Дата добавления: март 2006г.
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ
I. Развитие и сдвиги в размещении автомобильной промышленности в XX -ом веке. Как и во многих других странах, в России автомобильная промышленность получила своё развитие в развитых машиностроительных центрах (Ярославль, Нижний Новгород, Москва), где было налажено в основном мелкосерийное производство автомобилей для "верхушки". После революции построили в Москве завод ЗИЛ, который изначально был задуман как завод, специализирующийся на выпуске грузовых автомобилей, так как именно они требовались стране, в частности, для поднятия сельского хозяйства и моторизации армии. Но один ЗИЛ не мог обеспечить всю страну грузовиками. Поэтому для более полного обеспечения грузовиками страны под умелым руководством Сталина и Форда в рекордные сроки возвели завод ГАЗ. Страна более-менее выходит из кризиса, городу требуются транспортные средства, начинается выпуск легковых автомобилей на заводе КИМ. Основную роль в сдвиге в размещении автомобильной промышленности сыграла Великая Отечественная война. Т. к. немцы вели бомбёжку, принимается решение частично перенести автомобилестроительные заводы в восточную часть России, в целях обеспечения бесперебойного производства автомобилей, в частности ЗИЛ был перенесён часть в МИАСС (Ныне УралАЗ), а часть в Ульяновск (УАЗ). В то время запасные части, в частности кованые и штампованные делали и заготовки, делал Челябинский завод кузнечно-прессового оборудования. Осуществлял производство карбюраторов, радиаторов и других узлов систем питания, охлаждения и смазки Шадринский автоагрегатный завод.
Автомобильная промышленность Российской Федерации на протяже-нии всех послевоенных лет наращивала как объем выпуска продукции, так и свой научно-технический потенциал, постоянно уменьшая разрыв в техническом уровне между отечественными машинами и лучшими зару-бежными аналогами. Однако общая нестабильная экономическая и политическая обста-новка, сложившаяся в стране в последние годы, привела вначале к замедлению темпов роста, а в 1991 - 1994 гг. - и к существенному сокращению производства автомобильной техники, объема выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Эта проб-лема стала особенно острой в научно-исследовательских институтах отрасли: они практически полностью прекратили поисковые исследова-ния и разработку перспективных концептуальных машин, их узлов и систем, что в ближайшем будущем, безусловно, отразится на техни-ческом уровне наших автомобилей. Главные причины такого положения - это существенное сокраще-ние государственного финансирования научных разработок, а также незаинтересованность предприятий вкладывать деньги в долгосрочные проекты. Была и третья причина: определенная растерянность руко-водства научно-исследовательских и опытно-конструкторских органи-заций, их неготовность искать новые формы работ и организации сво-ей деятельности. Правда, в последнее время многие научно-произ-водственные организации, институты и заводские конструкторские подразделения вместе с вновь созданными государственными и коммер-ческими структурами начали приспосабливаться к новым, рыночным условиям. До-казательство тому - возобновление в 1993 г. работ по созданию программ развития автомобилестроения в Российской Федерации и ряде других государств СНГ, развитию автобусостроения и др.
II. Место и значение автомобильной промышленности в экономике Российской Федерации. Состояние дел в отечественном автомобилестроении в настоящее время нестабильностью во всех сферах об-щественной жизни, в особенности в промышленном производстве в це-лом по стране. По сообщению Госкомстата России , замедлить спад производства в текущем году пока не удается. В целом за девять ме-сяцев 1995 г. объем промышленного производства снизился на 17, 6 %. Стремительный рост цен вследствие их либеризации в 1992 г. вызвал неплатежеспособность предприятий, привел к недостатку обо-ротных средств, сдерживанию процесса производства и дестабилизации их финансового положения. Имеют место резкий спад инвестиционной активности, свертывание долгосрочных строительных программ. О глу-боком свертывании деловой активности свидетельствует, например, тот факт, что из 393 пусковых объектов автомобильной промышленнос-ти, финансируемых за счет средств федерального бюджета, только три приняты в эксплуатацию и на трех объектах осуществлен частичных ввод мощностей.
В автомобильной промышленности, как и во всем машиностроении, усиливаются центробежные тенденции в отношениях между традиционными партнерами, рушатся кооперационные связи предприятий, которые оказались разделенными границами вновь образовавшихся независимых государств. Производство автомобилей в России, Украине, СНГ и Балтии (штук) За декабрь Всего за год Темп (%) 1997 1996 1997 1996 ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ Всего 81353 75691 981724 874241 112. 3 Российская Федерация в том числе: ОАМО ЗИЛ 8 ОАО ГАЗ 10344 10378 124339 124284 100. 04 ОАО КамаЗ 1755 1507 17933 8935 200. 7 АО АвтоВаЗ 60838 58662 740526 680570 108. 8 АО Москвич 1321 19920 2929 680. 1 АО АвтоУАЗ 4925 3656 51411 33701 152. 6 АООТ СеАЗ 820 650 8302 3671 226. 2 АО Красный Аксай (г. Ростов-на-Дону) 1055 40 13000 4062 320. 0 Ижмаш 148 787 5200 9149 56. 8 Украина в том числе: 147 11 1085 6940 15. 6 ПО АвтоЗаЗ 136 11 1030 6881 15. 0 ЛуАЗ 11 55 59 93. 2 ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ (включая шасси) Всего 13704 13974 162548 151146 107. 5 Российская Федерация в том числе: 12536 13333 148301 138782 106. 9 ОАМО ЗИЛ 1434 1606 18281 7200 253. 9 ОАО ГАЗ 7497 7180 87482 80375 108. 8 ОАО КамАЗ 584 2542 12765 20814 61. 3 АО УралАЗ 520 269 5339 6522 81. 9 АО АвтоУАЗ 2390 1262 20557 14760 139. 3 АО ОЗТП- Сармат (г. Орск) 4 55 193 28. 5 ЗАО Уральский автомоторный завод 52 56 973 1402 69. 4 ОАО ПСА Бронто 59 53 670 395 169. 6 Ижмаш 361 2171 7101 30. 6 АО БАЗ 8 20 40. 0 Украина в том числе: 91 234 1620 1962 82. 6 ПО АвтоКрАЗ 91 231 1610 1905 84. 5 ЛуАЗ 3 10 57 17. 5 Беларусь в том числе: 1077 407 12627 10402 121. 4 ПО МАЗ 968 323 11449 9266 123. 6 ПО БелАЗ 109 83 1090 1047 104. 1 ПО МОаЗ 1 88 89 98. 9 АВТОБУСЫ Всего 4238 3566 44545 37562 118. 6 Российская Федерация в том числе: 4119 3489 43079 35566 121. 1 ОАМО ЗИЛ 1 ОАО ГАЗ 1006 534 8596 4482 191. 8 АО НефАЗ 50 421 600 1395 43. 0 АО АвтоУАЗ 2296 1751 24475 21084 116. 1 АО ЛиАЗ 43 11 129 234 55. 1 АО КавЗ 18 11 700 1078 64. 9 АО ПАЗ 689 760 8450 7235 116. 8 АО ГолАЗ 9 1 100 28 357. 1 АО Спецавто (г. Энгельс) 7 13 25 52. 0 АО ОЗТП- Сармат (г. Орск) 1 15 5 300. 0 Украина 104 74 1290 880 146. 6 ЛАЗ 104 74 1290 880 146. 6 Латвия 66 1093 6. 0 АО РАФ 66 1093 6. 0 Беларусь 15 3 110 23 478. 3 ПО МАЗ 15 3 110 23 478. 3 ТРОЛЛЕЙБУСЫ Всего 16 5 124 126 98. 4 Российская Федерация АО Троллейбус-ный завод им. Урицкого 16 5 115 115 100. 0 Украина ЛАЗ 9 11 81. 8
Страницы: 1, 2, 3