Рефераты. Таможенные режимы как административно-правовой регулятор внешнеэкономической деятельности - (диплом)

p>Играя роль непосредственного регулятора, таможенный тариф в то же время выполняет и другую функцию - является косвенным средством давления на другие государства в целях содействия развитию экспорта. Подводя итог можно отметить следующее, что таможенный тариф, как правило, выполняет определенные функции.

    Ф у н к ц и и
    Схема 2. Функции таможенного тарифа
    Дадим более подробную характеристику данных функций:

фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета; защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;

регулирующая - оказывает определенное влияние на формирование структуры производства, на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других;

торгово - политическая (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции) - является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов между странами. Таким образом, таможенный тариф является основным инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком. Основные экономические задачи таможенного тарифа сформулированы в законе Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. , которым предусматриваются следующие меры: - рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию; - поддержание рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации; - защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Протекционизм состоит в том, чтобы за счет взимания импортных пошлин повысить цену ввозимых иностранных товаров и сделать за счет этого более конкурентоспособными свои собственные товары. - обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику. Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий.

Ставки таможенных пошлин и порядок их установления (законодательная база определения ставок)

Основные правовые положения, касающиеся определения таможенных ставок даны в Законе“ О таможенном тарифе” в статье 3.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением предусмотренных законом. Ставки таможенных пошлин определяются и устанавливаются Правительством Российской Федерации. На сегодняшний момент, в сложившейся экономической ситуацией таможенный тариф не является застывшей, незыблемой структурой. Изменяются ставки пошлин, виды ставок пошлин, вводятся дополнительные и особые пошлины. На переходном этапе развития экономики столь частые изменения пошлин, наверное, оправдан.

Базовым приказом “О ставках ввозных таможенных пошлин”является пр. ГТК РФ от 26. 04. 1996 № 258. В связи с присоединением Российской Федерации к Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, вступлением в действие новой редакции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых государств и в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14. 02. 96 № 202, от 21. 02. 96 № 228, от 16. 08. 96 № 1194, от 26. 08. 96 № 1268, от 21. 01. 97 № 32, распоряжениями Президента Российской Федерации от 14. 06. 94 № 298-рп, от 07. 12. 94 № 621-рп и постановлениями Правительства Российской Федерации от 14. 02. 96 № 1479, от 26. 12. 96 № 1559. От 27. 12. 96 №1560. была введена новая редакция ставок таможенных пошлин (приказ ГТК от 31. 01. 97 № 43). Все частичные изменения видов ставок осуществляет Правительство Российской Федерации, юридически оформляя в виде издания постановления. Затем на основание и во исполнения вышеперечисленного документа издается приказ ГТК“О внесение дополнений в приказ ГТК России от 26. 04. 96 № 258 ( в редакции приказа ГТК России от 31. 01. 97 №43) за подписью Председателя Комитета. Предельные ставки таможенных пошлин применяются в отношении товаров, ввозимых из стран, которым Россия в торгово-экономических отношениях предоставляет режим наибольшего благоприятствования.

Режим наибольшего благоприятствования –имеет правовой принцип, который устанавливается в договорном порядке в торговых отношениях между двумя странами. По этому принципу каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой договаривающейся стороне такие же благоприятные условия, которыми будет пользоваться и сама. Собственно в таможенном тарифе указаны предельные ставки пошлин для товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях, с которыми Россия применяет режим наиболее благоприятствуемой нации. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения, с которыми не предусматривают такой режим, или если страна происхождения таковых товаров не установлена, ставки импортных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, а если предусмотрены торговые льготы (преференции) в отношении этих стран то таможенная пошлина уменьшается по сравнению с базовой. Это направление приобретает все большее значение для решения социально-политических и торгово-экономических задач, связанных с разработкой и реализацией системы преференций Российской Федерации. Для таможенных органов особо актуальна в этой области организация контроля за обоснованностью предоставления таких льгот. Еще одним фактом подтверждающим влияние изменений, происходящих в экономике нашей страны является введение экспортной пошлины на ряд товаров. Данные изменения были введены постановлением Правительства Российской Федерации №17 от 04. 01. 99“Об утверждение ставок вывозных таможенных пошлин на товары вывозимые с территории РФ”.

Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий. Правовые основы взимания таможенных пошлин

Основным правовым документом является Закон Российской Федерации “О таможенном тарифе”, который был введен в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5005-1.

Вопросам взимания таможенных платежей посвящен раздел III Таможенного Кодекса. Он состоит из 2-х глав (гл. 19-20) и шестнадцати статей (ст. 110-125). В главе 19 “Основные положения”перечислены виды таможенных платежей, дается краткая характеристика важнейших из них. В частности, в ст. 110 предусмотрено: при перемещении через таможенную границу РФ и в других случаях, установленных Кодексом, уплачиваются следующие таможенные платежи:

    таможенная пошлина;
    налог на добавленную стоимость;
    акцизы;

сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий;

сборы за выдачу квалифицированного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

таможенные сборы за таможенное оформление товаров и транспортных средств; таможенные сборы за хранение товаров;

    таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
    плата за информирование и консультирование;
    плата за принятие предварительного решения;
    плата за участие в таможенных аукционах.

Однако в таможенном кодексе невозможно заранее предусмотреть появление новых видов таможенных платежей. Состав таможенных платежей расширяется и обновляется по сравнению с Таможенным кодексом РФ. Так в 1994 году в составе таможенных платежей присутствовал специальный налог, который был отменен с 1996 г. С 1995 г. действует такой вид таможенных платежей, как таможенные платежи, взимаемые по единым ставкам.

Взимание основных таможенных платежей осуществляется в соответствии с Таможенным Кодексом и законами Российской Федерации. Так, например, по НДС действует Закон Российской Федерации“ О налоге на добавленную стоимость”(Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 52, ст. 1871; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995. № 18, ст. 1591), по взиманию акцизов действует Федеральный закон от 14. 02. 98 № 29-ФЗ“ Об акцизах”. В Таможенном Кодексе предусмотрены меры обеспечения уплаты таможенных платежей (ст. 122). Уплата таможенных платежей может обеспечиваться залогом товаров и транспортных средств, гарантией третьего лица либо внесение на депозит причитающихся сумм.

В ст. 123 ТК определены виды валюты, в которой уплачиваются как в валюте РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком РФ, за исключением случая, когда платеж может быть уплачен только в иностранной валюте.

    Страна происхождения

Еще одним инструментом регулирования внешней торговли является определение страны происхождения товаров.

Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товара с этой территории.

Согласно ст. 25 Закона РФ “ О таможенном тарифе”полномочиями по установлению порядка определения страны происхождения товара наделяется Правительство РФ. В этой же статье сформулировано требование, в соответствии с которым принципы определения страны происхождения товара должны основываться на существующей международной практике.

Определение страны происхождения товаров в сравнение с другими аспектами таможенно-тарифного регулирования в меньшей степени было подвергнуты унификации на международном уровне. Эти вопросы были урегулированы в Киотской конвенции. В данной конвенции были установлены три основных критерия для определения страны происхождения: критерий переработки, критерий процентного содержания, а также был установлен перечень товаров , в отношении которых страной происхождения будет считаться то государство, в котором товар полностью произведен. Согласно Российскому законодательству ( Закон РФ “О таможенном тарифе”, ст. 26, 27, 28) страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке. Следующие товары считаются полностью произведенными в данной стране: Полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее территориальных водах, на ее континентальном шельфе и в ее недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр.

растительная продукция, выращенная и собранная на ее территории. живые животные, родившиеся и выращенные в ней.

продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных. произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов. продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная в мировом океане судами данной страны либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею. вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране.

продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею.

товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, указанных в пунктах 1-8.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.