В процессуальных отношениях иностранцы пользуются национальным режимом. АПК и ГПК предусматривают, что иностранные граждане вправе обращаться в суды, заявлять ходатайства, осуществлять свои процессуальные права в том же порядке и на тех же основаниях, что и собственные граждане. Положение о национальном режиме в процессуальной сфере закреплено в договорах о взаимной защите капиталовложений, договорах о торгово- хозяйственном сотрудничестве, договорах о правовой помощи. Все договоры о правовой помощи, которые заключила РФ. , содержат положение о том, что граждане одного государства пользуются в другом государстве такой же правой защитой, как и собственные граждане. Минская конвенция 1993 г. говорит не только о гражданах, но и о лицах, проживающих на территории государства. Национальный режим в процессуальной сфере следует отличать от гражданской правоспособности. Например, в Киевском соглашении 1992 г. отмечено, что индивидуальные предприниматели–иностранные граждане вправе обращаться в суды, арбитражные третейские суды на территории другого государства. Они пользуются такими же процессуальными правами, как и собственные граждане. Однако, их гражданская правоспособность определяется местом государственной регистрации предприятия, т. е. суд предоставляет им национальный режим в процессуальной сфере и используют процессуальные права своего государства, а для определения гражданской правоспособности можно применить иностранное право. В отношении апатридов действуют 2 конвенции: Конвенция “О сокращении безгражданства” 1961 г. ; Конвенция “О статусе апатридов” 1954г.
Конвенция о статусе апатридов предоставляет лицам без гражданства общий статус иностранцев. Однако они приравниваются к гражданам в сфере семейных, трудовых, обязательственных отношений, в отношении права на ассоциации и объединения. Конвенция о сокращении безгражданства содержит следующие правила: Ребенку, родившемуся на территории государства, предоставляется гражданство государства, в ином случае он будет апатридом;
Если изменение гражданско-правового статуса ( например, брак, развод, усыновление) связано с утратой гражданства, то такая утрата становится в зависимость от приобретения другого гражданства. Без приобретения другого гражданства утрата не производится;
Государство не лишает лицо гражданства, если в результате лишения оно становится апатридом;
Ребенок, родившийся на воздушном судне или на корабле, считается родившимся на территории того государства, в котором зарегистрировано судно. ТЕМА:
Международно – правовое регулирование внешнеэкономических отношений Система правового регулирования
Основу системы правового регулирования составляют принципы, которые подразделяются на две группы: Общие; Специальные
Общие принципы зафиксированы в уставе ООН; Декларации о принципах международного права, касающиеся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г. В заключительном акте совещания СБСЕ 1975 г. существует 10 принципов, включая принцип неприменения силы, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела государства и др. принципы. Специальные принципы зафиксированы в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974г. и Декларацией о новом международном экономическом порядке 1974 г. Оба документа приняты Генеральной Ассамблеей ООН. Как резолюция Генеральной Ассамблеи они имеют рекомендательный характер. Однако положения документов являются обязательными в качестве принципов. Специальные принципы
Взаимной и справедливой выгоды. Должен соблюдаться при заключении внешнеэкономических сделок. Ни одна из сторон не вправе получать чрезмерную выгоду или несправедливое преимущество. Но сфера действия принципа гораздо шире. От использования в международной торговле, в частности с развивающимися государствами. Государства должны содействовать друг другу в достижении справедливого баланса. Внешнеторговая цена на сырье на должна отличаться от цен на готовую продукцию. Хартия обязывает все государства участвовать в корректировке цен на экспортируемые и импортируемые товары с тем, чтобы эти цены были сбалансированными.
Принцип неотъемлемого суверенитета над своим богатством и природными ресурсами. Каждое государство имеет суверенное право распоряжаться своим экономическими богатствами и природными ресурсами. Ни один народ не может быть лишен средств к существованию. В рамках распоряжения богатствами и ресурсами государства осуществляют следующие действия:
Регулируют иностранные инвестиции в соответствии со своим национальным законодательством. Ни одно государство не может быть принуждено к предоставлению льгот иностранным инвесторам.
Государства вправе регулировать деятельность ТНК. ТНК не должна вмешиваться во внутренние дела государств.
Государство вправе осуществлять национализацию частной собственности в соответствии со своими внутренними правилами. При национализации должна выплачиваться компенсация. Но выплата компенсаций не может ставить государство в тяжелое материальное положение. Все споры по национализации решаются во внутренних судах государств, если только государство не прибегает к международным средствам разрешения споров
Преференциального режима. Этот принцип касается развития государств. Развитие государства обязано предоставить им не взаимный и не дискриминационный режим. Развивающийся не обязаны предоставлять льготы в обмени на такой режим. Преференциальный режим действует в основном в таможенной сфере и в сфере внешней торговли. Он выражается в льготных пошлинах и отмене экспортно-импортных ограничений. Развивающиеся государства предоставляют такой режим в отношениях друг с другом. И тогда третьи государства не могут предоставлять такой же режим.
Принцип устранения несправедливостей, возникший вследствие применения силы, которые лишают какой-то народ средств к существованию. В хартии запрещены неоколониализм, расовая дискриминация, апартеид, агрессия и другие применения силы. Государство, допустившее принуждение по отношению к стране, народу или территории обязано компенсировать все последствия такого принуждения. Все государства обязаны сотрудничать с потерпевшим государством. Ни одно государство не может поощрять инвестиции, направленные на принуждение или поддержание режима принуждения.
Недопущение стремления к гегемонии и разделу сфер влияния. Принцип направлен на защиту государств, являющиеся бывшими колониями. Их метрополии стремятся сохранить влияние в этих государствах даже после освобождения от колониальной зависимости. Принцип не допускает какого-либо экономического давления с целью сохранить экономическую зависимость государств.
Принцип международной социальной справедливости. Хартия устанавливает равные условия доступа к благам цивилизации для всех государств. Экономическое развитие влечет изменения в социальной сфере. Устранение экономического неравенства государств связано с повышением уровня их развития. Соответственно при распределении экономических благ на началах равенства повышается уровень социальной справедливости.
Принцип сотрудничества в целях развития. Оно (сотрудничество) является общим долгом всех государств. Государства применяют различные формы сотрудничества: сотрудничество в рамках международных организаций, сотрудничество на региональном и субрегиональном уровне. Все группировки государств должны соблюдать положения Хартии. Сотрудничество путем заключения двухсторонних и многосторонних договоров. Для осуществления сотрудничества развитые государства передают развивающимся государствам технологии, достижения науки и техники на льготных условиях.
Принцип свободного доступа к морю для государств, не имеющих выхода к морю. Все государства, имеющие выход к морю, предоставляют свои порты судам тех государств, которые выхода к морю не имеют. Кроме того, для выхода к морю предоставляются внутренние водные пути.
В системе международного регулирования международных отношений выделяют 4 уровня: Универсальный; Региональный; Двусторонний; Национальный.
На универсальном уровне действует целый ряд универсальных договоров. Например, Венская конвенция 1980 г. , Женевская вексельная конвенция 1930 г. , Женевская чековая конвенция 1931 г. , конвенция УНИДРУА о международном факторинге 1988 г. , конвенция УНИДРУА о лизинге 1988 г. , Нью-йоркская конвенция о признании и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений 1952 г... На региональном уровне действует соглашение, в котором могут участвовать только государства определенного региона. Например, Римская конвенция о праве, применимом к контрактным обязательствам 1980 г. действует в рамках ЕЭС. В рамках СНГ действуют следующие договора: Соглашение об общих условиях поставок международным организациям государствам-участникам СНГ 1992 г. , Соглашение об общих условиях производственной кооперации 1993 г. На двустороннем уровне заключаются договора о торгово-экономическом сотрудничестве. Эти договора могут именоваться по-разному: “О торговле и мореплавании”, “О торговле и экономическом сотрудничестве”, “О торговом сотрудничестве”. Общим для этих договоров является то, что в основном тексте договора содержатся общие обязательства сторон по осуществлению сотрудничества. Обычно к таким договорам заключается протоколы, которые содержат конкретные экономические программы, например, условие встречных поставок. В качестве протоколов заключаются внешнеэкономические контракты по межгосударственным поставкам. 28. 02. 02 www. miripravo. ru
Вторичная квалификация заключается в уяснении содержания норм иностранного права, их толковании и применении. В части 3-й ГК указано, что суд устанавливает содержание иностранного права в соответствии с официальным толкованием, практикой применения и доктриной существующей в соответствующем государстве. Для уточнения норм иностранного права суд может обращаться в МЮ, другие органы в РФ и за рубежом. Стороны могут предоставить иностранные нормативно-правовые акты в подтверждение своих требований и возражений и иным образом содействовать суду в установлении норм иностранного права. По спорам, возникающим из предпринимательских отношений, суд может возложить обязанность по доказыванию норм иностранного права на стороны. (Т. е. если обращаются в арбитраж, суд может обязать искать нормы иностранного права и обосновывать их. Искать нужно в специальных правовых изданиях иностранных государств). В случае, если содержание иностранного права установить невозможно, применяется российское право. В других государствах существует различная практика доказывания содержания норм иностранного права.
В США такие нормы рассматриваются как фактические обстоятельства и доказываются сторонами наряду с другими фактами;
В Германии, Австрии и Венгрии содержание норм иностранного права устанавливает суд;
В Швейцарии доказывание норм иностранного права возложено на суд. Но по имущественным спорам суд может возложить бремя доказывания на стороны; Во Франции содержание иностранного права доказывают стороны, но суд может сам применить иностранное право, если содержание норм ему известно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5