Рефераты. Правовое регулирование и содержание хозяйственных договоров, опосредующих оказание услуг - (диплом)

p>Перечень услуг, содержащихся в пункте 2 статьи 779 ГК РФ, не исчерпывающий. Предметом договора возмездного оказания услуг могут быть и другие услуги, но при условии, что они, во-первых, подпадают под понятие услуг, которое содержится в пункте 1 статьи 779 ГК РФ. Во-вторых, эти услуги не могут подпадать под действие глав 37 (подряд), 38 (выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ), 40 (перевозка), 41 (транспортная экспедиция), 44 (банковский вклад), 45 (банковский счет), 46 (расчеты), 47 (хранение), 49 (поручение), 51 (комиссия), 53 (доверительное управление имуществом) ГК РФ.

Сторонами договора возмездного оказания услуг являются исполнитель и заказчик. Ими могут быть как юридические, так и физические лица, если иное прямо не предусмотрено законом или не вытекает из характера самой услуги. Заказчиком в рассматриваемом договоре, как правило, бывает физическое лицо, но может быть и юридическое лицо. Это имеет место, например, а случае заключения организацией договора по медицинскому или туристическому обслуживанию своих работников [29, с. 3].

При рассмотрении договора возмездного оказания услуг следует иметь в виду, что на осуществление определенного рода деятельности необходимо иметь разрешение (лицензию). К такому роду деятельности относятся, например, медицинские, аудиторские услуги, услуги по международному туристическому обслуживанию. Договор возмездною оказания услуг, заключенный исполнителем, который не имеет соответствующего разрешения (лицензии), может быть признан судом недействительным при условиях, предусмотренных пунктом 3 статьи 23 и статьей 173 ГК РФ.

Статьей 780 ГК РФ установлено, что в том случае, когда исполнителем является физическое лицо, оно не может возложить исполнение договора возмездного оказания услуг на третье лицо и обязано оказать услуги лично, если иное не предусмотрено указанным договором.

Статьей 401 ГК РФ закреплены общие правила, посвященные основаниям ответственности за нарушение обязательства. Этой статьей установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность по общему правилу лишь при наличии вины (умысла или неосторожности).

В соответствии со статьей 401 ГК РФ статья 781 ГК РФ распределяет между сторонами договора возмездного оказания услуг последствия невозможности его исполнения с учетом вины той или иной стороны.

Пункт 2 статьи 781 ГК РФ предусматривает случай, когда невозможность исполнения возникла по вине заказчика. В этом случае заказчик должен оплатить услуги в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором. Пункт 3 статьи 781 ГК РФ предусматривает случай, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает. В этом случае заказчик должен возместить исполнителю только фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором [29, с. 3]. В отличие от общего правила о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, установленного статьей 310 ГК РФ, в договоре возмездного оказания услуг и заказчик, и исполнитель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (ст. 782 ГК РФ). В таком случае заказчик обязан оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы, а исполнитель–полностью возместить заказчику убытки. В соответствии со статьей 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг могут применяться общие положения о подряде (ст. 702-729) и положения о бытовом подряде (ст. 730-739), если они не противоречат нормам главы 39 ГК РФ (ст. 779-782), а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Например, можно ссылаться на положения статьи 705 ГК РФ, в соответствии с которой риск случайной гибели или случайною повреждения материалов, оборудования или иного используемого для исполнения договора имущества несет предоставившая их сторона; статьи 719 ГК РФ о неисполнении заказчиком встречных обязанностей по договору подряда, статьи 723 ГК РФ об ответственности подрядчика за ненадлежащее качество работы и на ряд других статей ГК РФ.

Следует отметить, что стороны, участвующие в договоре возмездного оказания услуг, могут включать в него более подробные положения, регламентирующие их взаимоотношения. Однако эти положения не должны противоречить положениям статей 779-782 ГК РФ, а также положениям общей части обязательственного права (раздел III ГК РФ).

    4. Договор перевозки.

4. 1. Основные законодательные акты, регулирующие перевозки. Правовое регулирование в ГК отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что положениям, регулирующим столь сложные обязательства, как перевозки, законодатель посвятил лишь четырнадцать статей (для сравнения, гл. 30 о купле-продаже насчитывает более ста статей). Дело в том, что, основной пласт взаимоотношений грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно регулируется транспортными уставами и кодексами. Что же касается кодифицированных гражданско-правовых актов, то они, также традиционно всегда включали в себя лишь отдельные принципиальные положения, определяющие систему правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа, а в остальном отсылали к транспортным уставам и кодексам (например, гл. 32 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года).

Сохранение такого методологического подхода в новом ГК оправданно еще и по той причине, что в соответствии с Кодексом все транспортные уставы и кодексы должны быть приняты на уровне федерального закона (п. 2 ст. 784). В настоящее время на территории Российской Федерации действуют следующие транспортные уставы и кодексы: Кодекс торгового мореплавания Союза ССР (КТМ СССР), утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1968 г; Устав автомобильного транспорта РСФСР (УДТ РСФСР), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. №12; Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР (УВВТ СССР), утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г. ; Устав железных дорог Союза ССР (УЖД СССР), утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 г. №270; Воздушный кодекс СССР (ВК СССР), утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 мая 1983 г.

Все названные транспортные уставы и кодексы сохраняют свое действие на территории Российской Федерации с учетом правил, предусмотренных ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия и введения в действие новых транспортных уставов и кодексов–федеральных законов. Естественно, названные транспортные уставы и кодексы применяются в части, не противоречащей нормам, содержащимся в гл. 40 ГК. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется . на основании договора перевозки. Кодекс расширяет сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки, об этом свидетельствует правило о том, что условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их соглашением, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и задаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК РФ)

4. 2. Основные положения, регулирующие перевозку грузов, пассажиров, багажа. Основной договор, опосредствующий перевозки грузов, – это договор перевозки грузов, сконструированный, как и прежде, на модели реального договора: перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК). Условия такого договора перевозки должны содержаться в соответствующем транспортном документе: на железнодорожном, речном и воздушном транспорте в накладной; на морском транспорте в накладной или коносаменте; на автомобильном транспорте–в товарно-транспортной накладной или акте замера (взвешивания). Составление и выдача грузоотправителю транспортной накладной или иного соответствующего перевозочного документа одновременно служит подтверждением заключения договора перевозки грузов [23, с. 73].

Из всех договоров перевозки выделяются договоры перевозки транспортом общего пользования, когда в качестве перевозчика выступает коммерческая организация, которая в силу закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) обязана осуществлять перевозки по обращению любого лица. Кодекс установил, что перечень таких организаций, относящихся к транспорту общего пользования, должен публиковаться в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором, поэтому к нему применяются правила, предусмотренные ст. 426 ГК.

В обязанности перевозчика по договору перевозки груза входит подача грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом) или договором исправных транспортных средств в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В противном случае отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств.

Обязанностью грузоотправителя (грузополучателя), предусмотренной ГК, является соблюдение сроков погрузки (выгрузки) грузов в поданные перевозчиком транспортные средства. Такие сроки должны устанавливаться договором, если они не установлены транспортными уставами и кодек сами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Нарушение указанных сроков влечет за собой ответственность за сверхнормативный простой поданных под погрузку транспортных средств (см. , например, ст. 156 УЖД. ст. 141 УАТ и т. п. ).

Правда, обязанность по погрузке (выгрузке) груза может быть возложена как на отправителя (получателя), так и на транспортную организацию. Этот вопрос должен решаться в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами, и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Если погрузка (выгрузка) груза должна осуществляться за счет сил и средств транспортной организации, время, затраченное на эти операции, входит в установленные сроки доставки груза [23, с. 74].

Сроки доставки, в течение которые перевозчик обязан доставить пассажира и багаж в пункт назначения, определяются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. При отсутствии таких сроков груз, пассажир, багаж должны быть доставлены перевозчиком в пункт назначения в разумный срок (ст. 792). За нарушение установленных сроков доставки груза (багажа) транспортными уставами и кодексами установлена ответственность в виде штрафа. Размер штрафа поставлен в зависимость от величины просрочки и определяется в процентах (долях) от суммы провозной платы (см. , например ст. 153, 165 УЖД; ст. 188 УВВТ; ст. 64 ВК). На автомобильном транспорте сроки доставки груза (багажа) и ответственность перевозчика за их нарушение установлены лишь в отношении междугородных перевозок (см. ст. 137-138 УАТ).

Наряду с договором перевозки груза, когда предметом договора является доставка конкретного груза в пункт назначения и выдача его получателю. Кодекс определяет и в известной степени регулирует договоры организации перевозок и договоры между транспортными организациями [23, с. 75].

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец–предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798). Условиями договора об организации перевозки являются: объемы, сроки и порядок предоставления транспортных средств, а также предъявления грузов для перевозки: порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. К числу договоров об организации перевозки, широко применяемых на практике, относятся навигационные договоры на морском и речном транспорте; специальные договоры– на воздушном транспорте; годовые договоры на автомобильном транспорте. В соответствии с ГК (ст. 799) регулирование договоров между организациями различных видов транспорта об организации работы по обеспечению перевозки грузов может осуществляться транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами. Поэтому в этой области правовое регулирование должно быть поднято как минимум на уровень постановления Правительства Российской Федерации, что позволило бы избежать ведомственного нормотворчества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.