Рефераты. Англо-германские противоречия накануне первой мировой войны - (реферат)

p>Нейтрализовав своего главного соперника, английское правительство быстро вело дело к войне, применяя политику "закручивания винта" - предъявления все больших требований Трансваалю. Германское правительство ограничивалось фальшивыми заверениями о дружбе к бурам, немецкие консулы в Трансваале сохраняли видимость того, что Германия придет на помощь, подталкивая этим буров к решительным действиям. Но кайзер в то же время оказывал тайное содействие инициативе некоторых членов Пангерманского союза, которые занимались сбором добровольцев на войну в Южной Африке. В конце концов этот отряд был создан и под названием "Германского легиона" принимал участие в войне на стороне буров.

Идя на компромисс и видимую разрядку отношений с Англией, германское правительство сосредотачивало все свои силы на ближневосточном направлении. Здесь немецкая политика претерпела значительные изменения со времен Отто фон Бисмарка. Хотя железный канцлер довольно часто играл на противоречиях Англии, Франции и России в Восточном вопросе, приоритетным в его политике оставалось европейское направление. Крылатая фраза Бисмарка "Восточный вопрос не стоит костей одного померанского мушкетера" теперь явно ушла в прошлое (1). Политика, которая получила воплощение в жизнь в правление кайзера Вильгельма II называлась "Дранг нах Остен" - натиск на Восток. Страной, на которую Германия обратила свое пристальное внимание, была Турция.

К концу XIX века Османская империя превратилась в полуколонию Англии, Франции и, отчасти, России. До этой поры слабая и разрозненная германская промышленность не могла конкурировать со старыми централизованными колониальными странами. Но к началу XX века положение резко изменилось. О возросшем влиянии Германии на мировую политику можно судить по успехам ее дипломатии в Турции. Турция не представляла ценности по своей промышленной, сельскохозяйственной или военной мощи. Сельское хозяйство находилось в упадке; армия была плохо организована и вооружена; промышленность как таковая вообще отсутствовала. У власти находился типичный восточный деспот - султан Абдул Хамид, который обирал до конца нищее население своей страны. Единственный аспект, в котором Турция представляла ценность, было ее географическое положение и довольно богатые залежи полезных ископаемых, в частности, цветных металлов. Турция находилась на стыке трех континентов Азии, Европы и Африки. У нее в руках находился вход в Черное море - Босфор и Дарданеллы. Кроме того, для Германии было важно то, что Англия желала отторгнуть от Турции часть ее территорий, а этого Германия, в свете ее политики целенаправленного вреда Англии, не могла допустить.

Образование Антанты в Европе значительно ухудшило положение Германии, так как в случае войны Германии предстояло сражаться на два фронта. В этом смысле Турция, при соответствующей переподготовке ее армии, могла оттянуть часть русских сил с европейского театра войны на кавказский.

Наконец, в случае войны в руках Турции находилась важная средиземноморская линия коммуникации, связывавшая Россию с ее союзниками. В дальней перспективе Турция могла служить плацдармом для немецкого наступления в Индию. Англия на Ближнем Востоке имела свои интересы. В первую очередь, она была заинтересована в средиземноморских проливах и в перспективе готовила аннексию Босфора, что и было предпринято во время первой мировой войны под руководством морского министра Англии У. Черчилля. Кроме того, Англия стремилась укрепить за собой Египет, отторгнутый у Турции. И, в третьих, Англия претендовала на большую часть Ирана и Месопотамию с районом Персидского залива. Все это, вместе взятое, показывает, что Англии было выгодно максимальное ослабление Турции, в то время как Германия, напротив, была заинтересована в укреплении Турции, но при одном условии: Турция должна была оставаться лояльной к Германии. С этой целью, германский кайзер совершет "паломничество по святым местам". Он завязывает дружеские отношения с Абдул Хамидом и, тем самым, подготавливает почву к более тесному сотрудничеству. Учитывая полуабсолютистский характер власти кайзера и абсолютную власть султана, последствия от этой дружбы были далеко идущими.

Тесное взаимодействие кайзера и финансовых магнатов Германии, забота кайзера об интересах немецкой промышленности были характерны для германской политики того времени. Если стратегическая сторона общего плана натиска на восток разрабатывалась в Генштабе, то финансово-экономическая, а в известной степени и политическая - в "Немецком банке" (4, с. 569). В Турции, в отличие от Трансвааля, у Германии было гораздо больше политических интересов. Поэтому еще в 1880 году в Стамбул кроме обычного посольства Бисмарк отправил военную миссию во главе с немецким генералом фон дер Гольцем.

Миссия фон дер Гольца оказалась исключительно плодотворной. С одной стороны, под влиянием немцев в турецкой армии сложилась прослойка прогермански настроенных офицеров (это оказалось чрезвычайно важным фактором впоследствии). С другой стороны, с турецкими властями были заключены контракты на модернизацию турецкой армии, договор об учебе турецких офицеров в Германии. Таким образом, военная миссия фон дер Гольца проложила путь немецким промышленникам в Турцию. В Турции эти заигрывания встретили охотно.

К тому времени молодой немецкий капитал не успел еще скомпрометировать себя в Османской империи, поэтому противников тесного сотрудничества с Германией среди влиятельных турецких чиновников не было. Кроме того, султан надеялся с помощью Германии потеснить монопольное положение Англии и Франции и тем самым парализовать действия как Германии, так и Англии с Францией. Германия теснит своих конкурентов также и в финансовой сфере Турции. В 1881 году англичане создали Совет Оттоманского публичного долга. Эта организация была призвана держать Турцию в экономической зависимости от стран Европы. В момент создания этой организации доля Германии в общем долге Турции европейским странам равнялась 4, 5% и выражалась цифрой 80 млн. марок. Но в 90-х годах, благодаря железнодорожному строительству в Турции, доля немецкого капитала возрастает - к 1898 г. Германия передвигается с шестого на третье место (12, 1%) и опережает Англию (10, 9%). Франция сохраняет к этому году лидирующее положение и ее доля составляет 44, 9%. В 1912 г. Германия передвигается на второе место (20%) после Франции (57%) (1, с. 12).

Вслед за визитом кайзера в Турцию устремляются немецкие коммерсанты. В первую очередь это были оружейные фирмы Круппа и Маузера, получившие крупные заказы от турецкого правительства. Но так как Турция не имела больших средств на перевооружение своей армии, она была вынуждена взять кредит у немецких же банкиров. В результате полное экономическое закабаление Турции стало делом времени. В Турции открываются филиалы таких финансовых организаций, как Немецкий банк, Дисконто-Гезельшафт, Дрезденер банк.

Вместе с навязыванием поставок своих вооружений Германия все в большем объеме начинает применять такой эффективный метод проникновения капитала, как строительство железных дорог. В 1898 г. немецким представителям удается в ожесточенной борьбе с английскими производителями победить и вырвать у Турции концессию на строительство Анатолийской железной дороги. За право строительства боролись не только европейские, но и американские компании. "Немецкому банку" были предоставлены условия строительства, которые были настолько же выгодными для Германии, насколько кабальными для Турции. В частности, турецкая казна гарантировала определенный уровень прибыли в случае недополучения ее самими концессионерами. Это был наибольший успех Германии на ближнем Востоке в XIX веке.

В погоне за уступками со стороны турецкого правительства кайзер очень часто закрывал глаза на кровавую национальную политику, проводимую Абдул Хамидом в отношении армян. При попустительстве Абдул Хамида курдские иррегулярные кавалерийские отряды полностью вырезали армянские селения.

Кроме того, из-за боязни мятежа Абдул Хамид привел турецкую армию в полный упадок - были запрещены малейшие передвижения войск, морские учения, сознательно отстранялись от крупных должностей талантливые военноначальники. Поэтому, когда в Турции в 1908 г. произошло победоносное восстание партии "Единство и прогресс" (т. н. младотурок) в Германии это произвело сильнейший шок. Политика нового турецкого правительства сразу же дала сильный крен в сторону Англии. Англичане получили права на реорганизацию флота, сооружение портов. В Стамбуле был основан "Национальный банк Турции" с участием английского капитала и под руководством британского подданого Эрнста Касселя. Англичане снова захватили прочный контроль в финансах - лорд Мильнер был назачен начальником комиссии по проведению экономических реформ в Анатолии, англичанин был назначен главным инспектором турецких таможен. Кроме того, англичане усилили свои позиции в Месопотамии, получив право на проведение ирригационных работ и сооружение портов на побережье Персидского залива. Казалось, все, чего достигли немцы, было потеряно. Но в младотурецком руководстве сохранилась небольшая, но сильная группировка сторонников германской ориентации. Это были талантливые турецкие военачальники, в свое время прошедшие подготовку в Германии. Прежде всего, это был начальник III турецкого корпуса, свергшего султана - Махмуд Шевкет-паша, Иззет-паша, Али Риза-паша и несколько других выучеников Берлинской военной академии. Армия стала единственной реальной силой в стране, а авторитет ее начальников был очень высок. Это дало повод Вильгельму II утверждать: " Революция совершена не "молодыми турками" из Парижа и Лондона, а одной армией и почти исключительно обученными в Германии т. н. "немецкими офицерами". Они грамотны и мыслят по-немецки. Чисто военная революция" (1, с. 22). Почти сразу же немцы начали деятельно усиливать свои позиции, прежде всего в армии. Были проведены военные учения, открылись новые военно-учебные заведения с немецкими учителями. Большую радость в Берлине вызвали милитаристская программа и стремление новой партии к жесткой централизации управления страны .

Оба этих положения были по душе больше немцам, чем англичанам, которые очень скоро перестали поддерживать младотурок и сделали ставку на либеральную партию, которая выступала за автономию регионов и ослабление центральной власти. В Турцию была вторично послана группа офицеров с фон дер Гольцем, который занял пост главного инспектора турецкой армии.

Наряду с укреплением зависимости турецкой армии от немцев, на флоте ситуация складывалась иная. С 1908 г. англичане имели в этой области сильное преимущество. Флот комплектовался английскими кораблями, обучение матросов шло на английский манер. Следуя общему курсу милитаризации страны, младотурки приняли энергичные меры к повышению боеготовности флота. Для его модернизации была собрана громадная сумма - 90 млн. марок. За получение заказа развернулась ожесточенная борьба между фирмами Англии и Германии, которая затрагивала даже дипломатических представителей обеих стран. Английские верфи предлагали наиболее совершенную и дешевую продукцию. Немцы, сознавая опасность английского влияния во флоте, пошли на жертву и продали Турции себе в ущерб несколько линейных кораблей действующего флота, с условием комплектования их немецким экипажем. В результате немецкое влияние возобладало.

Но самым действенным средством немецкой экспансии было строительство железных дорог. Характерно, что концессия с преобладанием германского капитала на строительство анатолийской железной дороги в 1888 г. была получена при явном содействии английских дипломатических кругов (1, с. 171). Однако эта дорога была лишь началом экспансии. После окончания строительства анатолийской железной дороги было несколько проектов продолжения строительства. Англичане, чей курс был на ослабление Османской империи, предлагали продолжать дорогу от побережья вглубь страны . Но правительству больше нужна была дорога , которая связала бы столицу и Малую Азию с районами, населенными арабами и курдами. Начиная с 70-х годов турецкие вали (губернаторы) отчитываясь перед правительством, подчеркивали, что империя может лишиться восточных областей, где местное население под влиянием британских происков "становится все более строптивым" (1, с. 168). Стремление младотурков укрепить свою страну отвечало интересам немецких "строителей империи".

В германских военных планах Турция занимала весьма значительное место. Кроме уже упомянутых причин, привлекательных для Германии, захват турками Суэцкого канала прервал бы связь Англии с Индией. Однако, это было осуществимо только при наличии железной дороги, соединяющей малую Азию с Багдадом (1, с. 193). Багдадская железная дорога в окончательном варианте доходила до важного цетра северной Сирии - Алеппо, далее до Мосула, проходила вдоль Тигра к Багдаду и, отклоняясь к руслу Евфрата, выходила к Басре. Из названия пунктов через которые предполагалось провести эту трассу видно, что Багдадская дорога должна была не просто ослабить позиции английских железнодорожных магнатов - она замышлялась как грандиозное вторжение немецкого капитала в сферу исконно английских интересов - Месопотамию и Персидский залив, а затем и в Иран путем постройки железнодорожной ветки к иранской границе. Одновременно она служила окончательному экономическому закабалению Турции. Условия концессии были исключительно выгодные для немцев. Турецкая казна платила 15, 5 тыс. фр. на 1 км - рекордно высокую цену за строительство железной дороги в ее истории. Немцы получали право на эксплуатацию недр в зоне 20 км. в обе стороны от железной дороги, немцы получали право на организацию поселений вдоль дороги, право на постройку электростанций, кирпичных и других заводов. Кроме этого, им предоставлялось право на навигацию по Тигру и Ефрату и устройство портов в Басре и на побережье Персидского залива. Всего дорога должна была иметь длину в 2467 км. Общая сумма, получаемая Германией измерялась в сумме 550 млн. фр. Турция также обеспечивала германскому концессионеру - "Немецкому банку" определенный уровень дохода за счет казны.

Строительство этой дороги затрагивала интересы сразу нескольких империалистических держав, и , прежде всего, Англии. Вот почему все этапы ее постройки так подробно освещались на страницах мировой прессы и были сопряжены с непреодолимыми трудностями.

Самая главная трудность, с которой столкнулся "Немецкий банк" в строительстве этой дороги, заключалась в нехватке средств для финансирования всей дороги от начала до конца. В самой Германии в связи с постоянным экономическим ростом наблюдалось хроническое отсутствие капиталов, что вынуждало Симменса искать средств за рубежом. Но это было сопряжено с непреодолимыми политическими трудностями; достаточно сказать, что английское ( а затем и французское) правительство вообще запретило котировку акций Багдадской железной дороги на Лондонской бирже. Сотрудничество английских фирм в строительстве этой дороги правительство увязывало с отказом "Немецкого банка" от монопольного владения этой дорогой, на что Симменс, конечно, пойти не желал. В немалой степени в такой резкой реакции англичан было виновато поведение кайзера Вильгельма II, который своими громкими заявлениями постоянно подогревал интерес к Багдадской дороге. В немецких правительственных кругах строительство этой дороги даже называли "собственным его величества предприятием".

Кроме этого, трасса должна была проходить по территориям, населенным арабами, враждебно настроенными к постройке дороги. Местные шейхи совершенно справедливо опасались усиления центральной власти вследствие прокладки железной дороги. В немалой степени их враждебность подогревалась английскими агентами. В результате всевозможных помех со стороны арабов в планировании, проведении подготовительных работ и других работах, постройка дороги растянулась в 2-3 раза дольше предполагаемых сроков.

"Немецким банку" оказалось не под силу построить Багдадскую дорогу самостоятельно. Ввиду этого, германскому правительству пришлось пойти на уступки России и Англии путем заключения соглашений с ними. В соглашении с Россией оговаривалось отклонение трассы к югу от границ с Ираном, в северной части которого преобладало русское влияние. Но самые большие уступки были сделаны англичанам. "Немецкий банк" уступал право на проведение заключительного, самого важного участка от Багдада до Басры англичанам, тем самым, немцами признавался приоритет британского влияния в Месопотамии. В результате британскому правительству удалось предотвратить губительные последствия постройки этой дороги. Как следствие, "Немецкий банк" тоже в значительной мере потерял заинтересованность в строительстве, поэтому после заключения компромиссных соглашений прокладка дороги шла крайне медленно. К началу первой мировой войны эта дорога представляла цепь разрозненных, не соединенных между собой участков, что сильно ухудшило положение турецких войск в Месопотамии и на Кавказе, не имевших возможности быстро передвигаться с одного фронта на другой.

"Дранг нах Отен" показал эффективность использования экономических методов закабаления отсталых стран. Особенно эффективным средством была постройка железных дорог и линий связи. В. И. Ленин писал, что " Постройка желдорог кажется простым, естественным, демократическим, культурным, цивилизаторским предприятием; на деле капиталистические нити.... превратили эту постройку в орудие угнетения миллиарда людей". Наибольшее развитие эта политика получила в Китае.

К началу XX века ангичане добились больших успехов в подчинении своему влиянию территорий, входящих в Китайскую "Поднебесную империю". Зоной британских интересов был признан плодороднейший район Китая - бассейн реки Янцзы. Английские подданые занимали главенствующие посты во внешней торговле Китая. Кроме того, Англия "арендовала" полуостров Цзюлун с портовым городом Вэйхаем и ряд других портов, включая Гонг-конг, которые она использовала как базу для своего военного флота.

Но Китай привлекал также и Германию, в основном из-за дешевой рабочей силы и залежей полезных ископаемых. Весь Китай был негласно поделен между Европейскими колонизаторами на зоны влияния, и поэтому германская экспансия вызывала большую тревогу у стран, которые давно уже обосновались в Восточной Азии, в первую очередь, у Англии и России.

С 1885 по 1893 г. германский экспорт в Китай увеличился с 16, 5 млн. до 33, 25 млн. марок. Кроме того, под предлогом защты интересов немецких миссионеров, в 1897 г. Германия "арендовала" китайский порт Цзяочжоу, а затем распостранила свой протекторат на весь полуостров Шаньдун. Это было только следствие германской экономической экспансии. В том же году Германия получает право на создание и эксплуатацию телеграфных линий и железных дорог в нескольких северных китайских провинциях, которые в результате оказались фактически под контролем Германии. Железнодорожные станции являлись фактически военными базами, а при контроле связи с Пекином немцы оставались фактически безнаказанными.

Германские капиталы встречали противодействие со стороны английских конкурентов во многих спорных районах Китая - в частности, в Пекине происходили постоянные смены правительств, в которых чередовалось английское, немецкое и русское влияния. В разделе Китая особенно ярко видна экономическая подоплека империалистических противоречий, так как у заинтересованных в Китае стран фактически отсутствовала заинтересованность в сохранении целостного государства и в налаживании с ним политических союзов в своих целях.

Возникновение небывало острых конфликтов в разных частях света между европейскими странами связано , в первую очередь, со вступлением новых европейских государств в империалистическую стадию своего развития, при фактическом отсутствии свободных для экспансии территорий. Это вынуждает бурно развивающуюся промышленность молодых империалистических хищников вступать в острые конфликты со старыми владыками мира. Особенно ярко природа этих противоречий видна на примере конфронтации новейшей империалистической державы - Германии и старейшей колониальной страны в мире - Англии. Германская промышленность, испытывая нехватку рынков сбыта и источников сырья, предпринимает одну за другой попытки овладения перспективнейшими территориями мира, львиная доля которых находится под властью Англии. Разность политических и экономических задач, нежелание отступать приводят эти страны к острейшим конфликтам, к наращиванию военных сил и, наконец, к грандиозной войне как способу разрешения этих конфликтов. Попытки компромиссного разрешения споров оказываются неэффективны и встречают полнейшее неприятие со стороны агрессивных кругов национальной буржуазии той и другой стран, которые оказывают решающее влияние на политику своей страны.

    БИБЛИОГРАФИЯ

1. А. С. Силин "Экспансия германского империализма на Ближнем Востоке накануне первой мировой войны"

    2. Чарльз Сароли "Англо-Германская проблема"

3. Н. А. Халфин "Создание и распад британской колониальной империи" 4. А. С. Ерусалимский "Из истории общественных движений и международных отношений"

    5. Ж. Блондель "Торгово-промышленный подъем Германии"
    6. "История первой мировой войны"
    7. В. Г. Трухановский "Уинстон Черчилль"

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.