чих мест, в рамках которой наряду с оценкой технического уровня оснащения рабочих мест и их организацией проводитсяанализ их соответствия требованиям охраны труда как в части условий труда, так и в части проводимых технологических процессов, используемо го оборудования и средств защиты. Аттестация рабочих мест пред ставляет собой новую форму контроля охраны труда. По результатам проверки соответствия рабочего места требо
ваниям безопасности заполняется карта аттестации этого рабочего места, в которой фиксируется нормативное и фактическое значение факторов, характеризующих условия труда, их отклонения от нормы, наличие тяжелого физического и монотонного труда, наличие соот ветствие требований безопасности индивидуальных и коллективных средств защиты, соответствие требованиям безопасности оборудова ния и технологических процессов. Аттестационная комиссия выносит решение об аттестации рабо
чего места, либо его рационализации или ликвидации. В основе принятия решения должен быть технико-экономический анализ, кото рый включает в себя рассмотрение оценки рабочего места и предло жений по его совершенствованию, определение потребности в каж дом рабочем месте с точки зрения имеющихся производственных пла нов, анализ техническихпроцессов и результатов контроля, расчет эффективности от доведения рабочего места до нормативного уров ня и необходимых для этого затрат, выявление технических, мате риальных и финансовых возможностей предприятия для проведения рационализации рабочего места.
Контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда является одной из важнейших задач администрации при паспортизации условий труда и аттестации рабочих мест. Это связано с наличием целого ряда льгот и компенсаций, положенных лицам, занятым на этих работах. Правильность проведения аттеста ций контролируется Главной государственой экспертизой условий труда при Министерстве труда и занятости населения, которой пре доставлено право выносить заключение о характере условий труда и давать администрации представления о преостановлении действий ее решений, как не соответствующих законодательству.
Метрологическое обеспечение работ в области безопасности труда в том числе по оценке условий труда и аттестации рабочих мест определено гостами, согласно которым службы метрологии обя заны давать предложения касающиеся выбора стандартных методик измерения и соответствующих измерительных приборов.
Ведомственный контроль вышестоящих органов реализуется в виде целевых и комплексных проверок производственного оборудова ния и технологических процессов, которые проводятся комиссиями во главе с главными специалистами министерств и территориальных управлений. Такие комиссии осуществляют ведомственный контроль за соблюдением стандартов.
Государственный надзор за выполнением соблюдения условий охраны труда осуществляется специальными органами: Госкомсанэпи демнадзором, Госэнергонадзором, Госпожарнадзором, Госатомнадзо ром, Росстандартом, Госгортехнадзором и некоторыми другими орга нами.
Госкомсанэпидемнадзор осуществляет проверку выполнения прдприятиями санитарно - гигиенических норм и правил. Госэнергонадзор контролирует правильность установки и эк сплуатации электрических и теплоиспользующих установок. Госпожарнадзор возложен контроль за выполнение предприятия
ми и организациями мер пожарной безопасности при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом. Госатомнадзор контролирует работы с источниками ионизирую щих излучений.
Росстандарт контролирует внедрение и соблюдение стандартов. Госгортехнадзор осуществляет проверку правильности установ
ки и эксплуатации установок повышенной опасности, в том числе подьемно - транспортных машин и установок под давлением. Класси фикация несчасных случаев. Для обоснования разработки ме
роприятий по профилактики травматизма важным является своевре менное и правильное выявление его причин. Порядок оформления и расследования несчасных случаев зависит от их классифика
ции. Различают следующие несчасные случаи: бытовые, непроизвод ственные трудовые увечья и трудовые увечья на производстве. По рядок их расследования различен, как и размеры пособий по вре менной нетрудоспособности. При временной нетрудоспособности, наступившей в следствии бытового несчасного случая, посо
бия выплачиваются начиная с шестого дня. Размер пособия постра давшего при этом зависит, как и при зоболеваниях, от общего неп рерывного стажа работы. При трудовых увечьях пособие выплачи вается с первого дня в 100% размере. В этом случае при нас
туплении в следствии травмы инвалидности назначается повышенная, по сравнению с бытовыми травмами пенсия. При несчасных случаях на производстве пострадавший, став инвалидом, имеет право на компенсацию потерянного заработка предприятием. Несчасный слу чай признается трудовым увечьем если он произошел:
- при выполнении трудовых обязанностей ( в том числе в команди ровке ), а также при совершении каких либо действий в интересах предприятия или учереждения, хотя бы без поручения администрации; - в пути на работу и с работы;
- на территории предприятия или учереждения во время рабочего времени, во время перерыва, в течении времени необходимого для подготовки и уборки рабочего места и инструментов, приведении в порядок одежды;
- вблизи предприятия или учереждения в рабочее время, включая перерывы, если нахождение там не противоречило правилам внутрен него трудового распорядка;
- при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, по охране государственной, коллективной, личной собствен ности, а также по охране правопорядка;
- при утрате трудоспособности при выполнении донорских функций. При отсутствии указанных признаков травма считается быто
вой. Несчасные случаи на производстве. В соответствии с "Положе нием о расследовании и учете несчасных случаев на производстве" связанными с производством считаются несчасные случаи, проишед шие:
- при выполнении трудовых обязанностей ( в том числе в команди ровке ), а также при совершении каких либо действий в интересах предприятия или учереждения, хотя бы без поручения администрации; - в пути на работу и с работы на транспорте предприятия либо сторонней организации, предоставившей его по договору;
- во время проведения субботника ( воскресника ), оказания шеф ской помощи;
- на транспортном средстве территории вахтового поселка, с ра ботником, который находился на сменном отдыхе;
- в рабочее время на общественном транспорте или пешком, следуя по заданию администрации;
- в рабочее время на личном транспорте, следуя по заданию адми нистрации;
- в рабочее время из-за нанесения телесных повреждений другим лицом, либо преднамеренного убийства работника при испонении им своих обязанностей. Трудовые увечья не являющиеся несчастными случаями на производстве. Сопоставление признаков трудовых уве чий и несчасных случаев на производстве позволяет диагностиро вать данный вид увечья. Расследование и оформление непроизвод ственных травм. Бытовые травмы и непроизводственные трудовые увечья могут быть обьединены в группу непроизводственных травм. В соответствии с разьяснениями Госпроматомнадзора от 26. 04. 90г при придьявлении к оплате больничного листа, выданного в связи с такого рода травмами, комиссия по социальному страхованию проф кома определяет право на пособие, число дней, подлежащих оплате, и размер положенного пособия. При возникновении сомнений в правильности записи в больнич
ном листе об обстоятельствах травмы комиссия может провести рас следование. Соответствующее решение записывается в протокол за седания комиссии. Какой-либо акт на непроизводственную травму не оформляется. Расследование и оформление несчастных случаев на производстве. В соответствии с "Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве" несчастный случай на производстве, вызвавший потерю у работника трудоспособности на период не менее 1 дня, или несчастный случай, вызвавший нееобхо димость перевода его с работы по основной професии на другую ра боту, оформляется актом по форме Н-1.
О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или свидетель несчастного случая немедленно извещает мастера или другого непосредственного руководителя работ, который обязан: срочно организовать первую помощь пострадавшему и его доставку в медсанчасть или иное лечебное учреждение, сообщить начальнику цеха или другому руководителю о проишедшем несчастном случае, сохранить до расследования обстановку на рабочем месте и состоя ние оборудования такими, какими они были в момент проишествия. Администрация предприятия незамедлительно создает комиссию по расследованию несчастного случая в составе: начальника цеха (руководителя подразделения), начальника отдела (инженера), ох раны труда предприятия, общественного инспектора по охране тру да или другого представителя профсоюзного комитета предприятия. Комиссия по расследованию несчастного случая обяза на в те
чении 3-х суток расследовать обстоятельства и причины, при кото рых произошел несчастный случай: составить акт по форме Н - 1, в 4-х экземплярах, разработать мероприятия по предупреждению нес частных случаев и направить их руководству предприятия для уч реждения. Руководитель предприятия ( главный инженер ) обязан немед
ленно принять меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, и после окончания расследования в течении 3-х суток рас смотреть и утвердить акт по форме Н-1. Несчастный случай, о котором пострадавший не сообщил адми
нистрации предприятия в течении рабочей смены или от которого потеря трудоспособности наступила не сразу, должен быть рассле дован по заявлению пострадавшего или заинтересованного лица, в срок не более месяца со дня подачи заявления. Вопрос о составле нии акта по форме Н-1 решается после всесторонней проверки заяв ления о проишедшем несчастном случае с учетом всех обстоя тельств, медицинского заключения о характере трамвы и возможной причине потери трудоспособности, показания очевидцев и других обстоятельств. Специальному расследованию несчасных случаев на производ стве подлежат: - груповой несчастный случай;
- несчастный случай со смертельным исходом. Специальное рассле дование указанных случаев производится комиссией в составе технического инспектора труда центрального комитета или совета профсоюзов, представителя вышестоящей организации, руководителя предприятия, представителя профсоюзного комитета предприятия. Законадательство по охране окружающей среды. Основы природоохра нительного законодательства в РФ установлены Законом РФ "Об ох ране окружающей природной среды" (1991 г) Нормативно-техничес кая документация по охране окружающей среды, включает в се
Страницы: 1, 2, 3