Рефераты. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - (диплом)

p>юридической экспертизе подлежат акты, включаемые в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ.

Юридическая экспертиза заключается в правовой оценке формы акта, его содержания, порядка принятия, обнародования (опубликования), а также соответствия акта требованиям юридической техники (в том числе оценка необходимых реквизитов).

Оценка соответствия содержания акта федеральному законодательству включает в себя рассмотрение: целей и задач нормативного акта; предмета правового регулирования, т. е. тех общественных отношений, которые регулируются соответствующим актом; состояние правового регулирования в соответствующей сфере общественных отношений; компетенция органа, принявшего акт; конкретных правовых норм, содержащихся в акте субъекта Российской Федерации. В ходе проведения юридической экспертизы рекомендуется оценить также соблюдение правил юридической техники при подготовке нормативного правового акта, то есть наличие набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии.

Для повышения эффективности работы по проведению юридической экспертизы желательно проведение регулярного анализа выявляемых нарушений федерального законодательства, допускаемых при принятии правовых актов, с целью определения наиболее типичных. Осуществление такого анализа позволит в значительной степени оптимизировать деятельность экспертных подразделений. И, в конечном счете, повысить уровень законности, качество принимаемых актов, поскольку отсутствие или слабая экспертиза законопроектов могут“заложить” корни нарушения законности. Каждый регион имеет определённую специфику, обусловленную своеобразием экономического, политического и иного положения субъекта Российской Федерации, что отражается и на правовом регулировании общественных отношений. Вместе с тем существуют общие для всех регионов нарушения законодательства, изучение которых также необходимо.

Наиболее общими формами несоответствия нормативного правового акта субъекта РФ Конституции РФ и Федеральному законодательству являются:

• принятие органами государственной власти субъектов РФ актов и норм по предметам ведения РФ в случае, если это не предусмотрено федеральным законодательством;

• принятие органами государственной власти субъектов РФ актов и норм, нарушающих принцип разделения властей;

• включение в правовой акт норм и положений, противоречащих нормам Конституции РФ и другим актам федерального законодательства, либо искажающих их смысл. Правовой акт субъекта РФ может противоречить Конституции РФ и (или) федеральному законодательству в целом либо в определённой части. В целом акт противоречит Конституции РФ или федеральному законодательству если: • его принятие противоречит основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина;

• предмет его регулирования относится к предмету ведения Российской Федерации и в федеральном законодательстве не предусмотрено право субъектов РФ осуществлять собственное правовое регулирование;

• все нормы рассматриваемого акта противоречат Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Правовой акт противоречит Конституции РФ и (или) федеральному законодательству в определённой части, если нарушения содержаться в отдельных положениях акта субъекта.

Признаки несоответствия правового акта федеральному закону: принятие правового акта во исполнении отменённого федерального закона; неправильный выбор федерального закона, применённого при принятии правового акта; нарушение порядка принятия правового акта и др.

Среди конкретных нарушений Конституции РФ и федерального законодательства особо следует обратить внимание на те, которые связаны с установлением норм регулирующих вопросы, отнесенные к предметам ведения РФ. Так, например, актом субъекта РФ устанавливается право самостоятельно определять финансовое, валютное, кредитно– денежное, таможенное регулирование, что противоречит пункту “ж” статьи 71 Конституции РФ. Отсутствие правовой регламентации взаимоотношений между федеральными органами государственной и органами государственной власти субъекта РФ в сфере реализации полномочий по предметам совместного ведения вызывает большие сложности при выделении полномочий органов государственной власти субъектов в сфере совместного ведения. Конституция РФ определяет только лишь предметы совместного ведения и не разграничивает полномочия каждой из сторон. При рассмотрении этих вопросов необходимо исходить из положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. “Об общих принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации”. 1 [1СЗ РФ. 1999. №26. Ст. 3176. ] По результатам проведения юридической экспертизы составляется экспертное заключение. (Приложение №1 - пример экспертного заключения на постановление Губернатора Саратовской Области).

    В экспертном заключении отражаются следующие сведения:
    реквизиты акта, походящего юридическую экспертизу;

предмет регулирования и его соответствие сфере ведения субъекта РФ или совместного ведения, установленной Конституцией РФ (с указанием конкретных статей и пунктов);

состояние нормативного регулирования в данной сфере, необходимость и достаточность правового акта для урегулирования общественных отношений; оценку компетенции принявшего акт органа государственной власти субъекта РФ; соответствие содержания правового акта Конституции РФ и федеральным законам; соответствие формы и текста правового акта правилам юридической техники. При выявлении в акте положений, не соответствующих Конституции РФ и (или) федеральному законодательству, экспертное заключение для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и принятия мер по устранению выявленных нарушений направляется в орган государственной власти субъекта РФ, принявший акт.

Экспертное заключение на акт, затрагивающий компетенцию территориальных органов федеральных органов исполнительной власти или иных государственных органов, при необходимости может быть направлено в их адрес.

Для принятия мер прокурорского реагирования копия экспертного заключения на акт может направляться в органы прокуратуры.

В период с 9 января по 2 марта мной была пройдена преддипломная практика в отделе экспертизы правовых актов Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области. Отчасти этим обстоятельством был обусловлен выбор указанной темы.

За время прохождения практики, я ознакомилась с работой указанного отдела, принимала участие в подготовке проектов экспертного заключения нормативных правовых актов. В результате сделаны следующие выводы.

Думается, что в целях оперативного реагирования на нарушения Конституции и федерального законодательства, а также приведению незаконных актов в соответствие с действующим законодательством необходимо закрепить в законе обязанность органов государственной власти субъектов РФ в определённый срок рассматривать экспертные заключения территориальных органов юстиции и информировать их о результатах этого рассмотрения. А также было бы логичным предоставить органам юстиции обращаться в суды общей юрисдикции с заявлениями о признании недействительными нормативных правовых актов субъектов РФ, противоречащих актам более высокой юридической силы, кроме Конституции РФ. Актуальной является проблема четкого и обоснованного разграничения полномочий по предмету совместного ведения. Её нерешенность влечёт ряд негативных последствий в организации законопроектной работы в субъектах РФ. Следует заметить также, что решающим условием упорядочения общественных отношений является технико-юридическое совершенство правовых норм. В последнее время все чаще поднимается вопрос о качестве юридических документов, принимаемых на региональном уровне. Министерство юстиции РФ, Генеральная прокуратура, иные органы государственной власти регулярно представляют данные о состоянии законности в сфере издания правовых актов. Данные неутешительны. Нарушений достаточно много, чаще всего объясняется игнорированием правилам юридической техники. В качестве основных нарушений можно выделить: отсутствие унификации по структуре и стилю изложения, противоречие действующему законодательству, о чем уже было сказано выше; отсутствие единства терминологии; многословность и издание документа по узким, мелким проблемам и др.

Следует заметить, что отделом экспертизы правовых актов Главного управления Минюста РФ по Саратовской области проводится большая работа на стадии подготовки нормативных правовых актов, которая включает в себя проведение юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов. Надо признать, что большинство замечаний и предложений при доработке проектов органами государственной власти Саратовской области были учтены. Думается, что работа именно на этом этапе должна стать для территориальных органов юстиции приоритетной. Основные усилия должны быть направлены именно на предотвращение принятия нормативных правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству, нарушающих права и охраняемые законом интересы личности, общества, государства.

Учитывая выше изложенное, следует отметить, особую роль работы осуществляемой отделом экспертизы Главного управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области в обеспечении законности на территории Российской Федерации в целом и на территории Саратовской области в частности.

Думаю, что работа по приведению нормативных правовых актов Саратовской области в соответствии с Конституцией и федеральным законодательством имеет ключевое значение в формировании нового регионального законодательства как основы законности, правового государства и гражданского общества. Считаю, что именно правовая система государства является необходимой предпосылкой формирования развитого гражданского общества.

§3. Укрепление законности в сфере государственного управления. В юридической науке существуют разные подходы к вопросу о том, к каким субъектам адресуется законность. Одна точка зрения состоит в том, что законность ограничивается сферой действия органов государства, обращена к должностным лицам госаппарата и общественных объединений, но не относится к гражданам. Другая же утверждает, что и граждане попадают в сферу законности. Для решения этого спора достаточно обратиться к статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой все органы государственной власти, местного самоуправления должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию Российской Федерации и законы. Из содержания данной статьи следует, что требования соблюдения законности в равной мере обращено как к должностным лицам государственных органов, так и гражданам и их объединениям.

Однако особо следует выделить сферу государственного управления, поскольку первый подход имеет рациональное зерно. Проф. А. Ф. Черданцев в этой связи отмечает: “Состояние законности, в первую очередь, определяющим образом зависит от того, насколько пропитан духом законности государственный аппарат, насколько прочна законность именно здесь. От состояния законности в сфере деятельности должностных лиц зависит состояние прав и свобод граждан, их законопослушность”1 [1 Черданцев А. Ф. Теория государства и права. М. , 1999. С. 381]. Действительно, уровень законности в государстве, прежде всего, зависит от её состояния в исполнительно - распорядительной деятельности. Когда он низок в управлении, то даже если иные компоненты государственного механизма неукоснительно выполняют юридические предписания, есть основание говорить о кризисе режима законности. Если имеются многочисленные факты, когда администрации нарушают права предпринимателей, работники милиции незаконно задерживают граждан, когда ресурсы распределяются в обход установленных правил и т. д. , то и строжайшее соблюдение законов при осуществлении правосудия, в процессе прокурорского надзора не окажет существенного влияния на общую картину взаимоотношений государства и граждан, негосударственных организаций. Это будут островки законности в море управленческого произвола. Когда же правосудие и представительные органы перестают быть преградами административного произвола, народ испытывает тяготы тоталитарного“беспредела”. Юридическая правомерность в сфере государственного управления – стержень всего режима законности в стране. Законность в государственном управлении должна быть противопоставлена любым формам произвола, своеволия, вседозволенности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.