Рефераты. Современные учения о государстве и праве в США и западной Европе - (реферат)

p>Государствоналагает руку на собственность, которая должна выполнять социальную функцию.  Л. Дюги говорил, чтособственностьсоциализируется и перестает быть абсолютным правом и трансформируется для собственника в социальный долг.  

Л. Дюги говорил о социальной реформе общества. Он высказывал уверенность, что современное общество движется к известному роду федерализации классов, соорганизованных в синдикаты -синдикальный федерализм. Всеобщее индивидуалистическое избирательное право предлагал заменить организаторским пропорциональным представительством партий и профессиональных организаций. Для этого классовое общество перестраивается на основе синдикатов. Каждый класс объединяется по профессиональному признаку впрофессиональные союзы. Отношения между классами регулируется не законами, а договорами. Соединение синдикатов в федерацию приведет к децентрализации политической власти, кполитическому и правовому плюрализму. Власть будет распределяться между различными синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических и социально-политических задач.

Деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов. Некоторые идеи, которые выдвинул Л. Дюги, находят и сегодня применение, так в Норвегии продолжительность рабочего дня и минимальная оплата рабочего часа определяется соглашением организаций предпринимателей и рабочих. Этот договор является договорным.

    Вывод: теория солидаризма выделяет следующие постулаты:

1. Общества складывается из связей, объединяющих людей на основе солидарности; 2. Сотрудничество классов, социальных групп регулируется социальной нормой солидарности;

3. Сущность права заключается в общественной солидарности, с которой должно считаться государство;

4. Отвергается самостоятельный статус субъекта права и в особенности его субъективные права.

Социологическая юриспруденцияподвергла критике формально-догматическое направление, прежде всего за смешение права и закона. Но, с другой стороны, она сама страдает серьезными изъянами. Так, противопоставляются нормы и правопорядок, отрицается нормативный характер права, отвергается нормативная сила законов, исключаются из правовой науки сущностные и аксеологические проблемы права.

    2. Концепция нормативизма Ганса Кельзена

Ганс Кельзен (1881 - 1973) австрийский философ права. Основная работа "Чистая теория права" (1934.  2 расширенное издание 1960. ). Под этим названием строилась теория позитивного права, которая в обеспечение своей чистоты, отказывается от познавательных усилий в отношении всех элементов, которые являются чуждыми позитивному праву. "Чистота" юридической наукиозначает исключение из нее идеологических аспектов, изъятие любых социальных аспектов,  т. е. познания социальной реальности, рассмотрения права во взаимосвязи с другими аспектами общественной жизни.

Предмет изучения теории правасоставляет законодательные нормы, их элементы, правопорядок как целое, его структура. Ганс Кельзен ставитжесткую задачу объяснить право само из себя как самостоятельную единицу, в отрыве от социального бытия. Цель теорииснабдить юриста, прежде всего судью, законодателя и преподавателя пониманием и описанием позитивного права их страны.

Наукадолжна описывать свой объект как он есть, а не предписывать: каким он должен или не должен быть с точки зрения некоторых специфических целостных соображений. Последнее естьпредмет политики, которое имеет дело с искусством государственного управления, с деятельностью направленной к познанию реальности.

Реальность,  т. е. само существование позитивного права, не зависит от своего соответствия или несоответствия со справедливостью. Чистая теория права рассматривает свой предмет как некую копию трасцентральной идеи ("трансцентральный" - в схоластический философии то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями, выходит за пределы всякого опыта, выходит за пределы человеческого сознания), она проводит в тоже время ясноеразличие между эмпирическим правом и трансцендентальной справедливости путем исключения последней из своего рассмотрения. Чистая теория праваотказывается быть метафизикой права: "то, что не может быть обнаружено в содержаниях позитивных юридических норм, не может войти в правовое понимание". Чистая теория права- это скорее структурный анализ позитивного права, нежели психологическое или экономическое объяснение его фактов или моральных и политических оценок его целей.

Общими источниками единства и значимости норм прававыступает постулируемая человеческим сознанием основная норма. Она не является синтезом социальной базы и права, ни нормой естественного права. Функция основной нормы, утверждал Ганс Кельзен, не аксиономическая, а познавательно-теоретическая, как предпосылка и условие единства и значимости всех норм данной системы, основная норма является трансцендетально-логической категорией познания. С помощью основной нормы, согласно теории Ганса Кельзена, право достигает единства, не прибегая к метаправовым источникам и образует ступенчатый порядок, в котором низшие формы вытекают из высших. Высшая ступень права - конституция - черпает свою обязанность непосредственно в основной форме. Далее в нисходящей ступени следуют законы и общие нормы. Низшую ступень образуют так называемые индивидуальные нормы, создаваемые судом и органами управления применительно к отдельным правовым ситуациям.

В трактовке соотношения права и власть, право и государство позитивисткая традиция поступает наиболее отчетливо. Государство, рассуждает Кельзен, представляет собой систему отношений подчиненности и господства,  т. е. отношений, в которых воля одних выступает в качестве мотива для выступления других. Существо этих отношенийсостоит в том, что они образуют урегулированную систему принуждения. В этом качестве отношения господства и подчиненности, политические отношения относятся не к сфере сущего, а к сфере должного. Но ведь тоже самое, утверждал Ганс Кельзен, представляет собой иправо. Следовательно, заключает он, государство, как нормативный порядок человеческих отношений господства и подчинения, идентично праву. Государство есть относительно централизованный правопорядок. Вывод: Несмотря ни на что юридические нормативы в XX веке были существенно потеснены социологическим и естественным правыми теориями, все же они продолжают занимать значительное место в праве, особенно в отраслевых дисциплинах и оказывают большое влияние на практику применения законов.

    3. Неокантианское учение Р. Штаммлера

Рудольф Штаммлер(1856 -1938 гг.  ) - немецкий представитель философии права, профессор в Берлине с 1916 г.

Социальным идеаломв философии права, по Штаммлеру, является общность людей, объединенных в нацию и свободно изъявляющих свою волю. С позиции юридического мировоззрения опровергал марксизм, отождествлявшийся им с экономическим детерминизмом. Он утверждает первичность права по отношению к экономике и государству. Основные работы: "Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории" (1896), "Теория правовой науки", "Философия права". Философская почва представлений Шталимкера о праве - некантианство. Приверженцы этого направления в философии полагали, что предмет познания тождественен понятию о предмете, а собственно бытие есть совокупность чисто понятийных отношений. Цель философствования  - творческая работа по созданию интеллектуальных объектов всякого рода и вместе с тем анализ такой работы. Предмет познания конструируется человеческим мышлением. Чистое познаниена основе логических законов, в соответствии со своей внутренней природой конструирует мир нашего познания. Сознание оказывается первичным по отношению к бытию. На основе подобной трактовки познания выделялись науки о природе и о духе или культуре. Явления природы, человеческое сознание упорядочивает и конструирует с помощь мыслительной формы причинности. Природа предстает как совокупность причин и следствий. Напротив, мир человеческих поступков, общество есть проявление, реализация человеческих воль ("хотений"), охватываемых с помощью категории цели. В результатеобщество представляет собой совокупность целей и средств. Таким образом, науки о природе оперируют с помощью закона причинности, а науки о духе - с помощью закона целесообразности. Отсюда социальные явления, в том числе политика, государство и право, согласно его теории не подчиняются закону причинности, а охватываютсякатегорией цели как свойства человеческого сознания и воли. Поэтому он критикует монархизм, считающий причинно обусловленную замену капитализма социализмом и поясняет, что социализмне причинно обусловленное явление, а относиться к области целеполагания (поскольку закон причинности не применим к общественным явлениям). Р.  Штаммлер выдвинул прямо противоположное марксизму утверждение о соотношении права и экономики, отвергал краеугольный марксистский тезис о первичности экономики и вторичности права, политических учреждений, тезис о подчиненности права экономике. Онутверждал тезис о первичности права по отношению экономике, обществу, государству.

Фундамент государстваон усматривает не в совокупности производственных отношений, экономическом базисе общества, а в праве. Правоесть теологическое и первоначало общественной жизни. Так, производство на различных стадиях изучению не поддается. Изучению поддается право,  т. к. хозяйственная деятельность упорядочивается правом. Отсюда право и есть история развития человечества. Несколько уложенным и расплывчатым выглядит общее понятие права, предлагаемое Штаммлером: "ненарушимое самовластное регулирование социальной жизни людей". Практически тут имеется в виду: во-первых, ограничить "правовое" как "самовластное воление" от норм нравственности; во-вторых, размежевать "право" и "произвол"; в-третьих, выделить в качестве решающей особенности права его "ненарушимость", под коей надо понимать стремление предписывающего норму самому быть связанной ею. Наряду с понятием права,  Р. Штаммлер выделил идею права, служащую масштабом справедливости, правильности права. Идея права означает, что людям в их совместной деятельности, регулируемой правом свойственно справедливое "хотение",  т. е. особое "правовое хотение" под углом зрения единства в рассматривании целей, безусловно одинакового способа оценки их содержания. Применительно к общению людей идея права дает социальный идеал. Р.  Штаммлер видел в социальном идеале регулятивной, упорядоточивающий принцип единства всех целей и формулировал его как "общение свободно хотящих людей". Идеи равенства, социальный идеал в теории Р. Штаммлера является лишь критерием оценки действующего права, и в этом качестве играли роль естественного права. Правовсегда было и остается несовершенным и изменчивым. Но в рамках этого исторически несовершенного права выделяетсяправильное право,  т. е. такое, какое ориентируется на справедливость, на идею права, как на конечную цель. Это право и выступает как "естественное право с изменяющимся содержанием" Оно представляет собой не какое-либо конкретное право, а лишь "единый формальный метод суждения о праве". Исходя из этого, идеал права, социальный идеал, согласно теории Штаммлера, лишен исторической конкретности и содержательности и не является каким -либо действительным состоянием эмпирического права.

Вывод: По мнению ведущих идеологов социал-демократии, выработанная Штаммлера концепция этического социализма ближе всего к актуальным в настоящее время проблемам гуманизации политико-правовых институтов.

    4.  Теория элит, бюрократии и технократии
    а) Теории элит и бюрократии

Ее основателями были итальянские политики Г. Моска (1856 -1941) и В. Парето (1848-1923). Согласно данной теории политика есть сфера борьбы двух противоположных классов: властвующего меньшинства (элиты) и подавляющего большинства (народ). Первыевсегда малочисленны, монополизируют политическую власть, осуществляют политические функции и на этой основе становятся правящем классом. Они живут за счет управляемого класса, который составляет большинство населения и производит материальные средства, необходимые для политического организма. Итальянский исследователь Гаэтено Москародился 1 апреля 1858 г. в Палермо. Окончил факультет права местного университета, избирался в 1887-1899 гг. депутатом итальянского парламента. Одновременно он преподавал в Римском и Туринском университетах, занимал профессорскую ложность до 1933 г. 8 ноября Гаэтано Моска умер в Риме. Моска расценивал идеи демократии, народовластия как утопию, несовместимую с законами общества и противные алчной и эгоистичной природе человека. Моска считал, чтовластьможет быть властью от народа, для народа, но не может быть властью самого народа. "По отношению к власти, - утверждал Моска, -любое общество делиться на два класса: управляющий, политический и управляемый". "Политический класс"берет на себя государственные функции и пользуется в связи с этим привилегиями. Однако привилегии носят сословный характер. Политический класс властвует над большинствомблагодаря обладанию рядом качеств, которые меняются в зависимости от времени и обстоятельств (военное могущество, богатство и др. ), а также вследствие его организованности. Большинствоне в состоянии противостоять этой силе и не способно объединиться для достижения своих целей.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.