Дата добавления: март 2006г.
Введение.
При изучении средневековой истории Русского Севера историографический аспект является наиболее сложным, и в то же время, наиболее интересным. Можно без преувеличения сказать, что он является одним из важнейших при реконструкции исторического процесса в столь отдаленное время. Вопросы исторической географии привлекли внимание исследователей XVIII-XIX веков, они интересуют историков и в наше время, в силу постоянного увеличения источникового материала. Многообразие источников по исторической географии способствовало привлечению к ее изучению специалистов самых разных дисциплин, внесших свой существенный вклад в пополнение наших знаний об историко-географической ситуации, как в раннем, так и в классическом средневековье на Русском Севере. Актуальность темы, таким образом, состоит в представленном нами механизме использования разнохарактерных источников по изучению Русского севера. Историко-географический аспект как раннесредневековой, так и средневековой истории Русского Севера никогда не был предметом специального и комплексного исследования. В то же время, изучение его основных положений может способствовать решению общих вопросов средневековой истории Северной Европы.
За последние десятилетия значительно изменились подходы историков к роли материалов смежных исторических дисциплин в процессе исторических реконструкций. Это выражается не только в интенсификации этнографических, антропологических и археологических исследований на рассматриваемой территории, но и в новом понимании интерпретации добытого материала, его взаимосвязи с этническим, социо-культурными и экономическими процессами, происходившими в регионе. Автор считает наиболее оправданным комплексный подход к изучению проблемы, с использованием всех известных на сегодняшний день источников, как письменных, так и материалов смежных исторических дисциплин. Глава I. Этимология названия еми.
Прежде чем начать анализ литературы по проблеме, необходимо, что мы вкладываем в понятие“емь”, а так же какова ее этимология и вариативность названия в исторических источниках и литературе. И как показывает анализ в различные времена, в различных странах, источниках просматривается достаточно большая дифференцированность названия еми.
Во-первых, следует, определится, откуда вообще произошло это название. Наиболее приемлемым высказывание сделанное Р. А. Агеевой, которая считает, что“все северные народы названы собирательными именами и они, как правило, являются передачей самоназвания” [1 Агеева Р. А. Страны и народы: происхождение названий. – М. , 1990. – С. 21-22, 109, 123. ]. Причем емь относится именно к северным народам, наряду с другими племенами [2 Финно -угры и балты в эпоху средневековья. – М. , 1987. – С. 6. ] (см. приложение 1). Но есть и другое мнение. Существует теория, что “емь получила название от реки Емь, ныне Емца” [3Орлов А. Ф. Происхождение названий русских и некоторых западноевропейских рек, городов, племен и местностей. – Вельск, 1907. – С. 187-188. ]. Мы впервые встречаем емь в так называемом историко-географическом введении Повести временных лет и Лаврентивской летописи [4 ПВЛ. – Л. , 1926. – С. 3; ПСРЛ. – М. ,1962. – Т. 1. – С. 10. ], причем именно “еми”. Но если посмотреть далее под 1042 годом идет упоминание о “ями” [5 ПВЛ. – Л. , 1926. – С. 150; ПСРЛ. – М. ,1962. – Т. 1. – С. 153. ]. Так чем же это обусловлено? Во-первых, можно рассматривать появление этих и некоторых других названий, как производное от финского Hame [6 Агеева Р. А. Страны и народы: происхождение названий. – М. , 1990. –С. 89; Валонен Н. Ранние лопарско-финские контакты: из этнической истории финских племен // Финно-угорский сборник: антропология, археология, этнография. – М. , 1982. – С. 85. ]. Так каковы же были варианты транскрипций? Карамзин отождествляет емь; гам; гамчан; гамскую землю [7Орлов А. Ф. Происхождение названий русских и некоторых западноевропейских рек, городов, племен и местностей. – Вельск, 1907. – С. 187-188. ], собственно как производные. Подобные вариации представляет Н. Валонен [8Валонен Н. Ранние лопарско-финские контакты: из этнической истории финских племен // Финно-угорский сборник: антропология, археология, этнография. – М. , 1982. – С. 85. ]. Так же мнение, что “ямь => финское Hame, тавастлендеры” высказывает и Р. А. Агеева [9 Агеева Р. А. Страны и народы: происхождение названий. – М. , 1990. – С. 89. ]. Весьма интересные этимологические параллели перед нами рисует К. Ордин. В своем Покорении Финляндии он замечает, что“емь по родству с Эстами именуется Тавастами” [10 Ордин К. Покорение Финляндии: опыт описания по неизвестным источникам. – СПб. , 1889. – С. 2. ], кроме того, по его мнению, “у Шведов они назывались Тав-эстами, по-фински Hame откуда у летописцев и явилась Емь или Ямь” [11 Там же. ]. Нечто подобное мы находим на страницах Борьбы Руси против крестоносной агрессии… И. П. Шаскольского [12Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII веках. – Л. , 1978. – С. 20. ], он считает, что “русское название емь (ямь) произошло от самоназвания племени Hame, шведское название племени– “тавасты”. Еще одну весьма интересную вариацию предлагает П. Епифанов. Им отождествляется Чудь и Емь [13 Епифанов П. Заволоцкая Чудь. – Архангельск, 1869. - С. 31. ], что, вероятно, связано с названием всех иноплеменников чудью. Итак, если взять, что емь все же произошла от Hame, то что же означает“Hame”. По словам С. М. Соловьева, “Hame (Ham) значит мокрый водяной” [14 Соловьев С. М. История России с древнейших времен до наших дней. – М. , 1959. – Т. 1. – С. 116. ]. И это достаточно приемлемо, так как ареал обитания еми (хяме) достаточно заболочен и имеет разветвленную речную систему, но наряду с этой точкой зрения существует и мнение, что емь (ямь) собственно русское название [15 Агеева Р. А. Страны и народы: происхождение названий. – М. , 1990. – С. 123. ]. И это достаточно приемлемо, так как другие авторы заявляют, что “емь – жители болот и лесов на севере” [16 www. drbaldur. formoza. ru] Мы приняли, что емь (ямь) передача самоназвания так, что же оно передает? Здесь можно определить две отправные точки. Во-первых, название оной произошло от места жительства, а, во-вторых, от рода деятельности, то есть ввиду отношений с соседями. Что касается второго, то это касается, прежде всего, воинственности еми (в результате войн случались поражения, в результате которых она облагалась данью) [17 ПВЛ. – Л. , 1926. – С. 10 и др. ; ПСРЛ. – М. ,1962. – Т. 1. – С. 11 и др. ; ПСРЛ. – М. ,1962. – Т. 3. –С. 81 и др. ; Уставная грамота Новгородского князя Святослава Ольгердовича церкви святой Софии в Новгороде с датой 1136/37 годов, Новгорода, о поступлениях епископии из Онеги и с Заволочских владений Новгорода с дополнительными установлениями XIII века о десятине с приладожских земель // Древнерусские княжеские уставы X-XV веков. – М. , 1976. – С. 148. ]. Так Словарь русского языка IX-XVII веков показывает нам, что “Емца – дополнительная плата, подать”, а “hсти, hмь – грызть, кусать” [18 Словарь русского языка IX-XVII веков. – Вып. 5: е – зинутие. – М. , 1978. – С. 51. ], что тождественно с воинственностью. Как говорится, эти примеры говорят сами за себя. Но рассмотрим другую точку зрения.
Другие авторы определяют, что “ема – удлиненная лощина в лесу, куда собирается снеговая вода, заболачивая ее” [19 Мурзаев Э. М. , Мурзаева В. Г. Словарь местных географических названий. – М. , 1959. – С. 78; Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов. – М. , 1984. – С. 200. ], что подтверждает их проживание в мокрой, болотистой местности. Но наряду с этим Мурзаевы показывают еще такое название как“ям – большая полноводная река, море” [20 Мурзаев Э. М. , Мурзаева В. Г. Словарь местных географических названий. – М. , 1959. – С. 264. ], что может свидетельствовать о проживании по берегам озер, рек, морей. Итак, следует отметить, что у нас выделилось две основные теории происхождения названия еми. Во-первых, это от места жительства, то есть они жили в болотистых, мокрых местах, что в достаточной степени представлено на топонимической карте: река Емца, Еменьга, Еманиха, озеро Емзо, деревня Еманово, местность Емская гора, Емецкая пустынь, Емецкий коней, Емецкое болото и др. Этой точки зрения придерживаются С. М. Соловьев [21 Соловьев С. М. История России с древнейших времен до наших дней. – М. , 1959. – Т. 1. – С. 116; www. bibl. ru. ], Э. М. и В. Г. Мурзаевы [22 Мурзаев Э. М. , Мурзаева В. Г. Словарь местных географических названий. – М. , 1959. – С. 78, 264; Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов. – М. , 1984. – С. 200. ]. Во-вторых, это от рода деятельности, то есть они были воинственны и платили дань, но эта теория весьма гипотетична, так как это не отражается в топонимии и упоминается лишь в одном источнике [23 Словарь русского языка IX-XVII веков. – Вып. 5: е – зинутие. – М. , 1978. – С. 51. ]. Глава II. Емь и ее место обитания.
Одной из наиболее важных сторон, рассматриваемой проблемы, является место обитания еми. По этому вопросу имеется множество точек зрения. Перед нами стоит задача в более полной форме раскрыть все точки зрения.
В так называемом историко-географическом введении ПВЛ идет перечисление племен, живших на Руси [24 ПВЛ. – Л. , 1926. – С. 3. ]. По мнению Рыбакова, эта “фраза о перечислении племен вставлена при редактировании 1118-1120 годов и Нестор имел в виду современную ему ситуацию, то есть конец XI– начало XII веков” [25 Рыбаков Б. А. Киевская Русь и Русские княжества в XII-XIII веках. – М. , 1982. – С. 110-142; www. apros. newmail. ru]. Татищев же считает, что емь жила “от Ладожского озера до Белого моря” [26 Татищев В. Н. История российская. – М. ;Л. , 1962. – Т. 1. - С. 248. ], причем “восточнее карелы, которая граничит с Финляндией” [27 Там же. ]. Такого же мнения придерживается и Болтин [28 Карамзин Н. М. История государства Российского. – М. , 1989. – С. 200-201. ], причем им показывается достаточно большой ареал обитания еми. Достаточно интересное мнение высказано С. Ф. Платоновым. Он указывает на то, что емь жила на Руси с незапамятных времен [29 Платонов С. Ф. Лекции по русской истории // www. fclub. spb. ru. ]. Следует заметить, что автор при описании используют достаточно интересную форму изложения: “финские народы не имели не какого внутреннего устройства и занимали своими редкими поселениями достаточно большие территории” [30 Там же. ]. Но остается загадкой как же они, в частности емь, могли доставлять своей воинственностью столько проблем соседям? А. А. Куратов определяет ареал обитания еми между Онежским озером и низовьями Северной Двины [31Куратов А. А. История и историки Архангельского Севера: вопросы источниковедения и историографии. – Архангельск, 1999. – С. 142. ], причем это высказывается, как факт без каких бы то ни было доказательств. А. И. Шегрен утверждал, что исконной территорией расселения хямэсцев (еми, ями) была местность па севере России, где жил восточный народ ямь (емь, гам) (некий центр на юго-восток от Ладожского озера), откуда емь переселились в Финляндию около 1150 года нашей эры [32Sjogren A. I. Uber die alteren Wohnasitze der Jemen. Ein Beitrag zur Geschichte der Tschudischen Volker in Russland // Memories de I` Akademie imperiale de Sciences de St-Peterburg, 6. ser: Sciences Politiques, Histore et Philologie. – Spb. , 1832. ]. Э. А. Тункело считал, исходя из балтского происхождения слова хямэ (емь), что хямесцы (емь) были юго-восточной группой прибалтийских финнов и аз тех краев переселялись в Финляндию [33 Tunkelo E. A. Mista nimi Hame? // Varittaja, 1900]. И. П. Шаскольский отверг теорию Шегрена и предложил в качестве древнейшей территории расселения хямесцев (еми) Карельский перешеек, откуда произошло, по его мнению, их переселение на запад [34Шаскольский И. П. О емской теории Шегрена и ее последователях. // Известия Карело-финского филиала АН СССР. – Вып. 1. – Петрозаводск, 1950. – С. 72. ]. Д. Б. Бубрих полагал, что емь, ямь и гам, встречающиеся в топонимии, но имеют никакого отношения к Хямэ (еми) [35Бубрих Д. В. Не достаточно ли бемских теорий? // Известия Карело-финского филиала АН СССР. – Вып. 1. – Петрозаводск, 1950. – С. 80-92. ], но остается загадкой тот факт, что если предложенные вариации встречаются в топонимии, то откуда же они взялись.
Страницы: 1, 2, 3