Если подвести итог проведенному анализу то можно выделить следующие тенденции: По сравнении с 1996 годом объем ввозимых товаров, по которым были предоставлены тарифные преференции ( страны наименее развитые и развивающиеся) значительно возрос.
Товарная структура товаров значительно изменилась. Если в 1997 году ввозились пассажирские автобусы, то в 1998 году основу ввозимых товаров по преференциям составили продукты питания в частности–рис.
Все вышеперечисленные товары ввозились из развивающихся стран. Ввоз товаров из наименее развитых стран в период с 1996-1998 не производился. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таможенное дело –это один из базовых институтов любой экономики. Особенно важна его роль в государствах, которые осуществляют переход от централизованной экономики к рыночной.
Это прямо относится к России: при таких масштабных переменах, какие сейчас происходят в нашей стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально, в силу своей природы, должны быть проводниками рыночных реформ. Задача таможенной системы состоит в том, чтобы состыковать новую экономическую систему России с системой мирохозяйственных связей и за счет этого дать импульс развитию внешнеэкономических связей. Одним из условий, для выполнения этой задачи является соответствующее постановка таможенного дела. И как следствие развитие правовой базы всего таможенного дела, унификации таможенных процедур на основе передового мирового опыта.
Россия, будучи великой евроазиатской страной, имеет исключительно благоприятные перспективы интеграции в международную таможенную систему.
Принятая целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 гг. и на период до 2000 года, разработанная с учетом процесса интеграции нашей страны в мировое хозяйство.
Реализация данной федеральной целевой программы предусматривает осуществление взаимосвязанного комплекса мероприятий, основными составляющими которого в области таможенной политики являются:
-совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования путем повышения эффективности таможенного тарифа и классификации товаров в целях полного взимания причитающихся федеральному бюджету таможенных платежей; -развитие таможенных методов, содействующих привлечению иностранных инвестиций.
Существующая национальная система преференций (НСП) находится на этапе становления и развития, что естественным образом сопряжено с проблемными вопросами, которые требуют углубленного исследования.
Во-первых необходимо юридически закрепить термин “национальная система преференций” России в основных законодательных актах, таких как Таможенный кодекс и Закон “О таможенном тарифе”. Обобщающее понятие тарифных преференций в таможенном деле можно сформулировать следующем образом–это льготные пошлины, устанавливаемые государством для некоторых товаров из развивающихся стран или стран, образующих вместе с Россией зону свободной торговли или таможенный союз. Таким образом, понятие НСП имеет довольно емкое и сложное обозначение. Наиболее важным является выявление основных элементов этой системы. На сегодняшний момент она включает в себя три элемента: перечень наименее развитых стран-пользователей схемой преференций РФ; перечень развивающихся стран-пользователей схемой преференций РФ; список товаров, на которые преференциальный режим не распространяется. Во-вторых, до сих пор нет современного единого законодательно-правового документа, показывающего, в чем состоит сущность этой системы, ее целей, принципов управления и организации. В перспективе перед Россией стоит вопрос о разработке единой НСП, охватывающей как развивающиеся страны, так и государства СНГ.
В-третьих, отсутствует единая нормативно-методологическая база формирования и управления этой системой. Многие вопросы остаются не разъясненными, например, какие элементы системы НСП пересматриваются каждый год, какие чаще или наоборот ? Какой орган государственной власти или комитет при Правительстве РФ возглавляет политику и практику национальной преференциальной системы РФ ? В-четвертых. Анализ нынешней ситуации выявляет такой парадокс, когда некоторые из развивающихся стран, такие как Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Чили и другие, которым Россия предоставляет льготы, по удельным показателям далеко опережают ее по основным экономическим показателям. Таким образом, не понятно, по каким критериям, расчетным показателям и по каким процедурам должна периодически пересматриваться НСП России.
В заключение следует отметить, что в настоящее время НСП России является более широким понятием, чем несколько лет назад. Важное значение приобретает проблема определения страны происхождения товара (как базовой задачи НСП России) отражается в существенном недоборе таможенных платежей и тем самым оказывает значительное влияние на доходную часть федерального бюджета. Процесс вхождения России во Всемирную торговую организацию (ВТО) также требует пересмотра НСП в сторону ее унификации и гармонизации с Общей системой преференций и практикой международных торгово-политических отношений. По-видимому, назрела необходимость выделить вопросы НСП, как одну из основных задач работы Комиссии Правительства Российской Федерации по таможенным и тарифным вопросам и по защитным мерам по внешней торговле, утвержденных в апреле 1995 года. В целом, однако, возможности общей системы преференций с точки зрения ее воздействия на ускорение экономического развития развивающихся стран не следует переоценивать. Даже самые совершенные системы преференций не могут сами по себе радикально содействовать решению основных социально-экономических, торгово-политических проблем.
Новые общие или национальные системы преференций дают существенный эффект только в том случае, если будут проводиться серьезные социально-экономические преобразования в странах развивающегося мира.
Обобщая изложенное, еще раз подчеркнем, что таможенные органы не могут быть изолированы от государственных органов субъектов Российской Федерации в процессе формирования таможенной политики и таможенного законодательства в их практической реализации. И хочется надеяться, что данному вопросу будет уделено больше внимания, как со стороны Правительства Российской Федерации, так и со стороны Государственного Таможенного Комитета. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таможенный кодекс Российской Федерации: введ. В действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1993 г. № 5223-1. / Гос. Тамож. Ком. Рос. Федерации. – М. , 1993
О таможенном тарифе: Закон РФ от 21 мая 1993 г. // Рос. Газета. –1993. -5 июня. - С 13
Федеральная целевая программы развития таможенной службы: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 1996 г. № 1052 // Рос. Газета–1996. - 2 октября. -с. 4
Пресняков В. Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы. Монография. М, : РИО РТА. 1997. С-200
О ставках ввозных таможенных пошлин: Приказ ГТК РФ от 26. 04. 96 № 258.
О порядке определения страны происхождения товаров и применения ставок Импортного таможенного тарифа Российской Федерации: Указание ГТК РФ от 17. 05. 93 № 01-12/532
Таможенное право. Учебник для вузов / Под редакцией Б. Н. Габричидз. —М. : БЕК, 1995. –С. 480 Основы таможенного дела. Учебник для слушателей таможенной академии и студентов вузов / Под редакцией В. Г. Драганова–М. : Экономика, 1998. –С. 687 Козырин А. Н. Комментарий к Закону Российской Федерации “О таможенном тарифе”. –Москва “Легат”. –1997. –277с Основы таможенного дела. Вып. ІІІ. –М. : РИО РТА, 1995
Ершов А. Д. Определение страны происхождения товара. –С Петербургсикий филиал РТА, 1996. –56с
Современная внешнеторговая политика России и инструменты ее регулирования // Внешнеэкономические связи России. –1996. --№ 15—С. 17-50.
Теория методология и практика таможенного дела / Под общ. Ред. Н. М. Блинова. –М. : РИО РТА, 1996.
Экономика таможенного дела / под ред, И. А. Малмыгин. - М. : РИО РТА, 1997
Современная зарубежная практика регулирования внешней торговли: таможенный аспект/ под ред. В. Ю. Преснякова. – М. :РИО РТА, 1996.
Государственное регулирование внешней торговли России в условия перехода к рыночной экономике. Проблемы и перспектив ивы / под ред. В. Ю. Преснякова. - М. : РИО РТА. 1997.
Лисов А. , Пресняков В. Федеральная целевая программа развития таможенной службы России// Внешняя торговля. —1997. --№4-6. —С. 34-36.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8