Рефераты. Джироламо Савонарола против Медичи - (реферат)

Джироламо Савонарола против Медичи - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    _________________________________________________
    _________________________________________________
    Джироламо Савонарола против Медичи
    Доклад студента xx-го курса в семинаре
    по истории средних веков.
    Научный руководитель:
    _______________________________
    xxxxxxxxxxxxx
    1998
    Содержание:
    Введение.
    1. Историография вопроса

Глава 1. Культурная, религиозная, социально-политическая жизнь Флоренции в XV в. и гуманизм

    Глава 2. Династия Медичи: краткая характеристика

Глава 3. Джироламо Савонарола как личность, религиозный и политический деятель

    Глава 4. Джироламо Савонарола против Медичи
    1. ) Савонарола и Лоренцо Медичи
    2. ) Савонарола и Пьеро Медичи
    Заключение.
    Список литературы.
    Введение.
    1. Историография вопроса.

Принимаясь за рассмотрение столь неоднозначного вопроса, как противостояние Джироламо Савонаролы против Медичи, необходимо понимать, что данная тема требует избегать прямых оценок. Нам представляется, что каждый волен судить по своему, и выносить окончательный "приговор" деятелям прошлого мы не вправе. Дело в том, что события 500-летней давности уже не могут быть оценены адекватно, без применения современных моральных и этических оценок. Тем не менее, в данной работе мы постарались описать основных действующих лиц конфликта и показать причины и характер противостояния.

В советской историографии проблема противостояния Савонаролы и династии Медичи описана достаточно скудно. По крайней мере, при подготовке настоящей работы, нами не было встречено ни одной монографии отечественного исследователя, так или иначе освещающего этот вопрос. Достаточно информативными в плане освещения политической и культурной жизни Флоренции XV века оказались работы Л. М. Брагиной "Социально-политические идеи в итальянском гуманизме XV в. " и Е. В. Бернадской "Гуманизм и политическая практика итальянских государств. (конец XVI–XV в. )", опубликованные в сборнрике "Культура Возрождения и общество" [1 Культура Возрождения и общество. Сб. науч. Тр. М. : Наука, 1986] .

Оба исследователя обращают свое внимание на изменения в социально-политической жизни Флоренции, произошедшими в результате усиления тиранической власти Медичи. Кроме того, в их работах содержатся весьма ценные указания, на проблему взаимодействия тирании и гуманизма.

В 40-х годах XX века М. А. Гуковский опубликовал в "Ученых записках Ленинградского Государственного Университета" свою работу "Заметки и материалы по истории рода Медичи". Несмотря на то, что эта работа имеет больше искуствоведческий характер, изложенные в ней сведения о династии Медичи также представляют значительный интерес для исследователей.

Несмотря на то, что работа В. И. Рутенбурга "Италия и Европа накануне нового времени" напрямую не затрагивает проблему описываемого нами противостояния, его оценка роли Савонаролы в социально-политической жизниэпохи Возрождения достаточно оригинальна и достойна внимания. По мнению В. И Рутенбурга, Савонарола–один из первых реформаторов в Европе, который пал первой жертвой грядущей контрреформации.

В монографии известного исследователя А. Ф. Лосева "Эстетика Возрождения", проблеме взаимоотношений Савонаролы с церковью и государством уделена целая глава. А. Ф. Лосев указывает на необходимость отказа от западной исторической традиции, утвеждающей, что Саванарола был "мракобесом", ортодоксом, не признающим науки и искусства, доказывая обратное.

А. Ф. Лосев, говоря о Савонароле, главным образом опирался на труд Пасквале Вилларе "Джироламо Савонарола и его время", опубликованный на русском языке в 1913 году. Этот труд мы также использовали при подготовке данной работы, и вынуждены признать, что А. Ф. Лосев не всегда корректно излагал сведения, данные Пасквале Вилларе. Как бы то ни было, монография П. Вилларе стала основной работой, по которой строились наши суждения о Савонароле и его противниках. Кроме вышеописанных работ, в оценке личности Савонаролы и описании его времени нам помогла монографияЭудженио Гарэна "Проблемы итальянского Возрождения", а также свилетельства Никколо Макиавелли, изложенные им в книгах "Государь" и "Рассужения о первой декаде Тита Ливия".

Глава 1. Культурная, религиозная, социально-политическая жизнь Флоренции в XV в. и гуманизм.

Общепризнанно, что начало эпохи Возрождения неразрывно связано с культурной жизнью Флоренции XV века. Отсюда набирал силу этот мощный культурный певорот, вовлекая другие области Италии, а также Франции, Испании, сообщая свои идеи и открытия художниками мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, балканских государств.... Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших не ортодоксально-религиозный, а общечеловеческий, гуманистический

характер. Конечно, этот процесс не мог протекать гладко. В частности, Северное Возрождение не только наследовало идеи итальянских гуманистов, но породило и свою культурную форму реакции на эти идеи, воплотившуюся в движение Реформации, охватившей большую часть Европы, что привело к жестоким религиозным и национальным войнам. Италия, Испания, Франция, юг Германии пережили эпоху Контрреформации - восстановления авторитета католической Церкви, чему способствовали костры инквизиции.

Эпоха Возрождения, кроме того, это эпоха Великих географических открытий и первоначального накопления капитала, а затем и колониальных войн; это эпоха непрерывных войн, страшных эпидемий чумы, оставлявших пустыми целые города; эпоха первых классовых столкновений - восстаний городских низов и борьбы за привилегии высшей городской знати; это эпоха начала борьбы за самостоятельность городов, завершившаяся в конечном счете складыванием монархических абсолютистских государств, в которых за сословными интересами настойчиво просматривались интересы молодых буржуа, а бюргерская культура становится культурой национальной. К началу XVII века Европа со всей определенностью поделилась на протестантов и католиков, а это

    никак не могли предвидеть итальянские гуманисты XV века.

Своеобразие Возрождения состоит во многом в абсолютной оригинальности его гуманизма, намеренно утверждавшегося как отказ от схоластической философии. Следует признать, что идеи Возрождения в Италии служили питательной средой для реформационных учений.

Как бы то ни было, но Флоренцию сегодня называют колыбелью гуманизма. Идеи республиканизма, которые отстаивали гуманисты, на протяжении всего XV в. служили широким слоям пополанства, а также части городской верхушки, отстраненной от власти во времена Медичи, знаменем в борьбе против олигархии, а затем тирании. (13 - Культура Возрождения и общество. Сб. науч. Трудов. М. , Наука, 1986г. //Л. М. Брагина Социально-политические идеи в итальянском гуманизме XV в. ). Несомнено то, что идеал гуманистов - пополанская республика. Однако, в ходе социально-политического развития Флоренции в XIV и особенно XV вв. принципы ее конституционного устройства постепенно утратили свое значение, что привело к обострению социальных и классовых противоречий, а также эволюции пополанской республики к олигархии и тирании при Медичи. В это время в социальной жизни Флоренции заметны резкие контрасты: с одной стороны– высокий уровень образования, с другой – прогрессирующее нравственное разложение народа. Несмотря на то, что тираноборческие мотивы можно встретить в сочинениях Леонардо Бруни Аретино ("Восхваление города Флоренции", "История флорентийского народа"), Моттео Пальмиери ( "Речь о справедливости"), Аламанно Ринучинни ("О свободе") и ряда других гуманистов, демократические свободы открыто попирались, а реальная власть постепенно сосредоточилась в руках Медичи и их сторонников. Таким образом, в условиях сужения рамок пополанской демократии во Флоренции XV в и установления тирании Медичи идеи гражданского гуманизма были поставлены на службу политической оппозиции. В то же время, гуманисты впервые заставили осознать культуру как компонент политической власти, и правители умело использовали их уроки. (27 - Культура Возрождения и общество. Сб. науч. Трудов. М. , Наука, 1986г. //Е. В. Бернадская Гуманизм и политическая практика итальянских государств. (конец XVI–XV в. )). Религия также стала в руках правителей весьма мощным орудием . С 1434 года Козимо Медичи начинает прибирать власть к своим рукам и гуманисты постепенно превратились в чиновников-исполнителей, в придворных, что в итоге привело к кризису гражданской этики.

В теории учение гуманистов - это учение о справедливом государственном устройстве: требование соблюдения законности, справедливости, своды, благотворительности, великодушия–набор определенных постулатов, во многом утопичных. Формулируя идеал свободной личности, гуманисты сознательно ограждали себя от старых традиционных форм натуральной жизни с ее феодальным правом, ортодоксальным католичеством и религиозным послушанием. Они провозглашали идеалы новой буржуазной культуры, но оказалось, что жизнь далека этих идеалов. Противоречие эпохи состояло не только в том, что на смену средневековому образу жизни приходили другие - с городскими мануфактурами, дальними торговыми путями, необходимостью самостоятельных решений, а значит, требованием положиться на себя, а не на помощь привычного патриархального круга людей. Противоречие эпохи заключалось еще в том, что возможности культуры, обнаруженные гуманистами в новой жизни, не могли столь идеально и красиво, как они думали, реализоваться.

Гуманисты, оглядываясь в Античность и во многом на нее опираясь, оставались безусловными христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они соединили два равновеликих мира - Античность и Христианское средневековье. И гуманисты и реформаторы по-своему готовили Европу к новому повороту в культуре, ими же и были найдены слова, обозначающие и поныне эпоху, начавшуюся с XVII столетия - эпоху Нового времени. И те и другие предвидели и старались по-своему осуществить идею единства человеческой культуры в ее истории.

Начиналось же все в особой культурной среде - группах гуманистов с обновления целей культурной деятельности - создания нового субъекта культуры. По сути, это был процесс зарождения европейской интеллигенции сознательного носителя образованности и духовности, которая берет на себя роль культурного переустроителя общества. Состав этих групп был очень пестрым: чиновники и государи, профессора университетов и переписчики, дипломаты и духовенство.... Все они различались - сословной принадлежносью и богатством, своей деятельностью и местом, где они жили. Так, Лоренцо Медичи был государем, Сандро Боттичелли - цеховым мастером, что и делало его художником, Пико делла Мирандола - графом, а Лоренцо Бониконтри - офицером, наемником герцога Сфорца. Их гуманистические занятия были частным делом, увлечением, хотя иногда и полезным для карьеры, ибо создавало репутацию, славу, давало поддержку, приносило богатые подарки. Кто-то делал карьеру благодоря талантам и образованности, а кто-то впадал в нищету.

    Глава 2. Династия Медичи. Краткая характеристика.

В течение трех столетий (1434 - 1737) с перерывами (1494-1512 и 1527-1530) флорентийский род Медичи правили Флоренцией, играя тем самым важную роль в истории средневековой Италии. Символом рода медичи были шары, а точнее круглые пилюли как символ профессии предков. Медичи принадлежали к ордену Камальдоли, одному из ответвлений ордена бенедиктианцев. Несмотря на покровительство науке, искусству и образованию, род Медичи прославился еще и было характерно умение скрывать под скромной богоугодной внешностью все более и более яркое и непреодолимое стремление к роскоши и сибаритству. (146 - ЛГУ. Ученые записки. Серия исторических наук. Выпуск 12. Л. , 1941М. А. Гуковский "Заметки и материалы по истории рода Медичи (II)").

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.