Рефераты. Джироламо Савонарола против Медичи - (реферат)

p>Медичи не создавали положения вещей. Оно сложилось само по себе в ходе развития национальной культуры.

    Медичи обратились к нему и обратили в своих целях. (37)

Возвышение Медичи напрямую связано с Козимо Медичи. Козимо был богатейшим банкиром Италии, в чьих должниках числились многие короли и сам Римский Папа. При их поддержке Козимо захватил власть в родной Флоренции (хотя формально там сохранялась республика) и затем передал ее своим внукам Лоренцо и Джулиано Именно этот человек, придя в 1434 году к власти, главной своей задачей поставил укрепление государства путем средоточения в своих руках как можно большего количества властных полномочий. По характеристике Макиавелли, Козимо Медичи Старший был красноречив, наделен рассудительностью, мудростью и осмотрительностью. Несмотря на то, что с личностью Козимо связано и начало тирании Меличи во Флоренции, его заслуги были на родине все же оценены, и не случайно на его надгробии были высечены слова "Отец отечества". В 1465 году проницательному и умному Козимо Медичи наследовал его сын Пьеро Медичи Подагрик, который за недолгие годы своего правления умудрился привести династию в упадок. Его сменил Лоренцо Медичи Великолепный.

Исследователи отмечают, что для Лоренцо было характерно присвоение общественных денег на непомерные личные расходы и бесстыдное сладострастие, что приводило к быстрому развращению народа; предаваясь удовольствиям, Лоренцо Великолепный вовлекал в них и народ, а Флоренция во времена его правления стала средоточием вечных празднеств и удовольствий.

В то же время, Лоренцо Медичи покровительствовал науке и искусству. (32 - П. Виллари "Джироламо Савонарола и его время": пер. с ит. :/Репринт с изд. 1913–М. : Ладщомир, 1995 г. ). Следует отметить, что у Лоренцо Медичи был развит художественный вкус. Он увлекался науками, в качестве наставников имел Ландино, Арджиропуло, Фичино и других. Склонность к науке и искусствам отмечается в Лоренцо с юных лет. В зрелые годы Лоренцо покровительствовал ученым и артистам. У него можно было встретить всех, кто пользовался известностью. Кроме того, Лоренцо Медичи участвовал в собраниях флорентийской Платоновской академии. Блистал умственными способностями. Кроме того, сегодня Лоренцо занимает почетное место среди писателей средневековь, прославившись своими баснями, стихами и песнями. Лоренцо Великолепный, не будучи великим государственным чиновником, был одарен здравым смыслом и остротой ума, ловок и хитер, решителен и жесток, благодаря чему стал одним из наиболее видных дипломатов и политиков Европы и Италии. Партии при нем прекратили свое существование, неугодные изгнаны, казнены или находились в тюрьме. Любимым занятием Лоренцо было устраивать всевозможные праздники и карнавалы, в которых сам правитель принимал деятельное участие Лоренцо с детства поражал всех талантами, за которые получил прозвище Великолепный. Усиливая диктатуру и тиранию, Лоренцо Медичи разглагольствовал о добродетели и бессмертии души. В годы его правления в городе жили Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пико делла Мирандола и другие гении Возрождения. Всех их Лоренцо щедро снабжал деньгами и заказами. Днем Лоренцо и его друзья беседовали на ученые темы, а вечером пускались в разгул. Сам он был женат, но по слухам, среди его любовников были Микеланджело и Ботичелли. Городом он правил твердой рукой: когда по приказу архиепископа Пацци убили его брата, он велел повесить архиепископа в полном облачении на стропилах его дворца. Нездоровый образ жизни подточил силы флорентийского правителя -- он умер в 42 года.

Пьеро Медичи был полной противоположностью своему отцу. Целью своей жизни он сделал чувственные наслаждения и физические упражнения. Пьеро был не в отца груб и заносчив. Его поведение не нравилось не только жителям Флоренции. За короткое время своей политической деятельности Пьеро успел оттолкнуть от себя всех союзников Флоренции, в результате чего она потеряла свое лидирующее положение, достигнутое при Лоренцо. По причине маложушия и трусости Пьеро было подтверждено одно из предсказаний Савонаролы: о нашествии на Флоренцию французского короля Карла VIII. В результате общенародного решения Пьеро ьыл низложен и изгнан из Флоренции. Найдя себе убежище в Риме, Пьеро предается развратной жизни, проводя время в на пирушках и играх. Параллельно с этим, он не забывает и о Флоренции: надеясь вновь вернуться к власти, Пьеро постоянно строит заговоры и интриги.

Таким образом, с Пьеро Медичи династия пришла в упадок, продолжавшийся около 30 лет. Медичи вновь вернутся к власти лишь в 1512 году, через 14 лет после гибели одного из главных противников династии Медичи - Джироламо Савонаролы.

Глава 3. Джироламо Савонарола как личность, религиозный и политический деятель.

Джироламо Савонарола (1452-1498) родился в Ферраре в семье врачей. Семья желала для него медицинской карьеры, однако под влиянием отца у молодого Савонаролы возникло желание помимо естественных наук, заниматься еще философией и богословием. Таким образом, Джироламо получил хорошее домашнее образование. С раннего детства Савонарола отличается глубокой религиозностью, читает Библию и сочинения Фомы Аквинского.

В 1475 году Савонарола ушел в доминиканский монастырь в Болонье, где пробыл 7 лет, читая новициям лекции по философии и богословию. В это время папы Сикст IV, а затем сменивший его Иннокентий VIII прославились симонией, непотизмом, развратной жизнью и другими злоупотреблениями. Глубоко и страстно верующий и даже мистически настроенный Савонарола искренне переживал по этому поводу и даже написал стихотворение-молитву "О разрушении мира".

В 1481 году Савонарола переходит во Флоренцию, в доминиканский монастырь св. Марка. Занимается с новициями философией и богословией. Начинает посещать с проповедями в другие города, и приобретает множество почитателей и последователей.

Основные философские и богословские сочинения Савонаролы были созданы именно в это время. Они были написаны в виде руководства новициям в их занятиях. В частности, на сегодняшний день известны 4 философских трактата, опубликованных Савонаролой как единое сочинение "Краткое изложение философии, морали, логики, разделение и достоинства всех наук". Исследователи отмечают в них большое влияние Аристотеля. В своих трудах Савонарола признает исключительное значение опыта в понании. Всякое познание начинается с ощущения, поэтому в философии отдел, занимающийся миром чувственных вещей, должен предшествовать учению о мире, недоступном чувственному познанию. В основе всякого знания лежат, во-первых, данные чувственного восприятия, и, ва-вторых, первоначальные принципы, служащие основой всех опытных данных. Главная трудность заключается не в познании этих априорных первопринципов, а в учтановлении связи между первоидеями и и первоначальными ощущениями. В гносеологии, а еще более в этике Савонаролы ясно прослеживается влияние Аристотеля и Фомы Аквинского, а также сильное воздействие неоплатонизма. (570) Единственным руководителем человеческого познания Савонарола признает разум и на основе этого естественного разума строит все здание христианской веры. Савонарола постоянно утверждает свободу и свободную волю человека и в своем теологическом трактате "О смирении и милосердии". В другом сочинении этого времени, "О молитве умной", он превозносит как высшую молитву молитву бессловесную, умную, и говорит при этом о состоянии экстаза. (570)

Во Флоренции Савонаролу поразили отсутствие принципов и веры у ее жителей. В своих речах он горячо выступал против пороков, религиозного индифферентизма клира и мирян, порицал поэтов и философов, осуждал странную привязанность к древним писателям и не хотел цитировать ничего иного кроме Библии, которая стала для него единственной опорою для всех проповедей. (58). Первое время, публика, привыкшая к иным формам церковного ораторства, принимала Савонаролу довольно холодно: на церковной кафедре того времени господствовали ученость и язычество. Следует отметить, что несмотря на свою образованность, Савонарола начинает неприязненно и с презрением относиться к ученым, писателям и философам (57) Все свои идеи Савонарола основывал на Библии... Кроме буквального ее толкования, он делал почти к каждому стиху еще четыре толкования: духовное, нравственное, аллегорическое и мистическое. Тем самым Савонарола находил подтверждение всем своим мыслям, вдохновениям и пророчествам. При столь гибкой и широко понимаемой им системе толкования, авторитетом божественного слова можно было подтвердить любое положение. Первого серьезного успеха проповеди Савонаролы достигли в 1486 году во время великого поста.

Постепенно, идеи апокалипсиса и эсхатологические мотивы становятся в проповедях Савонаролы доминирующими. Говоря о пороках церкви, Савонарола сформулировал для себя основные лозунги:

    1. ) Церковь будет наказана
    2. )Потом обновлена
    3. )И это случится в самом непродолжительном времени.

Свидетели отмечают, что во время молитвы Савонарола постоянно находился в состоянии экзальтации, зачастую терял сознание. Истощенного постоянными бдениями монаха посещали видения. Ему повсюду слышались голоса, призывающие продолжить начатое им дело. Пророческие предсказания Савонаролы сбывались с ужасающей точностью, что работало на рост его авторитета. Постепенно Савонарола приходит к идее собственной богоизбранности. Его цель на земле - обличение пороков и проповедь добродетели.

По мнению исследователей, Савонаролу не следует сравнивать ни с кем из современных ему ученых или философов, не только потому, что он вооружался против увлечения язычеством, но и потому, что он гораздо серьезнее ставил проблему жизни. Его истинная самобытность заключается в признании авторитета за разумом, за опытом и свидетельством совести в вопросах теоретических и практических. При этом он не отделял науки от орелигии, верным последователем которой он был. Он не допускал и мысли, как это делали тогда многие, что в философии можно верить одному и совсем противоположному в религии. Это обстоятельство и сделало из него предтечу, пророка и мученика новых времен. (87)

В 1491 году Савонарола становится настоятелем монастыря и проповеди его переносятся в кафедральный собор Флоренции.

Неизбежно возникает конфликт с режимом Медичи, поскольку в своих проповедях Савонарола обличал деспотизм, продажность чиновников, ограбление подданных, развращенность и скептицизм образованных литературных и артистических кругов. (571)

Среди почитателей Савонаролы множество известных людей: Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино, Бартоломео делла Порта, Боттичелли, Микеланджело и другие. В Савонароле видели нового Сократа, который унаследовал от этого древнего философа божественное вдохновение, путеводного демона и миссию реформатора. (143 Эудженио Гарэн "Проблемы итальянского Возрождения", Прогресс, М. , 1986) После низложения Пьеро Медичи, в спорах о государственном устройстве была принята программа Савонаролы, предусматривавшая вслед за любовью к богу, моральным обновлением и всеобщим примирением и амнистией учреждение демократического правления с Большим Советом, и осуществляющим практическую власть Малым Советом. (982) В это время Савонарола становится фактическм главой и вдохновителем правительства. Проводится реформа судопроизводства, всеобщая амнистия; для помощи бедным и ликвидации ростовщичества создается ломбард с низким процентом. Многие итальянские политические деятели считали государственное устройство Флоренции 1494 года идеальным и видели в Савонароле выдающегося политического теоретика, практика и в полном смысле гуманиста, поражаясь его реализму и глубокому знанию людей.

В это время Савонарола проповедует покаяние и моральное возрождение. Количество монахов в монастыре св. Марка вырастает с 50 до 300. На религиозных торжествах огню предаются непристойные книги и картины. Таким образом, Савонарола подчинял искусство общественно-политическим целям. В то де время, Савонарола купил для монастыря знаменитую библиотеку Медичи и тем самым спас для Италии крупнейшее собрание греческих и латинских рукописей.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.