3. Практика применениия налога на добавленную стоимость за рубежом За рубежом налог на добавленную стоимость (НДС) рассматривается в качестве многоступенчатого всеобъемлющего налога, распространяющегося на все стадии процесса производства и распределения и включающего в свою базу все виды товаров и услуг. НДС - это налог зачетного типа, исключающий кумулятивный* эффект налогообложения, поскольку дает возможность зарегистрированным в качестве плательщиков этого налога фирмам вычитать суммы, уплаченные зарегистрированным поставщикам-плательщикам НДС, из сумм выручки за реализацию товаров или услуг. С точки зрения международных отношений НДС “ориентирован на пункт назначения”, то есть товары и услуги облагаются в стране назначения или месте их потребления, а не по месту происхождения или производства. Наконец, НДС представляет собой разновидность налога на потребление. К достоинствам НДС западные эксперты традиционно относят прежде всего его нейтральность по отношению к сложившейся в стране системе производства и распределения товаров и услуг. В частности, в отличие от налога с оборота, НДС не зависит от числа посредников при движении товара по товаропроводящей сети от производителя к конечному потребителю. НДС нейтрален по отношению к технологии изготовления товара. Другими словами, он не зависит от того, является технология трудоемкой, капиталоемкой или наукоемкой. НДС не зависит от конкретной организационно-правовой формы предприятий, участвующих в производстве и распределении товаров и услуг. При прочих равных условиях независимо от того, где был произведен продукт - в государственном или частном секторе, на крупной или на мелкой фирме - сумма налога остается одной и той же. Все это, по мнению западных экспертов, является отличительной чертой “правильного, справедливого” налога в странах, где оптимальное распределение ресурсов определяется свободной игрой рыночных факторов. Нейтральность НДС проявляется и в отношении момента потребления товара или услуги, будь это немедленное или отложенное потребление. Хотя НДС сокращает абсолютную величину прибыли от накоплений, он не уменьшает чистую норму прибыли. Другие налоги, как, например, налог на доход, сокращают чистую норму прибыли, поскольку налогом облагается как сумма депозита, так и процент по нему. В этом смысле НДС является налогом, стимулирующим инвестиции, а следовательно, и экономический рост. В большинстве стран Европы НДС служит гибким и стабильным источником пополнения государственных бюджетов. Поступления по линии НДС составляют в среднем примерно 0, 4 % ВВП на один процент ставки НДС. Изменение ставки немедленно приводит к изменению дохода бюджета. В странах Европейского Союза (ЕС) НДС играет важную роль, поскольку он способствует реализации одной из основных целей Союза: обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, людей и капитала в границах Союза. В ЕС приняты схемы администрирования НДС, позволяющие осуществить точное начисление и возмещение этого налога на экспортируемые товары и услуги, благодаря чему они покидают страну свободными от налогообложения. Однако, прибыв в страну назначения, импортированные товары и услуги облагаются НДС точно так же, как и отечественные. Это свойство НДС позволяет создать однородную налоговую среду для товаров и услуг, вышедших на международный рынок, эффективно противодействуя стремлению государств использовать национальные системы налогообложения в протекционистских интересах. Если какая-либо страна действительно намерена стать полноправным членом мирового рынка, ее налоговая система не должна диссонировать с международным порядком. В большинстве стран СЭВ налог на добавленную стоимость был введен после распада “социалистического лагеря”. После исчезновения Советского Союза НДС был введен и в странах бывшего СССР. Во всех странах НДС рассматривался в качестве экстренной меры мобилизации средств в национальные бюджеты в условиях инфляции. По мере укрепления связей с ЕС страны бывшего СЭВ, которые стали называться странами Центральной и Восточной Европы и Балтии, пересматривали свои налоговые системы в части НДС в сторону более тесной увязки с директивами ЕС. В условиях административно-командной экономики в странах бывшего “социалистического лагеря” налогообложение товаров обычно сводилось к расчету разницы между директивно установленными розничными ценами и затратами на производство. Эта разница в виде “налога” поступала в государственную казну. Иными словами фактически действовал определенный механизм перечисления средств со счетов государственных предприятий в государственный бюджет. В различных странах бывшего СССР и СЭВ сложились различные системы ставок НДС (см. таблицу). Разброс ставок составляет от 18 % до 25 %, причем максимальная ставка 25 % действует в Венгрии. Эта страна внедрила у себя НДС первой среди стран бывшего “социалистического лагеря”, в Венгрии на долю НДС приходится около 22 % всех налоговых поступлений, что составляет 8, 6 % ВВП. НДС в странах бывшего СССР и Совета экономической взаимопомощи Страна Ставка НДС, %
Пороговая величина оборота, как условие регистрации плательщика НДС 1 2 3 4 5 основная пониженная установлена не установлена Азербайджан 20 Данные отсутствуют Армения 20 + Белоруссия 20 + Болгария 22 + Венгрия 25 12 4 Грузия 20 -t Казахстан 20 + Киргизия 20 Данные отсутствуют Латвия 18 + Литва 18 + Молдова 20 Данные отсутствуют Польша 22 7 + Румыния 22 11 + Словакия 23 6 + Таджикистан 20 + Туркменистан 20 + Узбекистан 20 Данные отсутствуют Украина 20 + Чехия 22 5 + Эстония 18 +
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5