Рефераты. Современные учения о государстве и праве в США и западной Европе - (реферат)

Современные учения о государстве и праве в США и западной Европе - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В США И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ВВЕДЕНИЕ

ХХ век привнес целый ряд новых тем и настроений в политическую и правовую науку Запада. Развитие специализации в сфере научной деятельности привело к выделению политологии в относительно самостоятельную отрасль исследований и ее размежеванию с правыми науками. Но взаимосвязь и взаимовлияние сохранилось. Две мировые войны, начавшиеся в Европе и возникновение целого ряда глобальных проблем, ставящих под угрозу само существование человечества, привнесли изрядную дозу пессимизма в традиционный западный рационализм, поставив под сомнение идею прогресса. Работы О. Шпенглера и А. Тойнби, получившие широкий резонанс, дали импульс распространению настроений кризисности развития западной культуры и приближение ее заката.

По демократическим идеалам и ценностям был нанесен серьезный удар трудами Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса и М. Вебера, которые послужили методологической основой для создания многочисленных элитарных концепций. В ХХ веке элитарность политического управления уже не оспаривалась. Теория же "технократии" (Дж. Бернхем, О. Тоффлер) пытался скорее доказать совместимость корректного использования идеи "народоправства" с фактической элитарностью политических систем западных демократий.

    1. Социологическая концепция права

Социологическая теория права - базируется на понимании права как фактического уклада жизни общества, тех отношений, которые имеют место быть в действительности. Ключевая категория социологическая теория права "живое право", то есть то, что отражает сложившийся порядок в обществе. Сторонники социологической теория права требуют отдавать приоритет "живому праву, а не системе официальных норм. Данное течение сформировалось в самостоятельную дисциплину в связи с потребностью в целенаправленном изучении и использовании права в качестве инструмента регулирования и социального контроля. Это качество права обнаруживает себя на самых первых стадиях правотворчества (обычное право, судейское право), а также на всех других стадиях право- применяющей деятельности.

В этой области анализа и обобщений наибольшую известность получили концепции солидаризма (О. Кант,  Э. Дюркгейм,  Л. Дюги), свободного судейского усмотрения (Е. Эрлиха), социальной инженерии в праве (социологическая юриспруденция Р. Паунда ). а) Школа свободного права Евгения Эрлиха (1862 -1922)

В начале ХХ века в Австрии, Германии, Франции и других европейских странах широкое распространение получилитеории свободного права. Их называют также движением свободного права. Появление этого движения было вызвано тем, что законодательство времени свободной конкуренции оказалось тесным для монолистической эпохи.

Законыимели пробелы, на практике надо было заполнить пробелы. Поэтому закон не есть единственный источник права (правосознание судей, правосознание общества). Главным органом, который "находит" свободное право, объявлялся суд. Применение права подчинено не только логике, но и чувству, эмоциям, усмотрением судьи. Австрийский правовед Е. Эрлих в своей работе "Основы социологии права" (1913 г. ) выдвинул теорию "живого права союзов", в которой акцент делался на правовой плюрализм и на расширение свободы судебного и административного правотворчество.

Социология права, по Е. Эрлиху, в противоположность догматической юриспруденции, исследует право эмпирически, как опытный факт, во взаимодействии с иными социальными явлениями. Исходная точка права, согласно его теории, лежит не в законодательстве, юриспруденции или судебной практике, а в самом обществе. Поэтомуисточник познания права - прежде всего непосредственное наблюдение жизни, поступков, изучение обычаев и документов конкретного осуществления права (договоры, завещания, сделки и т. п. ). Юрист должен наблюдать и взвешивать отношения и поведения людей. Пример: Бартолиус (средневековой юрист ) своих учеников тренировал следующим образом: брали решения дела интуитивно, а затем искали подтверждение в законе. Любой юрист, листая дело, понимает к чему клонится оно и подводит законы. Е. Эрлих поставил вопросы о необходимости системного и функционального изучения права, его взаимосвязи с обществом, обусловленности права фактическими, общественными, в том числе экономическими отношениями.

Новая методология вела к пересмотру самого понятия права. Социологи стали изучатьправоне в качестве самодовлеющей, оторванной от жизни системы абстрактных норм, формализованных предписаний, а как "живой порядок", как сеть конкретных правоотношений, как систему действующих норм.

Право целиком, полагал Е. Эрлих, никогда не содержится в текстах законов. Более того, имеетсясущественное расхождение между правом, как оно выражено в законе, и "живым правом", т. е. правом фактически действующим на практике. "Живое право есть внутренний порядок человеческих союзов" (государства, семьи, корпорации, товарищества и т. п.  ). Исходные начала самого праваследует искать в обществе, в образующих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товарищества, община и самого государство. "Чтобы понятьистоки, развитие и сущность права, следует прежде всего изучить порядок, существующий в общественных союзах. Причина неудач всех предшествующих попыток объяснить право состояло в том, что они исходили от правовых предписаний, а не из этого порядка".

И в далеком пошлом, и в современном обществе право"представляло собой порядок, существующий в родах, семьях, а также в нормах и предписаниях, определяющих внутренний строй союзов, и установленный соглашением, договорами и уставами этих союзов и объединений. Каждая фабрика, банк, профсоюз, объединение предпринимателей имеют свой порядок, свое право, которое сами создают, - считал Е. Эрлих.

Подобная констатация на практике подводила к мысли о том, что "если гражданский и торговый кодекс не дают конкретных предписаний к решению данного конфликта, то следует обращаться к уставу данного объединения или союза",  т. е. кправовым нормам союза, которые имеют прямое отношение к данному правовому факту. Эти нормы и эти факты и есть "живое право".  

Концепция Эрлиха получила название концепции "свободного права", поскольку для нее стал характерным "свободный подход к праву", которой согласно Эрлиху, можно обнаружить впрактике судебного разбирательства, где имеет место свобода судейского усмотрения. Судебные решения старше, чем нормы права, "право юристов" старше и богаче, чем установленное государством право. Поэтому законодатель, по Е. Эрлиху, не создает, а лишь обнаруживает, фиксирует соответствующую норму уже после того, как она найдена юристом в повседневной практике. Но,  говоря о праве союзов, он относит это к сфере частного права. Присутствовало разделение между частным и публичным правом. б) Социологическая теория Роско Паунда

Роско Паунд- один из крупнейших юристов Америки. Он был преподавателем в американских университетах, большее время - в Гарвардском университете. Был деканом гарвардской школы права.

Главный труд - пятитомная "Юриспруденция " (1959 г. ) Как и Е. Эрлих, видел задачу социологии правав том, чтобы объяснить возникновение, развитие, действие, эффективность права в его взаимосвязи с другими общественными явлениями. Суть нового подхода в том, что упор делается на исследование права в действии, функций права с позиции философии прагматизма. Прагматизмисходит из того, что знания должны быть научны, построены на реальности. Всякое знание имеет значение, если связано с практической значимостью. Социология права, определял Паунд, есть изучение юридической системы функционально, в свете преследуемых его социальных целей.

Само правовоспринималось им как "инструмент социального контроля" для согласования компромиссов интересов. В связи с этим  Р. Паунд большое внимание уделялпроблеме интереса в правеи характеризовал ее как эффективное и безопасное обеспечение всех потребностей индивида и общества.

Поскольку дело контроля связано так или иначе с урегулированием и координацией поведения и социального взаимодействия граждан, то для самой юриспруденции наиболее подходящим названием стало название "юридическая социальная инженерия", авторство приписывается Паунду. Лица, применяющее право,  - это "социальные инженеры", обеспечивающие компромисс и гармонию социальных интересов.

Цель права - в достижении компромисса между личностью и обществом. Функции права - социальное регулирование, достижение социальной гармонии. В самом праве различал три основных аспекта права.

Право, как правопорядок(т. е. право не только нормативное предписание , но и как совокупность уже сложившихся реальностей ).

Нормативная сторона права (т. е. право составляют нормативные предписание). Процессуальная сторона права(т.  е. право как судебный и административный процесс, отправление правосудия ).

Если свести все сказанное к единству, то право - есть высоко организационная форма социального контроля, которая основывается на власти предписания и реализуется в ходе судебного и административного процесса.

    Метод преподавания:

Он проводил различие между правом в книгах и правом в действительности. В основе данного различия лежит то, что, если юрист будет изучать право по книгам, то он не поймет, как оно действует. Отсюда исходит отказ изучать право только по нормативным актам и обучение студентов, как практических юристов, умению толковать, анализировать юридические решения.

Паунд был сторонником умеренно консервативных взглядов, поэтому не поддерживал новый курс Рузвельта. Отдавал ключевую роль судам, а не исполнительной власти .

Его доктрина была самой влиятельной в США концепцией до середины ХХ века в) Теория солидаризма Леона Дюги

В первой половине XX века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого былЛеон Дюги(1859 -1928 ) теоретик права, конституционалист, декан юридического факультета в Бордо.

Он,  опираясь на идеи французских социологов О. Конта,  Э. Дюркгейма и Л. Бурнежуа, развилконцепцию социальной солидарности. В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности. Общество делится на классы, каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества. Этисоциальные связи основаны на разделении труда. Сотрудничество классов в процессе разделения труда приведет к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем, без революций. Факт общественной солидарности, говорил Л. Дюги, осознается индивидами и порождаетнорму социальной справедливости: "не делать ничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения". Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права. Юридическая норма- это "верхний пласт" социальной нормы. Отдельные нормы в их многообразии значительны лишь поскольку, постольку они отвечают социальной норме солидарности.  Л. Дюги утверждает, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и  поэтому стоит над государством. Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодатель лишь констатирует, но не создает ее. В этом аспекте теория Л. Дюги связана с социологической юриспруденцией. Норма социальной солидарностисоздает для индивида лишь право выполнять "социальную обязанность", определенную социальную функцию, в соответствии с положением которой, данное лицо занимает в системе общественной солидарности и нет других прав. Существует лишь объективное право - юридическая норма, которая никому: ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав.

Человек лишь винтик в социальном организме. Индивид - это не цель, а средство выполнять известную работу в деле социального строительства. Для права есть только обязанности. Для каждого класса существуют свои социальные функции.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.