Рефераты. Основные характеристики конституционного устройства Ямало- Ненецкого автономного округа - (курсовая)

Основные характеристики конституционного устройства Ямало- Ненецкого автономного округа - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    А. В. Шкитин
    аспирант
    Московского государственного
    социального университета

Основные характеристики конституционного устройства Ямало- Ненецкого автономного округа (рассматриваются на основе Устава (Основного закона) и законодательства Ямало- Ненецкого автономного округа)

Ямало- Ненецкий автономный округ: участие в федеративных отношениях перспективы развития

    А. В. Шкитин ©
    Москва 1999
    ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Основные характеристики конституционного устройства Ямало- Ненецкого автономного округа (рассматриваются на основе Устава (Основного закона) Ямало Ненецкого автономного округа и законодательства автономного округа)..................................................................................................................................................................С. 3

2. Ямало- Ненецкий автономный округ: участие в федеративных отношениях перспективы

развития...............................................................................................................................................................С. 50

Bведение...............................................................................................................................................................С. 50

Федерализм в Российской Федерации..................................................................................... С. 51

Правовой статус Ямала в рамках Российской Федерации.......................................................................................................................................................... С. 59

Перспективы развития Ямало-Ненецкого автономного округа как субъекта Российской Федерации...........................................................................................................................С. 64

Заключение.........................................................................................................................................................С. 67

Основные характеристики конституционного устройства Ямало- Ненецкого автономного округа

(рассматриваются на основе Устава (Основного закона) Ямало- Ненецкого автономного округа и законодательства автономного округа)

Новая Конституция России 1993 года провозгласила Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

“Российская Федерация -это государство, в котором формируются признаки правового государства, что безусловно требует определения правового статуса важнейших элементов государственного и общественного устройства, регламентации общих принципов их организации, закрепление нормами права, в том числе и гарантий их деятельности” [1 Муниципальное право. Вопросы и ответы. -М: Новый юрист 1998. С. 87. ] .

В Конституции нашли свое отражение основные аспекты правового государства, такие как: права и свободы гражданина, система разделения властей, конституционно- правовая природа действующего законодательства. Как федеративное государство Россия состоит из 89 равноправных субъектов, которые имеют свои конституции (уставы) и законодательство. В соответствии с пунктом “н” статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Конституционное устройство субъектов Российской Федерации должно соответствовать основам конституционного строя России.

Ямало- Ненецкий автономный округ является государственно- территориальным образованием и обладает всеми атрибутами государственности, в рамках, определенных Конституцией России, в частности, он имеет свой учредительный документ-Устав и собственное законодательство.

Источником власти в автономном округе является его население, которое осуществляет свою власть как непосредственно (через окружной референдум), так и через посредство органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления. В целях реализации конституционных прав населения ямальского региона и защиты принципа народовластия на территории автономного округа, орган представительной власти автономного округа 18 октября 1995 года принял окружной Закон “О референдуме Ямало- Ненецкого автономного округа” [2См. : Закон Ямало- Ненецкого автономного округа “О референдуме Ямало- Ненецкого автономного округа (Окружной референдум)” от 8 ноября 1995 года № 11 // Сборник законов Ямало- Ненецкого автономного округа 1995- июнь 1998 годов. Издание Государственной Думы Ямало- Ненецкого автономного округа. - С-Пб. : 1998 . ООО “Полиграф Стайл”. С. 56. ]

    .

Народовластие на территории автономного округа осуществляется не только путем проведения референдумов, но и с помощью местного самоуправления, которое, по сути дела, является основной формой выражения народного волеизъявления в автономном округе.

Блок законов о местном самоуправлении является в автономном округе наиболее полным и разработанным среди прочих отраслей законодательства автономного округа. Следует указать, что за период с 1995 по 1999 год принято более 10 законов, касающихся местного самоуправления. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционно- правового статуса автономного округа. Базовым законом в этой отрасли является Закон “О местном самоуправлении в Ямало-Ненецком автономном округе”, принятый Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 18 декабря 1996 года [3См. : Закон Ямало- Ненецкого автономного округа “О местном самоуправлении в Ямало-Ненецком автономном округе” от 23 декабря 1996 года № 52 // Красный Север. 1996. 25 декабря. Спецвыпуск. ]

    .

Кроме этого, населению автономного округа предоставлено право осуществлять инициативы по вопросам местного значения под свою ответственность через органы территориального общественного самоуправления или непосредственно- путем проведения местных референдумов или сходов граждан по месту жительства в соответствии с действующим окружным законодательством [4См. : Закон Ямало-Ненецкого автономного округа “О местном референдуме в Ямало-Ненецком автономном округе” от 9 декабря 1996 года № 46 // Красный Север. 1996. 25 декабря. Спецвыпуск; Закон Ямало-Ненецкого автономного округа О территориальном общественном самоуправлении в Ямало-Ненецком автономном округе от 9 декабря 1996 года N 44 // Красный Север. 1996. 25 декабря. Спецвыпуск. ] .

Властные полномочия населения автономного округа распространяются на всю его территорию, а Устав и законодательство имеют верховенство на территории автономного округа по вопросам собственного ведения автономного округа. Для утверждения начал правовой государственности определяющее значение имеют положения Устава о высшей ценности человека, его прав и свобод, о разделении властей, прямом действии Устава и иных правовых источников, действующих на территории автономного округа.

Устав (Основной закон) автономного округа в соответствии с основами гражданского общества, формируемого в нашей стране на основе конституционных норм и положений о высшей ценности человека, его прав и свобод, гарантирует гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим или временно пребывающим на территории автономного округа, равенство независимо от расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, происхождения, пола и иных признаков. Данные гарантии получают свое развитие в законах автономного округа. В качестве примера можно привести Закон автономного округа “О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза” от 18 июня 1998 года № 27. Часть 5 статьи 2 указанного закона установила равное право для граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в получении бесплатной экстренной помощи в противотуберкулезных учреждениях на территории автономного округа. И это далеко не единичный пример.

Права и свободы человека и гражданина, установленные общепризнанными принципами, нормами международного права и Конституцией Российской Федерации, непосредственно действуют на территории автономного округа и могут быть ограничены только федеральным законом. Законы и нормативные правовые акты, издаваемые органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления в автономном округе, не могут отменять или умалять права и свободы человека и гражданина (ст. 11 Устава).

Правовое начало в концентрированном виде и в человеческом измерении представлено в Уставе, прежде всего, в виде прав и свобод человека и гражданина. Одним из важных достоинств нового Устава ЯНАО как раз и является то, что основные характеристики правовой государственности в нем даны с позиции прав и свобод человека, их признания и защиты.

Характерной особенностью автономного округа является то, что на его территории установлены дополнительные права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации для граждан из числа коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей. Подобное положение официально закреплено в Уставе автономного округа и его законодательстве.

Согласно Уставу и законам автономного округа органы государственной власти автономного округа в целях сохранения и возрождения самобытности, свободного развития коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей, проживающих на территории автономного округа:

-оказывают финансовую помощь, в том числе через целевые фонды за счет средств окружного бюджета, а также внебюджетные фонды, и вырабатывают механизм компенсации за использование природных ресурсов и ущерб, причиненный природной среде в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей;

-создают условия для участия этих народов в работе органов государственной власти и местного самоуправления;

-способствуют развитию самоуправления в соответствии с национальными традициями и обычаями коренных народов Севера, этнических общностей (закон о местном самоуправлении автономного округа предполагает создание и развитие местного самоуправления на территориях традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера в виде общин);

-в установленном порядке образуют в местах проживания этих народов национальные сельские поселения (закон об административно- территориальном устройстве автономного округа);

-решают вопросы, затрагивающие интересы коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей с учетом их мнения (законы о недрах и недропользовании, о земельных отношениях на территории традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера);

-способствуют развитию традиционных отраслей хозяйства, в том числе путем установления необходимых льгот для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, этническим общностям (закон об окружном бюджете установил налоговые льготы для организаций коренных малочисленных народов Севера); -создают условия для развития национальной культуры, возрождения, сохранения и развития языков коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей (принят в первом чтении закон о родных языках народов Севера); -гарантируют и создают условия для системного наблюдения и укрепления здоровья коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей (уже упоминавшийся закон о противотуберкулезной помощи);

-организуют подготовку национальных кадров (в первом чтении принят закон об образовании);

-разрабатывают государственные программы занятости коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.