Рефераты. Учение о государстве и праве в западной Европе в период капитализма - (реферат)

p>Кант выдвигает проект установления “вечного мира”. Его можно достичь, правда, в отдаленном будущем, созданием всеохватывающей федерации самостоятельных, равноправных государств, построенных по республиканскому типу. По убеждению философа, образование такого космополитического союза, в конце концов, неминуемо.

    2.  Учение Г. Гегеля о государстве и праве

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 –1831 гг. ) –гениальный мыслитель, творческие достижения которого представляют собой заметную веху во всей истории философской и политическо-правовой. По своим философским воззрениям Гегель - объективный идеалист и диалектик. Составная часть его системы философии -философия права и государства. В цельном виде свою политико-правовую философию Гегель изложил в “Философии права”(1820).

Гегелевская философия права и государства —это философское учение об объективном духе,  т. е. о сфере внешней объективизации свободы в виде форм права и государства.

Правопо Гегелю - это наличное бытие свободной воли. Диалектика данной воли совпадает с философским конструированием системы права как права царства реализованной воли.

В гегелевской философии права - это понятие, которое употребляется в следующих основных значениях: 1) право как свобода (идея права);

2) право как определенная ступень и форма свободы (особое право); 3) право как закон (позитивное право).

По своему определению позитивное право как ступень самого понятия права - разумно. Закон (по понятию) - это конкретная форма выражения права. Тремя основными степенями развития понятия права являются абстрактное право, мораль и нравственность. Учение об абстрактном праве включает проблематику собственности, договора и неправды, учение о морали —умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть, учение о нравственности —семью, гражданское общество и государство. Абстрактное право —это первая ступень в движении понятия права от абстрактному к конкретному. Это право абстрактно-свободной личности. Оно (абстрактное право) имеет тот смысл, что в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности). Личность подразумевает вообще правоспособность. На этой стадиипозитивный закон еще не обнаружил себя, его эквивалент - формальная правовая заповедь: “Будь лицом и уважай других в качестве лиц”.

Свобода личностинаходит свою реализацию прежде всего в праве частной собственности. Гегель обосновывал формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью.

Свое понимание свободыГегель направляет против рабства и крепостничества. Отчуждение личной свободы, правоспособности, моральности, религиозности несправедливо и подлежит преодолению. “В природе вещей заключается, что раб имеет абсолютное право освободить себя”.

Следующий момент учения о праве абстрактном —гегелевские рассуждения о неправде. Одним из проявлений “неправды” является преступление. Преступление —это сознательное нарушение прав как прав, и наказание поэтому является не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенном в его деянии —поступке свободной личности. Снятие преступления через наказание приводит, по гегелевской схеме конкретизации понятия, права к морали. На этой ступени, когда личность (персона) абстрактного права становится субъектом свободной воли, впервые приобретаютзначение мотивы и цели поступков субъекта. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности и сферы действия закона, сама же по себе моральная воля ненаказуема.

Абстрактное право и мораль —два односторонних момента, которые приобретают свою действенность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективизируется в наличном видесемьи, гражданского общества и государства.

Гегель различал гражданское общество и политическое государство. Гражданское общество —сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. С точки зрения развития понятия права —это необходимый этап,  т. к. здесь демонстрируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего, подлинная свобода. На ступени гражданского общества еще не достигнута,  т. к. стихия столкновения частных интересов ограничивается необходимой властью всеобщего не разумно, а внешним и случайным образом.

Гегель изображает гражданское обществокак раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех. Основные моменты гражданского общества —это система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация. В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия: 1) субстанциональное (землевладельцы, дворяне и крестьяне); 2) промышленное (фабриканты, торговцы и ремесленники);

    3) всеобщее (чиновники).

Освещая социально-экономическую проблематику, он признает, что даже при чрезмерном богатстве гражданское общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностью и возникновением черни, под которой имеет в виду пауперизированную часть населения.

Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Критикуя концепцию вездесущегополицейского государства, он, вместе с тем, не дает ясных пределов полицейского вмешательства в частные дела. Высшие интересы, охраняемые законодательством, судом и полицией в сфере гражданского общества, ведут, по схеме движения понятия права, за пределы этой сферы —в область государства.

В “Философии истории” Гегель определяет государство как “наличную, действительно нравственную жизнь”, он считает, что всей духовной реальностью, которой обладает человеческое существо, оно обладает только благодаря государству. “Ведь его духовная действительность заключается в том, что для него, как знающего, объектом является его сущность, разумное начало, что оно имеет для него объективное, непосредственное, наличное бытие.... ”. Государство, по его твердому убеждению, “есть разумная, объективно себя сознающая и для себя сущая свобода.... Государство есть духовная идея, проявляющаяся в форме человеческой воли и ее свободы”.

В “Философии права” в разделе о государстве развивается то же самое учение несколько более плотно. “Государство есть действительность нравственной идеи - нравственный дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает”.

Государство есть разумное в себе и для себя. Таким образом гегелевская идея государствапредставляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое. Свобода означает достигнуть такой ситуации правового государства. Наличие идеи государства Гегель констатирует лишь применительно к современным ему европейским государствам, в которых реализована христианская идея свободы (предпочтительно в протестантской форме), достигнуты личная независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство и конституционное правление.

Гегелевская идея государства зависимость и равенство всех перед законом, учреждены представитель проявляется трояко: 1) как непосредственная действительность в виде индивидуального государства (речь идет о государственном строе, внутреннем государственном праве); 2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право; 3) во всемирной истории.

Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство. В своем развитом и разумном виде такое государствопредставляет собой конституционную монархию, основанную на разделении властей (законодательная, правительственная и власть государя). Надлежащее разделение властей в государстве Гегель считалгарантией публичной свободы. Правительственная власть, куда Гегель относил и судебную власть, определяется как власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений.

Законодательная власть- это власть определять и устанавливать всеобщее. Высший момент идеи государства представляет собой идеальностьсуверенитета. Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности. Субстанция государства, его суверенитет, выступает как абсолютная власть идеального целого над всем единичным, особенным и конечным, над жизнью, собственностью, правами отдельных лиц и их объединений.

В вопросе о суверенитетеречь идет о действительности государства как сводного и нравственного целого. В этом состоит “нравственный момент войны, которую не следует рассматривать как абсолютное зло и чисто внешнюю случайность.... ”.

Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права. Международное право —это не действительное право, каковым является внутреннее государственное право (положительное право, законодательство), а лишь долженствование. Какой же будет действительность этого долженствования - зависит от суверенных воль различных государств, над которыми нет высшего права и судьи в обычном смысле этих понятий.

Полагая, что государства находятся в отношении друг к другу в естественном состоянии, Гегель не отрицает сампринцип международного праваи возможность правовых, договорных отношений между государствами. Государства должны признавать друг друга в качестве суверенных и независимых, не вмешиваться во внутренние дела других, взаимно уважать самостоятельность и т. п.

“Принцип международного права, как всеобщего, в себе и для себя долженствующего быть действующим в отношениях между государствами права, состоит, в отличие от особенного содержания позитивных договоров в том, что договоры, на которых основаны обязательства государств в отношении друг к другу, должны выполняться”. В столкновении различных суверенных воль и через диалектику их соотношения выступаетвсеобщий мировой дух, который обладает наивысшим правом по отношению к отдельным государствам(духам отдельных народов) и судит их.

Всемирная история как прогресс в сознании свободы представляет собой историю суверенных государств(нравственных субстанций), история прогресса в государственных формированиях. В соответствии с этим всемирная история распадается на4 всемирно-исторических мира: восточный, греческий, римский и германский. Им соответствуют следующие формы государства: восточная теократия (свобода одного), античная демократия и аристократия (свобода некоторых), современная конституционная монархия(свобода всех). “Восток знал и знает только что один свободен, греческий и римский мир знает только, что некоторые свободны, германский мир знает, что свободны все”.

Все новое время, начавшееся Реформацией, Гегель считает эпохой германской нации, под которой имеет в виду не только немцев, но и вообще народы северо-западной Европы. Славянские народы, в том числе и Россия, а также США, по оценке Гегеля, еще не успели обнаружить себя во всемирной истории. Философско-правовое учение Гегеляоказало огромное влияние на последующую историю политико-правовой мысли, гегелевская философия давала довольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и оппозиционных воззрений. Это наглядно продемонстрировано в последующей истории гегельянства и трактовок гегелевской философии права с различных идейно-теоретических позиций.

    3.  Английский и французский либерализм конца ХIХ в.

Иеремия Бентам (1748—1832 гг. ) —связующее звено между XVIII и XIX столетиями, один из последних представителей эпохи просвещения. В последней трети XVIII в. в Англии возобладало убеждение, что поступками индивида как частного собственника движут спонтанные импульсы, так и преднамеренный трезвый расчет на извлечение из своих действий максимальной личной пользы. В развитии такого рода представлений заметный вклад внес Бентам. Он явился родоначальникомтеории утилитаризма, вобравшей в себя ряд социально-философских идей Гоббса, Локка, Юма, французских материалистов XVIII в. (Гельвеция, Гольбаха). Необходимо указатьосновные постулаты, лежащие в ее основе: 1.  Получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.