передаются предложенные кандидатуры, может отклонить те из них, которые он считает неприемлемыми. При выдвижении кандидатур нередко вспыхивает борьба между левым и правым крылом лейбористской партии Исполком не обязан давать кому-либо объяснений в случае отклонения кандидатуры, даже ежегодной конференции партии.
Палата общин согласно закону “ О парламенте ”1911 года избирается сроком на 5 лет всем населением и состоит из 650 депутатов. Палатой общин руководит председатель палаты– спикер. Обе палаты состоят из парламентских комитетов, специальных комитетов. Обе палаты могут создавать объединенные комитеты по проверки актов делегированных законодательством.
Проверка смет и отчетов проводится в двух выборных комитетах: комитете по сметам расходования средств(Estimates Committee) и комитете по отчетам о расходовании средств (Public Account Committee).
Комитет по сметам расходования средств изучает представляемые министерствами сметы с точки зрения возможной экономии средств. Свои выводы комитет формулирует в виде соответствующих рекомендаций, которые, однако, ни в коем случае не могут отступать от финансовой политики, уже принятой правительством. К тому же комитет не имеет специального консультанта или эксперта, помогающего ему разобраться в сложных
финансовых вопросах, и полагается на информацию и объяснения должностного лица соответствующего министерства. В конечном счете, комитет идет на поводу у министерств.
Рекомендации комитета содержатся в представляемом палате общин докладе о возможной экономии средств. И здесь обнаруживается главный порок всего механизма контроля в этой области. Поскольку комитет—это вспомогательный орган, а контролирующим органом является палата, все зависит от того, насколько она в состоянии заняться рассмотрением представленного ей доклада. Однако правительство, ссылаясь на недостаток времени и перегруженность палаты другими делами, до сессии 1960/61 года совсем не выделяло времени для обсуждения доклада указанного комитета [4 “ The Times ”, 26. X. 1960. ] .
Комитет по отчетам о расходовании средств призван обеспечивать контроль палаты общин над расходованием средств министерствами в соответствии с целями, указанными парламентом. Практически эти цели определяются правительством. Проверку отчетов о расходовании средств комитет основывает на докладе, специального должностного лица—генерального аудитора (контролера). Он назначается премьер-министром, но считается должностным лицом палаты и может быть отстранен от должности только на основании послания обеих палат парламента короне.
В его распоряжении находится штат ревизоров, производящих ревизию отчетов министерств. На основе этой ревизии составляется доклад генерального аудитора. Интерес членов комитета к его работе невелик. Они мало компетентны в финансовых делах и играют в заседаниях комитета незначительную роль [5 B. Chubb, The Control of Public Expenditure, Oxford, 1952, pp. 184 – 185. ]. Палата не обсуждает докладов комитета и не утверждает их даже формально. Естественно, что при этих условиях нет серьёзных оснований для того, чтобы считать работу ревизионного аппарата составной частью парламентского контроля. Второй составной частью парламента является палата лордов, формируется феодальным способом, т. е. места в ней передаются по наследству, насчитывает 1100 лордов. Палата лордов осуществляет судебные полномочия и является высшей судебной инстанцией. Руководит палатой лордов лорд–канцлер. Палата лордов обсуждает законопроекты, контролирует деятельность правительства. Компетенция палаты лордов в области законодательства, бюджета и финансов, а также в области контроля над правительством является более ограниченной, чем компетенция палаты общин. Формирование палаты лордов.
Палата лордов формируется, на антидемократической, невыборной основе, исключающей какое-либо, даже ограниченное и косвенное, участие населения. Формальное членство в палате лордов связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов, и следующего за ним вызова в палату лордов.
В палату лордов входит около 900 герцогов, маркизов, графов, виконтов, баронов и епископов, имена которых вписаны в так называемую “золотую книгу” английского дворянства (“Roll”). Это пэры парламента [6 Не все пэры имеют право заседать в палате лордов. Ограничения установлены для несовершеннолетних пэров, пэров, исключённых из состава палаты самими лордами, пэров, осужденных за фелонию или государственную измену, для пэров-иностранцев и пэров-банкротов. ] .
Основную группу палаты лордов составляют те светские пэры, право которых быть членами палаты лордов переходит по наследству, т. е. потомственные пэры Соединённого Королевства. Их насчитывается более 800 человек. До 1963 года титул считался неотчуждаемым. От него нельзя было отказаться, его нельзя было уступить, и он
не мог быть отменен короной. В 1963 году был принят Закон о пэрстве, дающий право
потомственным пэрам пожизненно [7 “ Peerage Act. 1963 ”, “ The Law Times ”, Sept. 27, p. 531. ] слагать с себя титул. Этот закон не затрагивает наследников, и они сохраняют право на титул после смерти лица, отказавшегося от него. Закон не изменил наследственного характера палаты лордов. Он лишь расширил права пэров, дав им возможность выставлять кандидатуру в палату общин после отказа от титула. До 1963 года, помимо пэров Соединенного Королевства, в палату лордов входили 16 пэров Шотландии, избираемых шотландскими пэрами из своей среды на срок полномочий парламента одного созыва, и один пэр Ирландии, избранный ирландскими пэрами пожизненно. В результате принятия Закона о пэрстве 1963 года в палату лордов были допущены все шотландские пэры без ограничения. Что касается ирландского пэра, то после принятия Закона о Свободном Ирландском государстве 1922 года выборов ирландского пэра в палату лордов не производилось, и со смертью единственного ирландского пэра их представительство в палате лордов прекратилось. Закон о пэрстве 1963 года отменил существовавшее до этого ограничение в праве ирландских пэров выставлять свои кандидатуры на выборах в палату общин и принимать участие в голосовании на парламентских выборах.
Вторую группу составляют духовные лорды. Это 26 архиепископов и епископов, право которых быть членами палаты лордов связывается с пребыванием их в соответствующей должности [8 Право занимать место в палате лордов имеют архиепископы Кентерберийский и Йоркский и епископы Лондонский, Дарэмский и Винчестерский. Остальные епископы занимают места в порядке последовательности их назначения на епископские должности, и в случае смерти епископа его место переходит не к его преемнику, а к ближайшему по времени назначения епископу. 9 По данным на январь 1965 года. ] .
Третья группа пэров парламента —пожизненные члены палаты лордов. До 1876 года палата лордов отрицала право быть членами палаты лордов за теми пэрами, которым пэрство предоставлялось пожизненно. В1876 году из этого правила были установлены некоторые исключения. В палату лордов была включена небольшая группа лордов-юристов, так называемых ординарных лордов по апелляции, которые назначались для оказания палате помощи при решении судебных дел. Сначала назначалось два лорда-юриста, а в настоящее время— девять. Им присваивается пожизненный титул барона.
В 1958 году был принят Закон о пожизненном пэрстве, которым пожизненным пэрам было предоставлено право заседать в палате лордов. Пожизненное пэрство прекращается со смертью лица, получившего его. В палате лордов имеется 66 пожизненных пэров [].
В 1967 году в Великобритании учреждён институт парламентского уполномоченного по делам администрации (омбуцмены), которые от имени депутатов проводили расследования различных нарушений органов исполнительной власти. 4. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ – ПРАВИТЕЛЬСТВО.
Реально существующий исполнительный орган государственной власти конституцией не предусмотрен. Кабинет существует на основе конституционного соглашения. Правительство формируется парламентским способом, по системе англосаксонская. В Великобритании номинально королева может назначать премьер-министра, но это всегда лидер определённой партийной группировки, который формирует кабинет. На сегодняшний день премьер-министром в Великобритании является Т. Блэр. Правительство формируется премьер-министром из числа членов партии, получившие большее количество голосов в палате общин. На сегодня насчитывается около 100 членов правительства, в него входят 4 группы министров: главы отдельных министерств;
министры без портфеля и члены правительства занимающие различные должности, обычные и традиционные должности ( лорд- хранитель печати); государственные министры, заместители министров наиболее крупных ведомств; младшие министры, т. е. парламентские секретари, назначаемые для обеспечения связи министра с парламентом.
Внутри правительства действует кабинет юристов, состоит из 18 –25 человек. В него входят: премьер-министр, министры, возглавляющие наиболее важные министерства.
Английские юристы Уэйд и Филлипс пишут: “Несмотря на то, что существование кабинета признано одним из положений Закона о министрах Короны 1937 г. , предусматривающий выплату жалования министрам–членам кабинета, кабинет является таким органом правления, в основе существования которого лежит конституционный обычай. Ни статуты, ни общее право не определяют его состава и не формируют его полномочия. Кабинет–это всего лишь обозначение определённой группы королевских служащих, которых премьер-министр приглашает для того, чтобы они вместе с ним давали советы Королю по вопросам управления страной” [10 Уэйд , Филлипс. Конституционное право. – М. , 1950. – С. 182. ] .
Понятие “ кабинет ” и “ правительство ”в Великобритании не совпадают. Под правительством понимается совокупность всех высших должностных лиц в рамках системы исполнительной власти, которые подразделяются на несколько рангов, и далеко не все из них возглавляют те либо иные департаменты. Правительство Маргарет Тэтчер в конце 80-х гг. состояло из 30 министров, или государственных секретарей, 24 государственных министров и 45 парламентских секретарей и заместителей секретарей. Численный состав правительства меняется в зависимости от его реорганизаций (слияние департаментов или их разделение), но в ограниченных пределах. В Великобритании вспомогательный правительственный аппарат имеет ярко выраженную специфику. Английские правительственные комитеты подразделяются на две основные группы:
Постоянные комитеты, которые учреждаются Кабинетом по наиболее важным вопросам и возглавляются обычно ведущими министрами.
Временные комитеты, которые создаются Кабинетом по мере надобности по самым различным вопросам. Возглавляются они также членами Кабинета. Состав постоянных и временных комитетов определяется премьер-министром. Особенность их правового статуса в том, что они выступают от имени Кабинета, который делегирует им соответствующие полномочия. Комитеты не только готовят для Кабинета проекты постановлений, но и сами принимают важные решения. Все комитеты работают под руководством Кабинета, но каждый из них курирует определённую группу министерств. Число постоянных и временных комитетов растёт, но они, в силу обычая, считаются неофициальными вспомогательными органами Кабинета, а их структура и деятельность держатся в тайне. Надо иметь в виду, что Британский Кабинет является не нормоустанавливающим, а директивным органом. Нормативные акты создают только министры. Компетенция правительства: Формирует и руководит государственным аппаратом; Исполняет законы, принятые парламентом; Контроль над законодательной деятельностью парламента; Подготовка и исполнение бюджета; Следит за соблюдением законов в стране;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6