Рефераты. История развития Лесотехнической академии СПб в 19 веке - (реферат)

p>В последующие годы институт, хотя и медленно, постепенно рос и укреплялся. С 1823 по 1836 год осуществлялось капитальное строительство главного учебного корпуса и других каменных и деревянных зданий, велись работы по устройству парка, “плантажей”из сосен и елей, организации ботанического и дендрологического сада, оранжереи, строительству дорог, осушению заболоченных площадей.

С учетом изменений учебного плана института в 1829 г. было составлено “Положение о С. -Петербургском лесном институте”, согласно которому “институт предназначается для образования способных и сведущих чиновников к исправлению должностей по лесной части и соединенной с нею землемерной”. По новому Положению в институт принимались дети в возрасте от 12 до 15 лет, умеющие читать и писать на русском языке и знакомые с основами арифметики. Срок обучения в институте был установлен в 6 лет, в соответствии, с чем назначено шесть годичных классов. В двух низших классах преподавались общеобразовательные дисциплины, в третьем и четвертом классах к ним добавлялись некоторые основные предметы; в двух высших классах проходили специальные дисциплины. Таким образом, Лесной институт в эти годы соединял в себе среднее и высшее учебные заведения.

Воспитанники первых трех классов сопоставляли, по тогдашнему определению, младший возраст, воспитанники последних трех классов—старший.

Учебный план института включал по номенклатуре того времени следующие основные и специальные дисциплины: лесную ботанику, лесоводство, горо - и почвопознание, лесную энтомологию, лесную географию, энциклопедию лесных наук, геодезию, лесоразмножение, лесовозобновление, лесную таксацию и лесоустройство, лесную технологию, лесоохранение, лесную статистику, лесное правоведение, лесную химию, егерское искусство. Учебная практика проводилась в Лисинской даче и в парке института.

Контингент учащихся на казенном содержании был сначала установлен в 78 человек, затем увеличен до 108. Допускались и своекоштные пансионеры. На казенное содержание принимали преимущественно детей чиновников лесного ведомства, а в своекоштные—детей дворян и обер-офицеров. В зависимости от успехов, особенно в лесных науках, оканчивающие институт разделялись на три разряда, в соответствии, с чем им при выпуске присваивались чины разных классов. Штатные воспитанники по окончании института обязаны были прослужить по лесной части не менее 10 лет, своекоштные — не менее 6. Численность преподавателей, включая начальника института и инспекторов классов согласно штатному расписанию, была определена в 17 человек. Преподавателями специальных дисциплин в разные годы были: лесных наук — Стефани, Кастальский, Перелыгин; лесной таксации — Родин, Грешищев; лесной ботаники — Семенов. Среди педагогов особо выделялся П. Перелыгин, написавший и издавший в 1831 Г. книгу “Начертание правил лесоводства” и в 1835 г. “Лесоохранение или правила сбережения растущих лесов”, которые явились первыми учебными пособиями по специальным лесным дисциплинам. По Положению 1829 г. С. -Петербургский практический лесной институт существовал до 1837 г. , затем снова подвергся коренной реорганизации.

За 34-летний период увеличилась численность воспитанников и преподавателей института, выросла его материально-техническая база. Начиная с первого выпуска в 1807 г. и до 1836 г. Лесной институт окончило 238 человек; в последние годы выпуск составлял 9—13 человек в год. Среди окончивших в этот период многие лица широко известны своей последующей деятельностью в области лесного хозяйства и лесной науки. К ним относятся Б. Фрейрес— первый директор и организатор старейшего в России Лисинского учебно-опытного лесничества; В. С. Семенов —автор первых руководств по лесной таксации и лесоустройству на русском языке, учредитель и первый председатель Петербургского лесного общества; Е. А. Петерсон — организатор и руководитель первых лесоустроительных работ в России, первый ученый лесничий и профессор лесных наук Лисинского учебного лесничества, в 1864— 1871 гг. директор Лесного института; А. А. Длатовский — автор первого оригинального на русском языке “Курса лесовозобновления и лесоразведения” и учебного пособия по лесной энтомологии; И. Г. Войнюков —автор проекта, по которому были осуществлены первые работы по осушке лесов в Лисино, в 1862—1864 гг. директор Лесного института.

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЛЕСНОЙ И
    МЕЖЕВОЙ ИНСТИТУТ
    (1837—1878)

В 1837 г. С. -Петербургский практический лесной институт и межевые роты гражданских топографов были объединены в единый Лесной и межевой институт, организованный по образцу кадетских корпусов. Воспитанники института назывались кадетами.

    Согласно Положению Лесной и межевой

институт должен был готовить чиновников для лесной службы и топографов для размежевания и оценки казенных земель. В соответствии с этим в составе института были созданы три отделения: лесное, межевое и офицерское. Кроме того, при институте обучалась “образцовая рота лесной стражи”. Лесное отделение образовало одну роту, межевое—три роты; в каждой роте полагалось 120 воспитанников; оба отделения составляли учебный батальон. Правила приема, и срок обучения оставались прежние. По окончании теоретического курса воспитанников лесного отделения в звании “кондукторов” направляли на обязательную годичную практику в специально организованное Лисинское учебное лесничество. По совокупности познаний, обнаруженных при теоретическом обучении, и успехов в годичной практике оканчивающие институт разделялись на три разряда. Отнесенные к первому, высшему разряду, зачислялись в офицерское отделение, которое имело целью подготовить наиболее способных воспитанников лесной роты к замещению должностей профессоров и преподавателей по лесным наукам в самом институте и ученых лесничих на высшие должности в лесном ведомстве. Срок обучения на офицерском отделении был установлен один год.

В офицерском отделении изучали энциклопедию лесных и камеральных наук, государственное лесное хозяйство, статистику, лесоуправление, лесную химию и другие предметы. В 1847 г. было утверждено новое Положение для института, которое вносило изменения в его организацию. Упразднялись младшие общеобразовательные классы, срок обучения был определен в 3 года вместо 6 лет. В связи с этим повысились требования к поступающим, от которых требовались знания не ниже четырех классов гимназии, а возраст устанавливался в 15—18 лет. Число воспитанников в Лесной роте было определено: казенных — 60, пансионеров — 40. В 1858 г. Положение об институте вновь подверглось существенному пересмотру. Практические занятия в Лисинском учебном лесничестве были значительно расширены. Окончившие лесное отделение после годичной практики в Лисине в течение двух лет должны были получать практический стаж на разных работах в лесном ведомстве и только после этого назначались к замещению штатных должностей. Годичный курс в офицерском отделении был увеличен до двух лет, причем для зачисления в это отделение необходимо было иметь не менее года действительной службы по лесному ведомству и сдать вступительные экзамены по специальным предметам. Новое Положение имело целью, во-первых, усилить практическую подготовку будущих лесничих, во-вторых, поднять уровень теоретического обучения офицеров. Учебный план института не подвергся каким-либо серьезным изменениям: дисциплины на лесном отделении в основном остались теми же, что и по Положению 1837г. Практические занятия в Лисинском учебном лесничестве отличались разнообразием. Воспитанники двух младших классов работали летом в питомнике, на лесных культурах, лесной съемке, лесной таксации. Особое внимание уделялось работам в лесохимическом цехе. Воспитанники третьего класса — кондукторы в лесничестве проходили производственную практику по всем видам лесных работ. Численность преподавательского состава на лесном отделении была невелика и в последние годы составляла около 30 человек. Последний выпуск в Лесном и межевом институте состоялся в 1864 г. За 27 лет существования им было выпущено по лесной специальности 854 человека, в среднем более 30 в год, а в последнее пятилетие около 50 в год. Лесной и межевой институт, однако, не мог удовлетворять потребность развивающегося лесного хозяйства в кадрах высококвалифицированных специалистов. В связи с этим в 1858 г. при институте и в учебном лесничестве были организованы специальные курсы лесоводства, на которые принимались лица с законченным университетским образованием. Общий срок обучения на курсах составлял 17 месяцев: на теоретический курс отводилось 7 месяцев, на практическое обучение в Лисинском учебном лесничестве — 10. В 1861 г. курсы лесоводства были преобразованы в Лесную академию, которая, после закрытия Лесного и межевого института, должна была стать единственным в России высшим учебным заведением по лесной части. Срок обучения в академии был определен в 2 года. Академия была создана в 1863 г. , но просуществовала недолго, дав единственный выпуск в 1865 г. За этот короткий период курсы лесоводства и Лесную академию окончили 126 человек.

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ
    (1878—1901)

Первый прием в преобразованный С. -Петербургский лесной институт состоялся в 1878 г. К зачислению допускались лица с законченным средним образованием. Вначале прием производился по конкурсным экзаменам, с 1898 г. - по конкурсу аттестатов. Сыновья лесных чинов принимались вне конкурса.

Срок обучения в институте был установлен в 4 года. Учебные занятия начинались 1/IХ и заканчивались 1/Х. Окончившие институт получали звание ученого лесовода I или II разряда. Первый разряд присваивался тем, кто успешно окончил курс и в течение года представил специальную работу, аналогичную нынешним дипломным работам. Положением количество студентов было определено в 250 человек (на I курсе — 100, на II — 60, на III — 50, на IV — 40). Фактический контингент студентов в первые годы был меньше, затем возрос и уже в девяностых годах достигал 300—350 человек, а в- девятисотых годах—500. В главном здании института имелось общежитие для 150 студентов. К концу рассматриваемого периода контингент студентов Лесного института характеризовался следующими данными. На 1 января 1902 г. в институте было 522 слушателя, в том числе на I курсе—191, на II— 122, на III—102 и на IV—107 человек. По социальному происхождению (в %): из дворян 13, 6, штаб - и обер-офицерских детей 43, 5, сыновей духовных лиц 0, 8, почетных граждан 6, 9, купеческого сословия 4, мещан 19, 1, крестьян и солдатских детей 10, 3, иностранцев 1, 8. Таким образом, около 70% студентов принадлежало к привилегированным сословиям. Учебным планом института предусматривались 18—20 часов лекций в неделю, летняя практика по ботанике для первого курса; по зоологии и геодезии — для второго курса; лесоводству, таксации и геодезии — для третьего курса и по лесоустройству и лесной технологии — для четвертого курса. На первом курсе преподавались математика, ботаника, физика, химия, зоология, богословие. На втором курсе продолжалось изучение ботаники, химии и зоологии, кроме того, занятия дополнялись чтением минералогии, метеорологии, геодезии и общему законоведению. На третьем и четвертом курсах преобладали специальные предметы: почвоведение, дендрология, лесоводство, лесоустройство, лесная таксация, оценка лесов, лесная технология, лесное инженерное искусство. На третьем курсе читались еще полицейское право и политическая экономия. Лесные законы изучались на последнем курсе. На всех курсах преподавался немецкий язык.

Летние учебные занятия по лесохозяйственным дисциплинам проводились в Лисинском лесничестве. Для улучшения учебного процесса институт в течение многих лет добивался получить в свое ведение отдельную учебную лесную дачу. Ходатайство института, наконец, было удовлетворено, и в 1902 г. ему была передана Охтинская казенная лесная дача площадью около 1 тыс. га.

С 1898 г. для студентов III курса был установлен новый порядок окончания учебного года. Экзамены по лесоводству, лесной таксации и лесоустройству были перенесены с весны на лето и принимались в Лисинском лесничестве после прохождения там учебной практики по указанным дисциплинам.

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ
    (1902-1917)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.