Рефераты. Защита прав и свобод человека в США - (реферат)

p>Несмотря на существование некоторых местных отличий и техни ческих деталей, описать основные черты типичной судебной системы довольно легко. Мы можем представить себе ее в виде пирамиды. Внизу, в основании пирамиды, находятся суды низшей инстан ции, разбросанные по территории всего штата. Такие суды, как пра вило, относятся к муниципальным округам. Эти суды имеют дело о наименее серьезными проступками и наименее серьезными исками. Они носят различные наименования: мировые суды, транспортные поли цейские, муниципальные и т. д. Некоторые из них специализируются в узкой области: транспортные суды рассматривают дорожные проис шествия, полицейские суды имеют дело только с мелкими правонару шениями ( вы не можете подать иск на домовладельца или получить

    - 10

развод в полицейском суде); исковые суды никогда не касаются транспортных нарушений или случаев пьянства.

В определенном смысле эти суды представляют собой основу правосудия, их "продукция" доступна и недорога. Они имеют тенден цию к смещению своей деятельности в сторону неформальности. Неко торые из них отказываются от участия в процессе адвокатов. Неко торые допускают к делу жюри присяжных только в том случае, если одна из сторон усиленно настаивает на этом. Другие вообще не име ют жюри присяжных, и если одна из сторон настаивает на рассмотре нии своего дела жюри присяжных, то, как правило, дело передается на рассмотрение суду более высокой инстанции. С другой стороны, судьи в этих судах низшей инстанции являются обычно достаточно высокопрофессиональными. Они когда-то ранее получили хорошую пра вовую практику.

Идет много споров по поводу качества правосудия в низших су дах. Маурин Милески изучал низший уголовный суд в одном из вос точных городов средних размеров в 1970 году. В этом суде 72% дел было решено за одну минуту и даже меньше. Другими словами, обыч ное столкновение граждан с полицией длится многим более, чем среднее время, потраченное в суде. Нетрудно понять, почему этот вид "простого правосудия" остается предметом постоянной критики. Исковые суды также занимают свое место в судебной системе. Первый такой суд был основан в Кливленде в 1913 году как один из отделов муниципального суда. Идея быстро получила распростране ние. Эти суды служили судами для бедных людей - дешевыми, просты ми в использовании, без адвокатов и правовых хитростей. В опреде ленном смысле эти суды достаточно эффективны - сотни тысяч исков проходят через подобные суды каждый год.

    - 11

Являются ли они на деле судами для бедных - отдельный воп рос. В девяностых годах ученые-правоведы США выдвинули серьезные обвинения против них. Эти суды стали еще одним примером того, что весы правосудия все больше склоняются не в пользу бедных. Это были суды не для, а против трудящихся. По сути своей они предс тавляли интересы имущих граждан. "Судами для бедных" они являлись только в том смысле, что неимущие граждане подвергались до суда аресту и в устрашающей атмосфере были вынуждены противостоять мо гущественным кредиторам, домовладельцам или правительственно му аппарату.

Следующий уровень пирамиды состоит из судов общей юрисдикции - основных процессуальных судов общества. Существуют суды, ко торые занимаются рассмотрением гражданских дел, "стоящих" больше, чем те дела, которые рассматривают суды низшей инстанции (то есть тех дел, которые имеют более высокую финансовую ставку). Эти суды также занимаются рассмотрением случаев серьезных уголовных прес туплений - не пьянства или хождения по газону, а ограбления, из насилования и умышленного убийства. Количественно таких судов меньше, но они отличаются большим профессионализмом. Судьи, засе дающие в этих судах, обязательно обладают юридическим образовани ем. Атмосфера здесь более величественная, торжественная. Штат су да в основном состоит из постоянных работников.

Юрисдикция процессуальных судов обычно охватывает большее количество людей и более широкую область права, чем муниципальные или полицейские суды. Во многих штатах на один округ приходится один основной процессуальный суд. В округах с большим количеством населения суд может быть разбит на "отделения". Для основных про цессуальных судов Соединенных Штатов не существует какого-либо

    - 12

унифицированного названия. В некоторых штатах они называются ок ружными судами, в других - районными судами. В Калифорнии такой суд носит название старшего суда. В Нью-Йорке же названия доволь но причудливо переплетены: основной процессуальный суд именуется верховным судом; суд же высшей инстанции в штате называется апел ляционным судом.

В штатах, имеющих малочисленное население, таких, как Айдахо и Род-Айленд, проигравший судебный процесс имеет возможность не посредственно апеллировать к высшему суду штата, обычно называе мому верховным судом. Другими словами, если принять процессу альный суд за первый уровень, то можно сказать, что эти штаты имеют "двухуровневые" системы. В этих небольших штатах верховный суд будет рассматривать любое дело, если по нему подана апелля ция; суд не ранжирует эти дела, не выбирает из них наиболее важ ные и достойные его вмешательства. В этих штатах право на апел ляцию является общим правом для всех жителей штата.

В трехуровневых системах суд высшего уровня при отборе дел для рассмотрения проявляет чудовищную разборчивость. Он имеет возможность решать, какие дела принимаются, а какие отвергаются для слушания. Проигравший процесс имеет право апеллировать (по крайней мере один раз), не выходя за уровни системы. Он может один раз откусить от яблока. Но он практически не имеет никаких прав требовать направления дела на слушание в верховном суде. Не которые исключения составляют те, кто сможет убедить суд в важ ности своего дела. Существуют и другие исключения, внесенные в законодательство многих штатов.

Федеральные суды также обладают трехуровневой системой. Правда, у этой системы отсутствует "подвальный" уровень для расс

    - 13

мотрения мелких дел. Нет федеральных исковых судов или федераль ных мировых судов (хотя округ Колумбия имеет исковое и примири тельное управления в своем суде верхнего уровня). В штатах нижним федеральным уровнем является региональный (районный) суд - это основной федеральный процессуальный суд.

Два других уровня - окружные суды и Верховный суд Соединен ных Штатов - в своей деятельности ограничиваются рассмотрением апелляций.

В настоящее время существует около сотни федеральных регио нальных судов. Для малонаселенных штатов один штат и составляет регион, крупные штаты содержат в себе больше одного региона. Сан-Франциско, например, находится в Северном регионе Калифорнии, Лос-Анджелес же лежит в Южном регионе. Может, конечно, в одном регионе находиться и больше одного судьи.

Следующий шаг наверх, и мы оказываемся на уровне апелляцион ных судов Соединенных Штатов - федеральных окружных судов. В те чение многих лет существовало десять таких судов. Недавно Конг ресс создал одиннадцатый, разделив на два прежний Пятый округ, протянувшийся от Флориды до Техаса и имевший большой прирост на селения. Окружные суды в отличие от региональных не являются су дами с одним главным действующим лицом - судьей. Заседание прово дит не один судья, а группа, состоящая из трех судей. Общее число судей в округе варьируется от четырех в Первом округе (этот округ включает в себя Массачусетс, НьюГемпшир, Мэйн и Пуэрто-Рико) до двадцати трех в Девятом округе - гигантском районе, включающем в себя Калифорнию, восемь других штатов Запада, плюс Гуам и север ные Марианские острова.

    В большинстве случаев, а фактически в подавляющем большинс
    - 14

тве, окружные суды являются последней инстанцией. Над ними в бо жественной дымке, во всем своем величии возвышается Верховный суд Соединенных Штатов, и добиться рассмотрения своего дела в этом суде - привилегия немногих. Верховный суд покоится на вершине пи рамиды федеральных судов. Он может рассматривать дела, вышедшие из высших судов штатов, если они касаются достаточно важных феде ральных вопросов, - вопросов, как правило, попадающих под действие федеральной Конституции. Верховный суд состоит из девяти судей, и их ноша тяжелела. Он должен ревностно исполнять свои обязанности, и он их исполняет. Только единицы дел из огромной толпы, стуча щихся в его дверь, попадают внутрь.

Верховный суд США предусмотрен Конституцией как независимый орган, но нижестоящие федеральные суды зависят от конгресса как в вопросе самого своего существования, так и судопроизводства. Для того, чтобы избежать ситуации, при которой судьи будут чувство вать себя обязанными исполнительному органу, создатели Конститу ции предусмотрели независимые судебные органы, сделав назначение судей на посты в них пожизненным. Таким образом, если судьи уже занимают свои посты, они чувствуют себя абсолютно свободными при нимать те решения, которые они считают лучшими для каждого конк ретного случая, вне зависимости от мнения Президента, назначивше го их.

В деле защиты прав и свобод человека и гражданина Верховный суд обладает огромной властью, так как он представляет единствен ный орган, определяющий окончательное значение многих широких и неопределенных терминов в Конституции, а также то, каким образом этот документ может быть использован в каждом индивидуальном слу чае. Принятое Верховным судом толкование Конституции может быть

    - 15

отменено только самим же Судом или через сложный процесс принятия поправок к Конституции. Эта власть особенно важна, так как Конс титуция является главным законом страны и Конгресс и Президент принимают клятву защищать ее, и законодательство, не совпадающее с ней не будет внедрено в жизнь.

    - 16

2. ТРАДИЦИИ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА ВО ФРАНЦИИ

    2. 1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Права и свободы граждан во французском конституционном праве закрепляются довольно своеобразно. В основном законе 1958 г. от сутствует специальный раздел или глава о правах и свободах. Здесь лишь имеется отсылочная норма в преамбуле к Декларации прав чело века и гражданина 1789 г. , дополненной преамбулой конституции 1946 . В самом тексте конституции права и свободы содержатся только в нескольких разрозненных статьях: подтверждается принцип равенства перед законом всех граждан независимо от происхождения, расы или религии (ст. 2), признается характер Республики, как не делимой, светской, демократической и социальной (отсюда можно де лать общие выводы о характере прав человека), говорится о сувере нитете и праве голоса, о плюрализме политических партий и об ува жении демократических принципов (ст. ст. 3 и 4). Кроме того, статья 34 относит к сфере закона установление правил, касающихся гражданских прав и свобод, статья 53 говорит о праве народов на самоопределение, статьи 64 и 66 - о независимости судебной влас ти, как гаранта прав и свобод.

Другими словами, в действующем основном законе нет детально го регулирования прав и свобод; они здесь "неосязаемы", требуется обращение к другим источникам. Решения Конституционного совета в определенной мере являются также таким источником. В нескольких решениях этот орган указал, что Декларация 1789 г. и преамбула конституции 1946 г. , а также "основные принципы, признаваемые за

    - 17

конами Республики", являются основными частями действующей конс титуции и, стало быть, содержат нормы о правах и свободах. В этих решениях встречается и толкование конкретных прав и свобод. Нап ример, в решении от 15 января 1981 г. определяется понятие "безо пасность и свободы"; "свобода ассоциации" (16 июля 1971 г. ); сво бода совести, образования (22 ноября 1977 г. ); распространение мнений (22 июля 1982 г. ); личные права (12 января 1977 г. ); право собственности и свобода предпринимательства (16 января 1982 г. ); право на забастовку и профсоюзные права и т. д.

Декларация 1789 г. провозгласила естественные права человека и гражданина, т. е. права, как бы всегда индивиду присущие. По ны нешним временам этот круг прав и свобод не кажется особенно об ширным; однако нельзя не учитывать времени принятия Декларации, которая до сих пор остается наиболее известным актом такого рода. В Декларации указан принцип равенства: "Люди рождаются и остаются равными в правах" (ст. 1), потому что они рождаются людьми в оди наковой мере. Равенство является необходимым следствием естест венного характера прав. Декларация включает некоторые общие пра вила, необходимые для реализации прав и свобод. Например, статья 4 устанавливает, что "свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление ес тественных прав человека имеет лишь те границы, которые обеспечи вают другим членам общества пользование этими же правами. Эти границы могут быть установлены только законом. В статье 5 про возглашается не менее важный принцип: "Все что не запрещено зако ном, тому нельзя ставить препятствия; никто не может быть принуж ден к исполнению того, что не предписано законом". В этом акте закреплены и конкретные права и свободы - права в судебной облас

    - 18

ти (ст. ст. 7-9), свобода мнений, слова, печати, право собствен ности.

В преамбуле конституции 1946 г. содержатся нормы о равенстве прав мужчин и женщин, которые должны быть гарантированы законом, право убежища, свобода мнений, право на получение образования. Государство должно организовывать бесплатное и светское образова ние. Здесь же находятся экономические и социальные права: право на труд и обязанность трудиться, профсоюзные права и свобода профсоюзной деятельности, право на забастовку, которое осущест вляется "в рамках законов, которые его регламентируют", участие трудящихся в определении условий труда и в управлении предприяти ями, закрепляется возможность национализации имущества и предпри ятий, эксплуатация которых "имеет или приобретает черты нацио нальной общественной службы или фактической монополии", защита нацией здоровья и материальной безопасности, солидарность и ра венство в отношении расходов, возникающих в результате националь ных бедствий.

Согласно преамбуле конституции 1946 г. "основные принципы, признанные законами Республики", также входят в конституционный блок; другими словами, конституционные нормы могут содержаться и в законах, принятых в период всех существовавших четырех респуб лик и существующей Пятой. Так, в период Второй республики (1848-1851 гг. ) были включены в число конституционных прав и сво бод (конституция от 4 ноября 1848 г. ) право всеобщего голосования (ограниченное только голосованием мужчин), отмена рабства, тогда еще практиковавшегося в колониях, отмена смертной казни за поли тические преступления, неприкосновенность жилища, свобода ассоци аций и манифестаций, свобода труда и промышленности, бесплатное

    - 19

начальное образование и профессиональное обучение, равенство меж ду патроном и рабочим. В Третьей республике (1870-1940 гг. ) не существовало акта под названием "конституция". Основными призна вались конституционные законы 1875 г. - всего три с 34 статьями, которые не содержали преамбулы, декларации прав и свобод и статей о них. Эти конституционные законы регулировали систему централь ных органов власти. Некоторые из актов, принятых в этот период, содержат нормы о правах и свободах, в настоящее время признавае мых Конституционным советом в качестве конституционных. Вот неко торые из них: свобода собраний (1881 г. ), обязательное светское и бесплатное образование (1881-1882 гг. ), свобода печати (1881 г. ), свобода профсоюзов (1884 г. ), свобода ассоциаций (1901 г. ), сво бода совести (закон 1905 г. об отделении церкви от государства). В социальной области был принят закон о продолжительности рабоче го времени, но право на забастовку было провозглашено только рре амбулой конституции 1946 г.

    2. 2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

Идея создания независимого органа, призванного следить за исполнением Конституции, особенно со стороны законодательной власти, не нова. Она была выдвинута в общих чертах Великой Фран цузской революцией, а затем с начала Х1Х века прошла испытание в США. Во Франции ее осторожно пытались ввести по Конституции 1946 года, когда был учрежден Конституционный Комитет. В 1958 году французы сделали следующий шаг и создали Конституционный Совет, который далеко превзошел скромные устремления его первых учреди телей. Конституционный Совет стал важным звеном функционирования

    - 20

конституционных институтов и сверх того - всей правовой системы в целом.

По способу своего образования он принадлежит к категории по литических органов, но статус его членов и используемые процедуры сближают его с судебными органами.

Конституционный Совет - это орган, состоящий из нескольких членов, которым обеспечивается независимость.

Существует две категории членов Совета. Первая категория включает бывших президентов Республики. Они не назначаются, а ав томатически входят в Совет по истечении президентского манда та. Вторая категория включает назначаемых членов Конституционного Совета. Их девять: при назначении не принимается во внимание ни возраст, ни диплом, ни предыдущий опыт.

Трех членов Совета назначает Президент Республики, еще по три - Председатели Национального Собрания и Сената. Эти члены Со вета имеют мандат на 9 лет.

Возможно, установление истинного контроля над конституцион ностью законов было самой яркой новацией Конститтуции 1958 года. Это было глубоко символично. Был разрушен миф о законе и его су веренности, существовавший со времен революции. Ему на смену при шел принцип верховенства Конституции, который подразумевает под чинение парламента-законодателя учредительной власти. Вполне осознавая свою смелость создатели Конституции ограничили ее зна чение. Они ввели сложную и трудную процедуру ограниченного пре вентивного производства. В два этапа по инициативе самого Совета, а затем по инициативе его учредителей эти барьеры были сняты, и Совет утвердился в качестве полноправного посредника между Парла ментом и Правительством.

    - 21
    С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы
    США. Конституция и законодательные акты М. 1993

Французская республика. Конституция и законодательные акты М. 1989

    1. Верховенство права М. 1993
    2. Фридмен Л. Введение в американское право М. 1993

3. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод во Франции М. 1993

4. Рисдал Р. Проблемы защиты прав и свобод человека в объеди ненной Европе //Защита прав и свобод человека в современ

    ном мире М. 1993
    - 22
    Приложение
    ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
    Сравнительная таблица Конституций США и Франции

(Номера статей приводятся: в отношений Франции по Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789, либо речь идет о преам буле к Конституции 1946 (нормативные акты входящие в ныне дейс твующую Конституцию 1958 года); в отношении США речь идет о поп равках к Конституции. В ряде случаев формулировки статей приводят ся с сокращениями или в изложении без дополнительных обозначений).

    США Франция

Конгресс не должен издавать ни Никто не должен быть притесня одного закона, относящегося к ем за свои взгляды, при усло установлению религии или зап- вии если их выражение не нару рещающего свободное исповеда- шает порядок, установленный ние оной либо ограничивающего законом;

    свободу слова и печати, либо Статья 10
    право народа мирно собираться
    и обращаться с петициями об
    удовлетворении жалоб.
    Поправка 1
    Поправка 11

Право народа на охрану личнос- никто не может подвергаться ти, жилища, бумаг и имущества обвинению, задержанию или зак

    - 23

от необоснованных обысков и лючению, иначе как в случаях арестов не должно нарушаться.... предусмотренных законом и в Поправка 1У предписанных им формах......

    Ст. 7

Никто не должен привлекаться к Никто не может быть произволь ответственности иначе как по но лишен свободы. Судебная представлению или обвинитель- власть обеспечивает соблюдение ному заключению Большого жюри... этого принципа

    Поправка У ст. 66 Конституции 1958 г.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.