовых гарантий: по назначению;

в зависимости от характера деятельности депутатов. 2 [2Нуденко Л. А. Правовое регулирование гарантий деятельности депутатов Верховного Совета СССР. / Вестн. Моск. Ун-та. – 1976. - № 2. - С. 76-77. ] В. А Сивов. классифицирует гарантии по двум группам:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.