Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ- это закрепленные в Конституции РФ и в других законах основополагающие требования, которые выражают политическое и государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве, а также содержат признаки и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и от правоохранительных.
Соблюдение установленных законодателем принципов позволяет прокуратуре успешно выполнять стоящие перед ней задачи по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве.
К числу принципов прокурорского надзора относятся положения, которые основаны на Конституции РФ и Конституциях республик в составе РФ, возводят органы прокуратуры в ранг независимого государственного органа с предоставлением ему необходимых полномочий для успешного устранения нарушений закона, от кого бы таковые ни исходили.
Принципы не следует смешивать с условиями и порядком выполнения прокурорами своих функций. Условия и порядок выполнения прокурорами своих функций относительно принципов организации и деятельности прокуратуры всегда носят подчиненный характер. Закрепленные в законах принципы организации и деятельности прокуратуры тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Их нельзя отрывать друг от друга. Только комплексное их понимание и проведение в жизнь обеспечат деятельность прокурора, отвечающую требованиям Конституции РФ и других законов государства.
Осуществляя надзор в конкретных отраслях права, прокурор должен учитывать такие принципы правосудия как независимость судей и подчинение их только закону, право подсудимого на защиту, презумпция невиновности, состязательность, гласность, устность и непосредственность процесса, неизменность состава судей и т. д. Если прокурор не будет соблюдать эти принципы, он допустит нарушение служебного долга как блюститель законности, стоящий на охране прав и законных интересов участников судебного разбирательства.
Основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры были выработаны еще В. И. Лениным: надзор прокурора не только за точным, но и за единообразным исполнением законов; единство и централизация органов прокуратуры; независимость их от местных органов власти. * Эти принципы нашли законодательную регламентацию в Положении о прокурорском надзоре 1922 г. По мере совершенствования государственной и политической * В. И. Ленин. ПСС. т. 45, с. 198-203. -7
системы в государстве эти принципы получили свое дальнейшее развитие, они обогащались новым содержанием. Их охрана обеспечивалась рядом гарантий, в том числе правовых и нравственных. Практика государственного, хозяйственного, социально-культурного строительства последних лет выработала ряд новых принципов, являющихся в настоящее время основополагающими. В концентрированной форме принципы организации и деятельности советской прокуратуры нашли отражение в Законе“О прокуратуре РФ”, принятом 17 января 1992 г. В сопоставлении с Законом “О прокуратуре СССР”(1979 г. ) перечень этих принципов несколько расширен, что отражает особенности политического и государственного строительства в современных условиях. Органы прокуратуры:
составляют единую и централизованную систему - прокуратуру РФ, возглавляемую Генеральным прокурором РФ, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим; они действуют на основе законности, в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в ее составе, иными законами и подзаконными актами; осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям;
принимают меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и законных интересов государства, его органов власти и управления и привлечению виновных к установленной законом ответственности;
взаимодействуют с местными органами самоуправления, другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами, опираются на активную помощь граждан в деле укрепления законности и правопорядка. Прокуроры республик в составе РФ, краев, областей, городов и районов систематически информируют соответственно Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, правительства республик, местные органы самоуправления, а также трудовые коллективы и общественные организации о состоянии законности и правопорядка и мерах по их укреплению.
Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов и должностных лиц, подчиняясь только Генеральному прокурору РФ.
Весьма существенное положение относительно принципов организации и деятельности органов прокуратуры содержится в действующем законе“О прокуратуре РФ”. В Законе подчеркивается, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране -8
прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны. Рядом с этим принципом стоит принцип следующего содержания: создание и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений.
Законом “О прокуратуре РФ”возведено в ранг принципа положение о том, что прокуроры не вправе заниматься по совместительству какой-либо оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. *
Необходимо подчеркнуть, что закрепленные в Конституции РФ, в Законе “О прокуратуре РФ”, а также в иных законах принципы регулируют не только порядок организации органов прокуратуры, но и деятельность прокуроров, как по установлению, так и по устранению нарушений закона. Закрепленные в законах принципы организации и деятельности органов прокуратуры носят общеобязательный характер, т. е. их соблюдение, предъявляемое не только к прокурорам, но и ко всем органам государственной власти и управления, политическим партиям и общественным движениям, должностным лицам, за законностью деятельности которых осуществляют надзор прокуроры. Эти принципы обязательны и для граждан, за соблюдением законов которыми прокуроры осуществляют надзор.
*Закон “О прокуратуре СССР”1979 г. это положение относил к числу требований, предъявляемых к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, а не к принципам организации и деятельности прокуратуры. -9 Система, структура и организация органов прокуратуры.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129) и Законом “О прокуратуре РФ”(ст. 10) органы прокуратуры составляют единую, строго централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, а все вместе взятые Генеральному прокурору РФ. Прокуратура как государственный орган строится в соответствии с административным и федеративно-государственным устройством страны, установленным Конституцией РФ. Возглавляет систему органов прокуратуры, с присущими только ему полномочиями, Генеральный прокурор РФ, назначаемый на эту должность Советом Федерации по постановлению президента Российской Федерации. Его полномочия определены Конституцией РФ, Законом“О прокуратуре РФ”, а также законодательством по различным отраслям права (уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, трудовым, исправительно-трудовым и т. д. ).
В целях оперативного руководства деятельностью органов прокуратуры образована генеральная прокуратура РФ, представляющая собою достаточно мощных государственный аппарат, который не только осуществляет руководство нижестоящими прокуратурами, но и принимает на себя непосредственное исполнение особо важных, наиболее ответственных функций по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве, а также производство раскрытия и расследования особо опасных преступлений, расследование уголовных дел особой сложности или особого общественного значения.
В соответствии со ст. 10 Закона “О прокуратуре РФ”систему органов прокуратуры помимо Генеральной прокуратуры РФ составляют прокуратуры республик в составе РФ, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, действующих на правах областных прокуратур, прокуратуры автономной области, автономных округов, городов и районов.
Генеральный прокурор может создавать прокуратуры районов с подчинением их прокурору города. В крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Нижний Новгород, Ростов, Екатеринбург и другие есть по несколько районов, в каждом из которых имеется прокуратура. Прокуратура этих городов как самостоятельное подразделение входит структурно в прокуратуру края, области или города. Прокурор города главным образом осуществляет организационные функции, не подменяя при этом прокурора области или края по осуществлению ими функций процессуального характера.
В систему органов прокуратуры входят также военные, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях, природоохранные прокуратуры, прокуратуры воинских частей. Территориальные, а также указанные выше специализированные прокуратуры в своей совокупности и составляют стройную систему органов прокуратуры. -10
Переходя к рассмотрению структуры различных ее звеньев, необходимо отметить, что действующая структура Генеральной прокуратуры РФ определена Законом“О прокуратуре РФ”. Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор. Он имеет первого заместителя и заместителей. Распределение обязанностей между ними осуществляется Генеральным прокурором.
В Генеральной прокуратуре образуется коллегия, как совещательный орган при Генеральном прокуроре, в составе Генерального прокурора (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей (по должности), других работников органов прокуратуры. К их числу относятся, главным образом, руководители ведущих управлений и отделов. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4