Рефераты. Управление финансами - (лекции)

Управление финансами - (лекции)

Дата добавления: март 2006г.

    1. Финансовый анализ
    1. 1. Цель финансового анализа

Целью финансового анализа является получение ключевых (наиболее информативных) показателей, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, изменения в структуре его пассивов и активов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Цель анализа зависит от субъектов анализа, т. е. от конкретных пользователей информацией.

Характеристика и основных интересов и целей анализа различных участников предприятия

    Группы участников
    Вклад
    Компенсация
    Тема анализа
    Собственники
    Уставный капитал
    Дивиденды (часть прибыли)
    Финансовые результаты. Устойчивость положения
    Кредиторы
    Заёмный капитал
    Проценты
    Ликвидность
    Администрация
    Знание, компетентность
    Оплата труда
    Все аспекты деятельности фирмы
    Поставщики
    Поставка товара
    Цена товара
    Финансовое состояние
    Покупатели
    Закупка товара
    Налоговые органы
    Инфраструктура предприятия
    Налоги
    Финансовые результаты

Основой проведения анализа служит информация, объём и качество которой влияют на глубину проводимого анализа. Исходной информацией является периодическая бухгалтерская отчетность, а также финансовая отчетность предприятия, сформированная в ходе управленческих процедур, которую принято называть "сырой" информацией. Наряду с внутренней информацией для принятия управленческих решений принимается разнообразная внешняя информация, которая позволяет оценить состояние финансового, товарных рынков и т. д.

    1. 2. Содержание финансового анализа

Финансовый анализ является частью анализа хозяйственной деятельности, который состоит из финансового анализа и производственного (управленческого) анализа. Собственно сам финансовый анализ подразделяется на два вида: внешний и внутренний. Особенности внешнего анализа:

множественность субъектов анализа и пользователей информацией о деятельности предприятия;

    разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности; использование данных публичной отчетности;

    ограниченность задач анализа (следствие п. 4);
    максимальная открытость результатов анализа.

Внутрихозяйственный анализ используют наряду с публичной отчетностью данные из системного бухгалтерского учёта, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и др.

Основное содержание внутрихозяйственного анализа может быть дополнено другими видами, имеющими значение для оптимизации управления, например, анализ взаимосвязи издержек оборота и прибыли.

    Особенности внутрихозяйственного анализа:
    ориентация результатов на свое руководство;
    использование всех источников информации;
    отсутствие регламентации анализа со стороны;

комплексность анализа, т. е. изучение всех сторон деятельности предприятия; интеграция учета, анализа, планирования и результатов принятия решений; максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

    Методы анализа
    Выделяют 6 основных:

Горизонтальный (временной) анализ – сравнение позиций отчетности за предыдущий период. Вертикальный (структурный) –определение итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результаты в целом.

Трендовый анализ –это сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. динамики показателей в будущем, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов (понижение ставки банковского процента). С помощью трендового анализа рассчитываются возможные значения показателей в будущем, т. е. осуществляется перспективный прогноз отдельных финансовых операций.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) предусматривает расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, а также определение взаимосвязи относительных показателей. Сравнительный пространственный анализ производится, когда сравниваются показатели отчетности предприятия, его дочерних фирм, подразделений и цехов (в данном случае - это внутрихозяйственный сравнительный анализ). Межхозяйственный сравнительный анализ производится при необходимости сравнения своих показателей с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и н/х показателями. Факторный анализ –анализ влияния отдельных факторов на результирующий показатель с помощью специальных приемов. Может бытьпрямым (собственно анализ) – когда результирующий показатель делится на составные части; обратным (синтез) – когда отдельные элементы соединяются в общий результирующий показатель. Анализ финансового состояния предприятия

Набор экономических показателей, характеризующих финансовое положение и активность фирмы, зависит от глубины анализа, но большинство методик предполагает 5 основных групппоказателей финансового состояния: Показатели финансовой устойчивости – К11 – К15.

    Показатели платежеспособности – К21 – К25.
    Показатели деловой активности – К31 – К34.
    Показатели рентабельности – К41 – К411.
    Факторные показатели – 4 шт.
    Для их расчета используются следующие формы отчетности:
    Баланс предприятия – Ф1.
    Отчет о финансовых результатах – Ф2.
    Приложение к балансу предприятия – Ф5.
    Последовательность анализа
    Предварительное ознакомление с итогами работы.
    Перечисление ключевых показателей.
    Сравнение расчетных данных с нормативными или плановыми.
    Определение класса предприятия по финансовому состоянию.

Предварительный анализ производится в следующей последовательности: 1. Итог баланса на конец периода сравнивается с итогом на начало периода. Анализ по горизонтали–он позволяет определить общее направление движения баланса: увеличение оценивается положительно, уменьшение– отрицательно.

    2. Определяю характер изменения отдельных статей.

К положительным изменениям относятся увеличение в активе остатков денежных средств, краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, увеличение нематериальных активов, производственных запасов минус готовой продукции. Однако увеличение денежных средств нельзя оценивать однозначно, т. к. в условиях рынка они должны эффективно использоваться, т. е. преобразовываться в ценные бумаги, должны осуществляться капитальные вложения и т. д.

К положительным изменения в пассиве относятся увеличение суммы прибыли, увеличение доходов будущих периодов, увеличение фондов накопления. Отрицательной оценки заслуживают рост дебиторской задолженности ( в активе) и кредиторской задолженности (в пассиве).

3. Анализируется наличие и увеличение остатков по "больным" статьям баланса – убытки, займы, не погашенные в срок (Ф-5). Наличие убытков свидетельствует о нерентабельной деятельности предприятия. Наличие непогашенных займов свидетельствует о понижении платежеспособности предприятия на момент составления баланса.

    Методика расчета ключевых показателей
    I. Первая группа показателей финансовой устойчивости

1. Валюта баланса отражает реальную стоимость имущества и служит базой расчета финансовой устойчивости предприятия. Эти показатели отражают степень защищенности инвесторов и кредиторов.

Важнейший показатель этой группы Коэффициент независимости: К11 = Собственные средства / Стоимость имущества = стр. 490 / стр. 699 Он показывает долю собственных средств в стоимости имущества. Достаточный на уровне 0. 5. В этом случае риск кредиторов минимальный, т. к. продав собственное имущество можно расплатиться со всеми кредиторами.

Показателем, обратным К11, выступает показатель удельного веса заемных средств в имуществе: К12 = Сумма задолженности / Стоимость имущества = (стр. 590 + 690) / стр. 699 или

    К12 = 1 – К11

Чем больше его значение, тем больше риск для акционеров, т. к. в случае невыполнения обязательств возрастает возможность банкротства. Данные о задолженности сопоставляются с долгами дебиторов (сколько нам должны), удельный вес которых в стоимости имущества рассчитывается по формуле: К13 = Дебиторская задолженность / Стоимость имущества =

    = (стр. 230 ё стр. 246) / стр.  399

Зависимость предприятия от внешних займов характеризуется соотношением собственных средств и привлеченных средств (коэффициент задолженности): К14 = Сумма задолженности / Собственные средства

Допустимое значение этого показателя от 0. 5 до 1. 0. Превышение 1 свидетельствует о том, что финансовая устойчивость предприятия вызывает сомнения.

Финансовая устойчивость отражает также удельный вес перманентного капитала в стоимости имущества. Перманентный капитал– собственный и долгосрочный капитал. К15= (Собственные средства + Долгосроч. заемные средства) / Стоимость имущества = = (стр. 490 + стр. 590) / стр. 699.

    II. Коэффициенты платежеспособности (ликвидности)

Они отражают возможность предприятия погасить краткосрочную задолженность своими легко реализуемыми средствами. За базу расчета этих показателей принимают краткосрочные обязательства.

1. Коэффициент абсолютной ликвидности К21= (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства. Минимально допустимое значение = 0. 2. Хорошо, если К21 > 0. 5. Этот показатель интересует поставщиков и кредиторов. 2. Промежуточный коэффициент покрытия краткосрочных обязательств К22= (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Дебиторская задолженность) / Краткосрочные обязательства = (стр. 250 + стр. 260 + стр. 230) / стр. 690. Минимальное значение = 0. 7? 0. 8. Наиболее интересен для акционеров. 3. Общий коэффициент покрытия К23= (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Дебиторская задолженность + {Запасы и затраты–Расходы будущих периодов}) / Краткосрочные обязательства = (стр. 230 +240 + 250 + 260 + {210 - 217})/стр. 690. Ликвидных средств достаточно для выполнения краткосрочных обязательств, если К23 ? 1. Безопасным считается К23 ? 2. Разброс значений показателей обуславливается особенностями отрасли, формой расчетов (если под векселя отпускаем больш. дебит. задолженность), длительностью производственного цикла и структурой запаса товарно-материальных ценностей. Если К23 < 1, то предприятие – банкрот.

    К показателям платежеспособности относятся также

Удельный вес запасов и затрат в сумме краткосрочных обязательств. К24 = (Запасы и затраты – Расходы будущих периодов) / Краткосрочные обязательства = (стр. 210 – 217) / стр.  690. К24показывает какую часть КО (краткосрочных обязательств) предприятие сможет погасить, реализовав товарно-материальные ценности.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.