Рефераты. Теория государства и права - (шпаргалка)

p>раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти. В отличии от форм правления организация государства рассма-тривается с точки зрения распределения государтсвенной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

    Форма государственного устройства показывает :
    - из каких частей состоит внутренняя структура государс
    тва;
    - какого правовое положение этих частей и каковы вза
    имоотношения этих органов;
    - как строятся отношения между центральными и мест
    ными государственными органами;
    - в какой государственной форме выражаются интересы
    каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы :

    - унитарное;
    - федеративное;
    - конфедеративное.
    3. 1 Унитарное государство

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками :

    - унитарное устройство предполагает единые, общие
    для всей страны высшие исполнительные, предста
    вительные и судебные органы, которые осуществ
    ляют верховное руководство соответствующими
    органами;
    - на территории унитарного государства действует
    одна конституция, единая система законодательства,
    одно гражданство;
    - составные части унитарного государства (области,
    департаменты, округа, провинции, графства) госу
    дарственным суверенитетом не обладают;
    - унитарное государство, на территории которого
    проживают небольшие по численности националь
    ности, широко допускает национальную и законо
    дательную автономию;
    - все внешние межгосударственные сношения осуще
    ствляют центральные органы, которые официально
    представляют страну на международной арене;
    - имеет единые вооруженные силы, руководство ко
    торыми осуществляется центральными органами
    государственной власти.

Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными огранами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления. К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

    3. 2 Федерация

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований водно союзное государство.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В разли-чных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые ха-рактерны для большинства федеративных государств.

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов : штатов, кантов, земель, республик и т. д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодатель-ная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной кон-ституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте име-ется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятель-ность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США, Бразилия, Индия, ФРГ и др. ).

Федерации строятся по территориальному и национальному приз-наку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным огра-ничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

    3. 3 Конфедерация

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфеде-рации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличии от федеративного устройства конфедерация характе-ризуется следующими чертами :

    - конфедерация не имеет своих общих законодательных,
    исполнительных и судебных органов, в отличии от фе
    дерации;
    - конфедеративное устройство не имеет единой армии,
    единой системы налогов, единого государственного
    бюджета;
    - сохраняет гражданство тех государств, которые нахо
    дятся во временном союзе;
    - государства могут договориться о единой денежной
    системе, о единых таможенных правилах, о межгосу
    дарственной кредитной политике на время существо
    вания союза.

Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

    1. Формы государственного режима

Формы государственного режима - представляют собой сово-купность способов и методов осуществления власти государством.

Государственный режим - важнейшая составная часть политическо-го режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

Государственные режимы могут быть демократическими и антиде-мократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма - и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

    4. 1 Антидемократические режимы

Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:

    - определяет характер государственной власти - это
    соотношение государства и личности;
    - антидемократический режим характеризуется полным
    (тотальным) контролем государства над всеми сферами
    общественной жизни : экономикой, политикой, идеоло
    гией, социальным, культурным и национальным строе
    нием;
    - ему свойственно огосударвстление всех общественных
    организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных
    и др. );
    - личность в антидемократическом государстве факти
    чески лишена каких-либо субъективных прав, хотя
    формально они могут провозглашаться даже в консти
    туциях;
    - реально действует примат государства над правом, что
    является следствием произвола, нарушением законно
    сти, ликвидации правовых начал в общественной
    жизни;
    - всеохватывающая милитаризация общественной жизни;
    - игнорируют интересы государственных образований,
    особенно национальных меньшинств;
    - не учитывает особенностей религиозных убеждений
    населения.

Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим несоглашается с буржуазным федерализмом.

    4. 2 Демократический режим

Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.

Конкретно режим демократической власти выражается в следую-щем : - режим представляет свободу личности в экономической

    сфере, которая составляет основу материального благо
    получия общества;
    - реальная гарантированность прав и свобод граждан, их
    возможность выражать собственное мнение о политике
    государства, активно участвовать в культурных, научных
    и других общественных организациях;
    - создает эффективную систему прямого воздействия насе
    ления страны на характер государственной власти;
    - в демократическом государстве личность защищена от
    произвола, беззакония, так как ее права находятся под
    постоянной охраной правосудия;
    - власть в одинаковой степени обеспечивает интересы
    большинства и меньшинства;
    - основным принципом деятельности демократического
    государства является плюрализм;
    - государственный режим базируется на законах, которые
    отражают объективные потребности развития личности
    и общества.

История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее время получил режим парламентрской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим.

5. Причины и особенности изменения форм государственного и политического режима

Политические формы современных государств складывались в течении нескольких столетий. Эти формы определялись в конечном счете экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения. Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм. Понятие исторического типа связывается с установлением законо-мерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.