Рефераты. Правовое положение иностранных инвестиций в РФ - (диплом)

p>Последняя, 26 статья Закона посвящена ликвидации СЭЗ, которая возможна при невыполнении поставленных в Законе целей и задач, либо при функционировании СЭЗ в ущерб жизненно важным интересам РФ, причём в случае такой ликвидации хозяйствующие субъекты, в том числе и иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями, созданные в период действия СЭЗ, сохраняют в течение трёх лет прежние условия хозяйственной деятельности.

Проанализировав данный, типичный для законодательства о СЭЗ Закон, можно сделать два вывода :

Во-первых, в законодательном порядке на территории СЭЗ создан режим наибольшего благоприятствования иностранным инвестициям (по сравнению с национальным режимом на остальной территории страны), что выражается, например : в освобождении произведённых и переработанных на территории СЭЗ товаров от таможенных пошлин, неприменении к ним мер государственной экономической политики; в льготах при налогообложении, включая налог на переводимую за границу прибыль; в беспрепятственном переводе дивидендов и репатриации капитала, а также в освобождении от обязательной продажи 50% поступлений в иностранной валюте на внутреннем валютном рынке РФ.

В то же время, в Законе прослеживается соблюдение и защита государственных интересов, что явствует, например, из того, что“право землепользования иностранным юридическим и физическим лицам, международным организациям с участием российских и иностранных физических и юридических лиц на территории СЭЗ предоставляетсяисключительно на основании договоров аренды (без права выкупа)” ст. 5 Закона. Во-вторых, возвращаясь к теме несовершенства существующего законодательства, хотелось бы отметить, что гораздо рациональнее было бы использовать общий Закон“О свободных экономических зонах”, учитывая особенности каждой отдельной создаваемой СЭЗ в соглашении, заключаемом между Правительством РФ и Администрацией региона, что позволило бы избежать однообразного декларирования одних и тех же гарантий и постоянных ссылок на регулирование в соответствии с законодательством РФ. На настоящий момент на территории РФ создано и действуют более 10 свободных экономических зон (см. Приложение №2). Причины их возникновения различны, однако едина цель - возрождение экономики этих регионов с помощью иностранных и отечественных капиталовложений. Не думаю, что сейчас стоит надеяться на обширные отечественные инвестиции, к сожалению, российские предприниматели предпочитают вывозить деньги из страны, но привлечение иностранных инвесторов в СЭЗ - реальность.

Сегодня Совет Европы даёт нашей стране за содержание законодательства - “4”, а за его исполнение - “1”по пятибалльной шкале. Совершенствование законодательной базы (и, не в последнюю очередь, принятие Закона“О свободных экономических зонах в РФ”) и неукоснительное соблюдение и исполнение законов - единственная возможность привлечения больших объёмов иностранных, и, возможно, отечественных инвестиций.

    Заключение

Итак, рассмотрев в данной работе определённый круг проблем, связанных с ситуацией в сфере правового регулирования иностранных инвестиций в России, можно попытаться сделать некоторые выводы.

Налицо очевидная потребность в ускорении и завершении работы законодательных органов по подготовке новой законодательной базы, регулирующей процесс инвестирования в экономику России. Хочется отметить некоторые важные положения в проекте закона "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РФ", которые направлены на улучшение инвестиционного климата для зарубежных инвесторов. Помимо закрепления национального режима для осуществления капиталовложений за изъятиями, которые могут быть введены только федеральными законами; вводится пятилетняя отсрочка для применения положений новых законодательных и правовых нормативных актов, ухудшающих условия деятельности предприятий с иностранными инвестициями, которые действуют в отраслях материального производства (со вкладом зарубежного партнера не менее 100 тыс. долл. США и не менее 30% уставного капитала). Определяется конкретный федеральный орган исполнительной власти по координации государственной деятельности по привлечению, защите и эффективному использованию иностранных инвестиций, являющийся, по сути, единым органом в сфере международного инвестиционного сотрудничества. Вводится применение поощрительной таможенной пошлины (50% от действующей ставки ввозной пошлины и на срок до 5 лет) при ввозе товаров предприятиями с иностранными инвестициями в случае осуществления ими инвестиционного проекта с капитальными затратами, эквивалентными 100 млн. долл. США и выше. Проект Закона содержит и другие перспективные положения, но это всего лишь проект, тем более, что в процессе принятия закона возникает необходимость компромиссов, поиск которых неизбежно отражается на формулировках закона.

Как объект инвестиций российская экономика потенциально обладает рядом привлекательных особенностей для иностранных компаний и предпринимателей. Среди них - ёмкий рынок, богатые запасы природных ресурсов, относительно квалифицированная и дешёвая рабочая сила, огромный багаж научно-технических знаний и наличие неиспользуемых производственных мощностей (например, бывший ВПК).

Однако, в то же время, нестабильная экономическая ситуация, своеобразная нервозность на политической арене; несмотря на все усилия правительства, всё же прогрессирующая инфляция, не отлаженный внутренний механизм управления экономикой, относительная неразвитость инфраструктуры связи, бытовых услуг и т. д. негативно отражаются на инвестиционном имидже России.

По оценкам западных специалистов инвестиционный климат в России рассматривается сегодня как неблагоприятный и предстоит сделать очень многое, чтобы эти оценки поменялись на противоположные. Ведь для нашей страны, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и стремиться создать открытую экономическую систему, участие в процессах движения капитала и как импортёра, и как экспортёра является вопросом стратегически важным. Сегодня же участие России в этих процессах с трудом можно назвать активным, а с точки зрения привлечения зарубежных капиталовложений ей предстоит конкурировать со странами, рынки которых оказываются сейчас более привлекательными для инвесторов, особенно со странами Латинской Америки и азиатского региона.

В соответствии с основными целями национальной стратегии экономического развития России, определившимися в последнее время, органами государственной власти на различных уровнях разрабатывается комплексная программа привлечения иностранных инвестиций. Оздоровление экономики нашей страны прежде всего связывается со значительными вливаниями материальных и финансовых ресурсов из-за рубежа. Поэтому так актуален и необходим грамотный подход к регламентации, правовому регулированию процесса привлечения иностранных инвестиций.

Обобщая практические предложения решений проблем в этой области, наряду с необходимостью совершенствования законодательства об иностранных инвестициях, отметим следующее:

Те экономические и правовые условия в которых действуют иностранные инвесторы (национальный режим) должны быть радикально улучшены, в первую очередь путем кардинального изменения налогообложения, когда собираемость налогов должна достигаться не за счет непосильного для товаропроизводителя налогового бремени, а за счет ускорения экономического оборота.

Необходимо создать в России устойчивую систему организаций, способных осуществлять страхование инвестиционных рисков, из:

а) частных коммерческих страховых компаний - страховщиков иностранных инвесторов;

б) российской государственной структуры для защиты интересов российских предпринимателей за рубежом;

в) международной компании по страхованию иностранных инвестиций в России. ) Помимо таких масштабных проблем хочется отметить и более узкие, функциональные. При подготовке данной работы определенные сложности возникли с подбором законодательных актов, регламентирующих рассматриваемые правоотношения. Представляется целесообразной систематизация законодательства и более широкое освещение этого вопроса в печати.

Инвестиции, как иностранные, так и отечественные, представляют собой значительную часть в предпринимательском праве. Однако, изучение этой области предпринимательства конкретно в нашем институте весьма ограничено. Считаю необходимым устранение этого пробела в программе обучения. Ведь, в сущности, залогом решения многих проблем является профессиональный подход к ним. ПРИЛОЖЕНИЕ №1

    Двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций

В число международных двусторонних соглашений, участницей которых является Россия, входят:

1)Соглашение о содействии, осуществлении и взаимной защите капиталовложений с Австрией от 17 мая 1990 года. Ратифицировано 27 мая 1991 года. 2) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений с Правительством Канады от 20 ноября 1989 года. Вступило в силу 27 июня 1991 года. 3) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений с Правительством Французской республики от 4 июля 1989 года. Вступило в силу 17 июля 1991 года. 4) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений с Китайской Народной Республикой от 21 июля 1991 года. Вступило в силу 26 июля 1991 года. 5) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений с Королевством Нидерландов от 5 октября 1989 года. Вступило в силу 20 июля 1991 года. 6) Соглашение о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений с правительством Финляндской Республики от 8 февраля 1989 года. Вступило в силу 15 августа 1991 года.

7) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений со Швейцарским Федеральным Советом от 1 декабря 1990 года. Вступило в силу 26 августа 1991 года.

8) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений с Правительством Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии от 6 апреля 1989 года. Вступило в силу 3 июля 1991 года.

9) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений с Правительством Итальянской Республики от 30 ноября 1989 года. Вступило в силу 8 июля 1991 года.

10) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений с Правительством Республики Корея от 14 декабря 1990 года. Вступило в силу 10 июля 1991 года.

    ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Действующие нормативные акты по свободным экономическим зонам. Постановление Совмина РСФСР от 23. 11. 90г. № 540 “О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в районе г. Находки (СЭЗ Находка) Приморского края” (ред. от 26. 02. 92г. ) вместе с “Положением о свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края”. Постановление Совмина РСФСР от 23. 05. 91г. № 280 “О формировании бюджета в свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края”.

Постановление Совмина РСФСР от 07. 06. 91г. № 312 “О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в Еврейской Автономной области” (ред. от 13. 04. 93г. ) вместе с “Положением о СЭЗ в Еврейской Автономной области “ЕВА” Постановление Совмина РСФСР от 07. 06. 91г. № 314 (ред. от 13. 04. 93г. ) “О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны Алтайского края (СЭЗ“Алтай”) вместе с “Положением о СЭЗ “Алтай””.

Постановление Совмина РСФСР от 26. 06. 91г. № 359 ( ред. от 08. 01. 98г. ) “О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны “Сахалин” (СЭЗ “Сахалин”) вместе с “Положением о СЭЗ “Сахалин”. “Положение о СЭЗ в Кемеровской области (СЭЗ “Кузбасс”)” от 09. 07. 91г. № 1588-1, утв распоряжением Председателя ВС РСФСР. “Положение о СЭЗ в Новгородской области (СЭЗ “Садко”)” от 09. 07. 91г. № 1588-1, утв распоряжением Председателя ВС РСФСР “Положение о СЭЗ в г. Выборга Ленинградской области (СЭЗ “Выборг”)” от 09. 07. 91г. № 1588-1, утв распоряжением Председателя ВС РСФСР Постановление Совмина РСФСР от 25. 09. 91г. № 497 “О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон в Калининградской и Читинских областях” (ред. от 13. 10. 95г. ) вместе с “Положением о СЭЗ в Калининградской области (СЭЗ “Янтарь”) и “Положением о СЭЗ в Читинской области (СЭЗ “Даурия”). Указ Президента РФ от 04. 06. 92г. № 548 ( ред. от 16. 05. 97г. ) “О некоторых мерах по развитию СЭЗ на территории РФ” Указ Президента РФ от 22. 03. 95г. № 300 “О свободной экономической зоне “Кабардино-Балкария”. Постановление Правительства РФ от 08. 09. 94г. № 1033 “О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны “Находка”. Постановление Правительства РФ от 29. 09. 97г. № 1259 “О Федеральной целевой программе развития особой экономической зоны в Калининградской области на 1998 - 2005 годы”.

Письмо Госналогслужбы РФ от 29. 06. 93г. № НП-4-06\93н, Минфина РФ от 25. 06. 93г. № 04-06-01“О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах”. Письмо Госналогслужбы РФ от 19. 07. 93г. № ЮУ-6-06\235 “О налогообложении предприятий в свободных экономических зонах”. Список литературы:

1) отв. ред. Астапович. "Иностранные инвестиции в России: тенденеции и перспективы. Второй аналитический док лад независимых экспертов" Агенство "ИНФОМАРТ" 1995 год.

2) Богатырёв А. Д. "Инвестиционное право" Москва. Российское право 1992 год. 3) Богуславский М. М. "Правовое положение иностранных инвестиций в РФ" Москва. 1993 год. "Международное частное право" Москва. " Международные отношения" 1994 год.

4) Голубович А. Д. "Иностранные инвестиции в России. Законодательное регулирование" Москва. "АРГО" 1993 год.

5) Доронина Н. Г. Семилютина Н. Г. "Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и за рубежом" Москва.

1993 год. "Многосторонние международные конвенции в области защиты иностранных инвестиций и российское законодательство" Государство и право" 1992 год №10. 6) Доронина Н. Г. "Иностранные инвестиции и современное международное право. Проблемы регулирования инвестиций в СССР" Москва. "Де-юре". 1991 год. 7) Мартынов А. С. "Россия: стратегия инвестирования в кризисный период. " Москва. 1994 год.

8) Моргунова А. И. Шакалов М. И. "Инвестиционное и валютное законодательство. Теоретический курс" Москва. МЭГУ 1995

    год.

9) Рубанов А. А. "Основные проблемы законодательства об иностранных инвестициях в России и других государствах бывшего СССР" Москва. 1992 год. 10) отв. ред. Светланов. "Правовое регулирование иностранных инвестиций в России" Институт государства и права. Москва. 1995 год.

11) отв. ред. Фоминский Н. П. "Иностранные инвестиции в России. Современное состояние и перспективы". Москва. 1995 год.

12) Чжун Ми Кен "Инвестиционная ситуация в России и правительственные мероприятия по её улучшению" Университет СпБ. 1996 год.

13) "Регулирование иностранных инвестиций. Сборник нормативных документов". Журнал "Рынок ценных бумаг" Москва. 1995 год.

14) "Иностранные инвестиции. Совместные предприятия и представительства". Тематический выпуск. Москва. "ТРИАДА" 1994 год.

15) Журнал "Иностранные инвестиции для профессионалов" №11-12. 1995 год. 16) Федеральный закон “Об иностранных инвестициях в РСФСР”от 4 июля 1991г. ( в редакции Указа Президента РФ от 24. 12. 93г. № 2288, Федеральных законов от 19. 06. 95г. № 89-ФЗ, от 16. 11. 97г. № 144-ФЗ). 17) Федеральный закон РФ “Об особой экономической зоне в Калининградской области” от 22 января 1996г. 18) Федеральный закон РФ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” от 13 октября 1995г. 19) Постановления Совета Министров СССР “О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ” и “О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм из капиталистических и развивающихся стран” от 13. 01. 87г. №№ 48, 49.

20) Указ Президента СССР “Об иностранных инвестициях в СССР” от 26. 10. 90г. 21) Указ Президента РФ “О совершенствовании работы с иностранными инвестициями” от 27. 09. 93г. № 1466. 22) Постановление Правительства РФ от 29. 09. 94г. № 1108 “Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.