Рефераты. Экономическая политика Павла I - (реферат)

p>составляли занятия удельных крестьян. Последнее стеснялось пас портной системой и обязательством явки паспорта в удельную экс педицию. Указом 2 марта 1798 г. было установлено выдавать проме жуточные паспорта удельным крестьянам, что не только значительно облегчало уход селян на заработки, но и выход их в купечество. В виду того, что в это было усмотрено "согласие общественной пользы с приращением дохода", указом 22 октября 1798 г. велено было увольнять удельных поселян в купечество "по праву" за вып лату выкупной суммы, назначенной мирским приговором и утвержден ной департаментом.

    §2. Казенные крестьяне.
    Те же основные вопросы о земле и самоуправлении, но гораз

до шире поставленные, трактовались в многочисленных указах и мероприятиях правительства, касавшихся крестьян казенного ведомства. В течении 18 века в законодательстве выработалось понятие поземельного надела для государственных поселян разных наименований, который был бы достаточен для прокормления крестьянина с семьей и давал ему возможность платить подати и отбывать государственные повинности. Таким наделом был признан 15-десятинный участок на каждую ревизскую душу.

    В целях действительного выполнения указов о наделении

крестьян землей, Павел в конце 1799 г. , рассылая сенаторов для осмотра губерний, особым пунктом инструкции предписывал: "взять сведения", достаточно ли земли у крестьян, "сделать мероположе ние" для предоставление о том сенату и выяснить вопрос о переселении поселян с малоземелья на пустопорожние земли. Рапор ты сенаторов вскрыли одно печальное обстоятельство: земельного

    - 11

фонда, необходимого для обеспечения крестьян 15-десятинным наделом, у казны не было, даже несмотря на то, что в круговорот раздачи пустили оброчные земли и леса. Выходом из такого положения стало понижение надела до 8 десятин и установление следующих правил: 1 - наделять крестьян землей по 15 десятин там, где ее достаточно; 2 - где земли не достает, установить 8-десятинную норму тем, кто имеет меньше того; 3 - при малозе мелье желающим предоставить возможность переселения на другие территории.

    Другой важной стороной Павловских мероприятий относительно

казенных крестьян следует признать нормировку сборов. Указом N18 в декабре 1797 г. оброк со "всех поселян казенного звания" был повышен, но не в одинаковой мере. В 1783 г. он был установлен в виде равномерного сбора в размере 3-х руб. , в 1797 г. все губернии были распределены на IV класса. В зависимости от этого поселяне должны были платить разный оброк "по свойству земли, изобилия в ней и способам для обитателей к работам". В губерниях I кл. - оброк, вместе с прежним, составил 5 руб. , во II кл. 4, 5 руб. , в III кл. - 4 руб. , в IV кл. - 3, 5 руб. Подобная гра дировка держалась и в последующее время.

    Мотивами к повышению сбора, кроме потребностей в новых

источниках дохода, были следующие обстоятельства, указанные в законе 18 декабря 1797 г. : "цены вещам несравненно возвыси лись.... поселяне распространили свои прибытки". Формулировка, как видно, довольно туманная, что, вообще, свойственно для многих Павловских указов. И все же главной причиной поднятия налога следует считать плохое финансовое положение государства (эта проблема будет рассмотрена ниже в главе "Финансовая полити ка").

    - 12
    Следует отметить так же, указ 21 октября 1797 г. , которым

было подтверждено право казенных крестьян записываться в купе чество и мещанство.

    §3. Фабрично-заводские крестьяне.
    Число фабрично-заводских крестьян при Павле несколько уве

личилось. Указом от 16 марта 1798 г. , "во избежании злоупотреб лений и поощрения промышленности ради", фабрикантам и заводчикам из купцов было разрешено приобретать к своим предприятиям крестьян с тем, чтобы купленные "всегда были при заводах и фаб риках неотложно". Хотя этот закон находился в несоответствии с намерениями Павла разрешить судьбу приписных крестьян, но это действие было вызвано частью теми злоупотреблениями, которые случались при запрещении купцам покупать крестьян для фабрик, а частью тем, что промышленность требовала рабочих рук, которых вольнонаемным путем найти было чрезвычайно трудно. Все это зас тавило правительство двигаться по проторенному пути при создании новых казенных заводов и фабрик, приписывая к ним крестьян. Надо отметить, что Павел пытался ослабить тяжесть такой приписки, издавая указы облегчающие труд приписных крестьян. К примеру, в указе о приписке к фаянсовой фабрике говорилось, чтобы приписано было лишь требуемое число рабочих, "целыми семьями", а после отработки податей заработанные деньги "сверх того выдавать им (крестьянам) из доходов фабрики. Указом 16 марта 1798 г. предпи сывалось при покупке крестьян к частным фабрикам, чтобы их количества "годных к работе дней половина шла на заводские работы, а другая половина на крестьянские".

    Впрочем, эти постановления не касались сущности дела
    - 13

фабрично-заводские крестьяне оставались по-прежнему в тяжелом положении. Попыткой разрешить их судьбу явился проект директора бергколлегии М. Ф. Соймонова. В этом документе предлагалось снаб жать фабрики и заводы "непременными работниками", остальных же крестьян от заводсих работ освободить окончательно. В именном указе по этому поводу читаем: "К особенному удовольствию найдя, что все предложенные им (Соймоновым) средства суть самая соот ветственнейшая намерению Нашему освободить от заводских работ крестьян.... Повелеваем: 1 - укомплектовать заводы непременными мастеровыми, взяв по расчету из 1000 душ 58 человек, годных к работам; 2 - всех прочих, сверх комплекта, освободить от заводс ких работ, причислив к разряду крестьян государственных и проч" (9 ноября 1800 года). Именно при Павле приписные крестьяне были наконец освобождены от тяжелых обязательных работ.

    §4. Помещичьи крестьяне.
    В отношении данной группы крестьян можно выделить лишь не

большое количество указов, изданных правительством Павла. Среди них: указ 16 октября 1798 г. о непродаже малороссийских крестьян без земли, 16 февраля 1797 г. о непродаже дворовых людей и без земельных крестьян "с молотка или с подобного на сию продажу торга", об "изыскании с помещиков долгов казенных и частных" (указом 28 января 1798 г. постановлено: "оценивать их (крестьян) по работе и по тому доходу, каковой каждый из них чрез искусст во, рукоделие и труды доставляется владельцу, брать их в казну, принимая оный процентом с капитала, который и засчитывать в казенный долг"); о передаче крестьян без раздробления семейства от 19 января 1800 г. Вот практически все, что было сделано

    - 14
    правительством для помещичьих крестьян.
    Отдельного разговора заслуживает манифест 5 апреля 1797

г. , ставший первой попыткой законодательства встать между поме щиком и крестьянином в отношении упорядочивания труда.

    Манифест 5 апреля 1797 г. устанавливал норму барщины в

размере трех дней. Указ был об'явлен в день коронации и, можно предположить, являлся простой милостью крестьянам, однако по своему значению его оценивают, как одно из главных преобразова ний всего Павловского времени. В манифесте две идеи: непринужде ние крестьян к работам в воскресные дни и о трехдневной барщине. Что касается первого, то это не стало новым (еще в Уложении Алексея Михайловича воскресные работы запрещались). Интерес представляет часть манифеста о трехдневной барщине. До этого ни разу не было издано закона, который регулировал барщину. Впро чем, как отмечает Валишевский, законодатель не вполне ознакомил ся с многими различаями в значении и форме этой повинности в от дельных губерниях. В Малороссии помещики обыкновенно требовали лишь два дня в неделю барщины. Понятно, что они не замедлили воспользоваться новым законом, чтобы увеличить свои требования. Наоборот, в Великороссии, где барщина была почти ежедневной, помещики пожелали увидеть в том же самом тексте лишь указание, совет. И, действительно, употребленная форма допускала самые различные толкования. Нет категорического приказа, а высказано как бы пожелание: шесть дней, поровну разделяемые, " при добром распоряжении", "достаточны будут на удовлетворение хозяйственным надобностям". Не вызывает сомнения то, что сам Павел понимал манифест как закон, несмотря на это Сенат придерживался иного мнения. В обществе же, вообще, сложилось многостороннее понима ние указа.

    - 15
    Как бы ни понимать манифест, важно выяснить использовалось

ли на практике правило о трехдневной барщине. Многочисленные свидетельства говорят о том, что указ не соблюдался. В том же 1797 г. крестьяне подавали императору жалобы, в которых сообща ли, что они работают на помещика "ежедневно", доведены "до край нейшего состояния тяжкими разного рода сборами", что помещик их "как загонит на барщину с понедельника, то до воскресенья самого и продержит" и т. д. О том же свидетельствуют и дворянские круги (Безбородко, Радищев, Малиновский.... ).

    Если же подводить итоги политики Павла по отношению к

крестьянству, то можно заметить, что в этой деятельности нельзя найти желания прямо поставить вопрос об освобождении крестьян от крепостной зависимости или о радикальном улучшении бытовых усло вий жизни крестьян. И все же совершенно определенно видно общее благожелательное отношение правительства к крестьянству вообще. Хотя мероприятия Павла не отличались выдержкой и систематич ностью (за время своего правления Павел роздал 550 тыс. душ и 5 млн. десятин земли), но вместе с тем среди них можно найти ряд важных, несомненно способствовавших улучшению жизни крестьян, мер. Сюда следует отнести облегчение многих повинностей, земле устроительную политику, организацию сельского и волостного управления, постановление о "непременных мастеровых" и т. д. Не сомненно большую роль в освобождении крестьян сыграл манифест о трехдневной барщине. Можно сказать, что для крестьян царствова ние Павла ознаменовало собой начало новой эры: росту крепостни чества был положен конец, постепенно начался переход к полному освобождению крестьян, заверщившийся реформой 1861 года. И в этом деле большая заслуга императора Павла I.

    - 16
     _III. Торговля при Павле I. Деятельность коммерц-коллегии
    Делами торговли при Павле занималась коммерц-коллегия.

Главными предметами деятельности были внешняя и внутренняя тор говли, пути сообщения, ведомство по тарифам. В этих областях, если и происходили какие-либо изменения при Павле, то они касались количественного расширения предметов ведомства, но не качественного.

    Правительство Павла, несмотря на частичные отклонения, в

сущности продолжало политику Екатерины II. Как оно смотрело на торговлю и каких взглядов придерживалось, видно из следующих указов: "С самого начала царствования нашего простерли мы внима ние на торговлю, ведая что она есть корень, откуда обилие и бо гатство произростают". В другом указе читаем: ".... восхотели мы усугубить в недрах державы нашей важную отрасль сию новыми средствами, к распространению ее служащих". При таком взгляде правительства на торговлю важно установить как складывалась практика, направленная "к распространению торговли".

    Прежде всего, в интересах торговли поощрялась отечествен

ная промышленность, которая должна была заполнить внутренний рынок. С этой целью запрещается ввоз ряда иностранных товаров: шелковых, бумажных, льняных и пеньковых материй, стали, соли и проч. С другой стороны, с помощью субсидий, привелегий, дачей казенных заказов, отечественные фабриканты поощрялись к произ водству товаров не только для казны, но и на вольную продажу. Так было, например, в отношении к суконным и горным заводчикам. В целях облегчения купцам в платеже пошлин, указом 14 августа

    - 17

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.