Рефераты. История Дальнего Востока (вторая половина ХIХ века) - (реферат)

p>Огромная удаленность Дальнего Востока делала дорогу сюда тяжелым испытанием для крестьян. Первые переселенцы тратили 2—3 года на преодоление такого расстояния, им приходилось часто останавливаться в пути из-за болезней, непогоды, распутицы, в поисках заработка и т. д. Один из современников писал: “Испытания, которым подвергались паши первые переселенцы в своем далеком горестном путешествии, были несправедливо жестокие.... невольно приходишь в содрогание от тех невыносимых страданий, которые вынесли на своих крепких плечах наши пионеры Дальнего Востока”. Морские и железнодорожные перевозки сократили время пребывания в пути до 2—3 месяцев, но участь переселенцев была по-прежнему полна лишений: большая скученность на судах и в вагонах, скудное и некачественное питание, болезни, высокая смертность. В результате очень многие не добирались до земли обетован ной. Вот почему крестьяне, прибывавшие на Дальний Восток, составляли лишь небольшую часть общесибирского переселенческого потока.

Очевидно, что только тяжелая нужда заставляла крестьян решиться на переселение. Анализ данных по месту выхода переселенцев показывает, что крестьяне двигались на восток в первую очередь из тех районов, где особенно сильны были крепостнические пережитки, где сельское население страдало от малоземелья и голода.

В 60—70-е гг. XIX в. в переселенческом движении на Дальний Восток участвовали крестьяне из 20 губернии и областей Европейской и Азиатской России. Так, население Амурской области увеличилось за счет крестьян из Астраханской, Архангельской, Воронежской, Енисейской, Оренбургской, Пермской, Полтавской, Самарской, Томской, Харьковской губерний и Забайкальской области. Приморская область пополнялась переселенцами из Астраханской, Воронежской, Вятской, Иркутской, Калужской, Тамбовской, Тобольской и других губерний, а также за счет Амурской и Забайкальской областей. Роль же украинских и белорусских губерний на этом этапе оставалась незначительной.

Морские перевозки способствовали росту переселений из украинских губерний. Из 26 049 человек, переселившихся в край, на долю выходцев из губерний Украины приходилось 17 165, или 65, 9%. Цептральноземледельческий район дал 3382 человека (13%), Сибирь— 1799 (6, 9%), южные степные губернии—1653 (6, 3%). Из остальных районов прибыло 1224 человека (4, 7%), а 826 переселенцев (3, 2%) не указали мест выхода. Основной костяк переселенцев на третьем этапе колонизации Дальнего Востока состоял также из крестьян украинских губерний— 75, 5%. На втором месте—выходцы из Белоруссии, на третьем—из Центральноземледельческого района (8, 1%). Из остальных районов страны прибыло 5, 9% переселенцев, осевших на Дальнем Востоке.

Большинство переселенцев у себя на родине имели средний достаток или стояли на грани перехода в группу бедноты. Распродажа имущества давала им возможность собрать средства па длительное путешествие и обзаведение хозяйством на новом месте. Для того чтобы обзавестись самостоятельным хозяйством, новоселу нужно было иметь 400—500 р. ) Бедняки средств па переселение собрать не могли, у кулаков же поло жение было достаточно прочным, и переселяться им не было нужды. Например, среди переселенцев пз- Полтавской губернии, направлявшихся и 1891—1893 гг. на Амур, 51, 4% семей имели от 500 до 5000 р. , а то нанравлявшихся в Южно-Уссуриискнй край 85, 7% семей располагали такой суммой. В среднем на одну семью, переселявшуюся на Амур, приходилось 59'8 р. 90 к. , а в Южно-Уссурнйский край— 1208 р. Приведенные данные свидетельствуют о том, что “из районов выселения идет главным образом крестьянство среднего достатка, а на родине остаются главным образом крайние группы крестьянства”. Переселенческое движение на восток во второй половине XIX в. охватило и казаков, переселение которых на Амур началось в 1855 г. из Забайкалья с планом конной сотни. Семейные казаки основали на одном из островов вблизи Мариинского поста станицу, получившую название“Сучи”. В 1857 г. были переселены три сотни Амурского полка в составе 1139 человек, на следующий год прибыли еще 1275 человек. В 1858 г. началось переселение и пеших казаков. Всего в состав пеших батальонов

в 1858 г. вошли 3264 человека. В 1859 г. в конный полк прибыло 304 человека, в пешие батальоны—2188 человек. На следующий год переселилось 2859 казаков. В 1861-1862 гг. переселение велось только в пешие батальоны. А всего с 1855 по 1862 г. на Амуре и Уссури обосновалось 13 889 конных и пеших казаков из Забайкальского войска Однако численность Амурского казачьего войска увеличивалась не только за счет переселения забайкальцев. Большой процент составляли также причисленные в войско“штрафованные”нижние чины. Планировалось приселить к казачьим войскам Восточной Сибири 15 тыс. “штрафованных” и распределить их по всем частям. В Амурское казачье войско в течение 1858—1862 гг. переселилось от 2215 до 2514 “штрафованных”, включая семьи. В Забайкальское казачье войско с 1856 по 1862 г. были зачислены, по неполным данным, 4937“штрафованных”. В целом в 1855—1862 гг. в Приамурье п Приморье прибыло около 16, 4 тыс. забайкальских казаков п “штрафованных”. Успешное переселение позволило выделить амурских и уссурийских казаков в самостоятельное Амурское казачье войско.

Численность Забайкальского войска в течение 1855—1862 гг. , несмотря на отселенпе части казаков на Амур и Уссури, не только не уменьшилась, но даже несколько возросла: в 1852 г. в нем насчитывалось около 98, 3 тыс. человек, а в 1863 г. —более 112, 9 тыс. Это объяснялось как фактором естественного прироста, игравшего основную роль, так и зачислением в Забайкальское войско“штрафованных” нижних чинов и других лиц. В 1879 г. было проведено крупной переселение казачьего населения в пределах юга Дальнего Востока. Из 911 семей, проживавших в 29 станицах по Уссури, в Южное Приморье выехало 390 семей. Население пяти станиц переселилось полностью, 16—частично, всего было переселено 2615 человек. В пограничной полосе казаки основали 10 поселков.

В конце XIX в. началось большое переселение казаков на Дальний Восток из европейской части страны. Связано это было с постройкой Сибирской железной дороги. Так как дорога в Уссурийском крае проходила вдоль русско-китайской границы, возник вопрос о ее охране. Разрешить его можно было поселением вблизи нового пути казаков, которые Одновременно занимались бы хозяйственным освоением этой территории. Комитет Сибирской железной дороги согласился финансировать казачье переселение, выделив на эти цели 336 тыс. р.

3 июня 1894 г. Государственный совет санкционировал переселение казаков па Дальний Восток в основном из Донского и Оренбургского казачьих войск. Кроме того, небольшое число семей намечалось переселить из Забайкалья. На эти цели Комитет Сибирской железной дороги дополнительно ассигновал 86 тыс. р. На переселение одной казачьей семьи из европейской части России намечалось израсходовать 1119 р. (включая 600 р. ссуды). Фактически расходы оказались больше: для семьи оренбургских казаков— 1383 р. , донских —1461 р. Первая партия переселенцев была доставлена в 1895 г. , а всего за пять лет, с 1895 по 1899 г. , на Дальний Восток прибыло 5419 человек из Донского, Оренбургского и Забайкальского казачьих войск. Все они поселились вдоль Уссури и южнее оз. Ханка. С 1901 г. в переселении участвовали также казаки Кубани, Терека и Урала. Часть из них была зачислена в состав Амурского казачества. Наряду с переселением крестьян и казаков, осуществлявших земледельческую колонизацию, развивалась и так называемая неземледельческая колонизация за счет притока ремесленников, рабочих-отходников, каторжан и ссыльных различных категорий, демобилизованных нижних чинов армии и флота и т. д. Еще в начале 1860-х гг. была предпринята попытка за счет казны переселить на Амур 712“водворяемых рабочих”. Однако опыт оказался неудачным и больше не повторялся. Открытие золотых месторождений вызвало приток не только предпринимателей, но и рабочих из ближайших сибирских губерний, а также из самых отдаленных мест России. Если в первые годы эксплуатации месторождений рабочих можно было нанять“не иначе как с задатком”, то уже в 70-е гг. появляются рабочие-“самоходы”, которые прибывали на прииски за свой счет, причем даже из таких отдаленных губерний, как Нижегородская, Пермская, Вятская, Самарская, Саратовская и др. Голод и разорение российской деревни, усилившиеся в 90-е гг. и совпавшие со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали, заметно повлияли на усиление отходничества: неземледельческий отход составил 33, 5% переселенческого движения в Амурскую область. Этот миграционный поток влиял на рост населения городов, железнодорожных поселков п рабочих слобод.

В 90-е гг. начинает практиковаться массовое контрактование квалифицированных рабочих в Европейской России. На строительство Уссурийской железной дороги было нанято и привезено 850 рабочих. Администрация Владивостокского порта таких способом нанимала мастеровых с Невского и Балтийского заводов Петербурга, доставляла специалистов из Севастополя, Воткинска, Москвы, Одессы, Екатеринослава, Нижнего Тагила и т. д. Для эксплуатации КВЖД, Уссурийской и Забайкальской железных дорог переводили транспортных рабочих из Европейской России.

На Дальнем Востоке, имевшем большую концентрацию войск, ежегодно увольнялись в запас тысячи солдат и матросов, часть из которых оставалась в крае на постоянное жительство. В 90-е гг. роль этого источника в колонизации Дальнего Востока стала возрастать в связи с принятием в 1893 г. закона, предоставившего пожелавшим остаться демобилизованным вопнам ряд ль1'): . В 1897 г. в Приамурском генерал-губернаторстве насчитывалось более 15 тыс. запасных. Ушедшие в запас солдаты и матросы оседали преимущественно в городах, пристанционных и рабочих поселках, а также (хотя и в значительно меньшей мере) в сельских поселениях, приписываясь к крестьянским обществам. Царизм рассматривал ссылку и каторгу не только как способ наказания и перевоспитания, но и как форму колонизации. С 1869 г. местом ссылки и каторги официально признается о-в Сахалин, сюда отправлено 800 осужденных. )А первая партия ссыльнокаторжан (80 человек) доставлена на остров еще в 1861 г. для работы на каменноугольных копях в Дуэ. С 1880 по 1900 г. на Сахалин прибыло 24730 каторжан. Наряду с каторгой существовал еще один вид штрафной колонизации—ссылка па поселение. Много ссыльных было сосредоточено на Сахалине, в Забайкалье, Сибири. Хотя ссыльнопоселенцев приписывали к сельским обществам и старались“посадить на землю”, подавляющее их большинство не могло завести собственное хозяйство и существовало за счет продажи своей рабочей силы. 80% ссыльных были одиноки и редко жили в местах приписки, уезжая в поисках заработка в города, большие селения, на прииски. Ссылка в Амурскую область и Южпо-Уссурийский край фактически не практиковалась, по сюда прибывали ссыльные из Забайкалья п с Сахалина. В 1900 г. эта категория населения Приамурского генерал-губернаторства распределялась следующим образом: в Амурской области— 3438 человек, в Забайкальской — 14 239, в Приморской — 4000 и на Сахалине —15 220 человек, т. е. в составе населения их доля соответственно была равна 1, 8; 2, 3; 1, 4 и 39, 7%".

По сравнению с переселенческим движением роль штрафной колонизации невелика. Подневольный труд каторжан не был эффективным, а годы пребывания на каторге подрывали здоровье заключенных, делали их неспособными к тяжелому физическому труду. Бывшие каторжане зачастую вновь становились на путь преступления (преступность среди ссыльнопоселенцев была в 6 раз выше, чем среди других слоев населения . В конечном счете политика царизма, рассчитанная нато, что каторга и ссылка причедут к заселению и освоению территории Сахалина закончилась полным провалом.

Общие результаты переселенческого движения на Дальний Восток в пореформенный период были таковы: с 1861 по 1901 г. в край прибыло

заимочная форма землепользования. Право первого захвата и право сильного способствовали сосредоточении в руках состоятельных засельщиков лучших и больших участков общинного надела. Так, например, в с. Черемховском Ивановской волости Амурской области девять богатых крестьян захватили 2250 дес. , т. е. по 250 дес. на семью; в старожильческих селениях появились домохозяева, имевшие по 2—3 заимки общей площадью в 400—500 дес.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.