Рефераты. История развития Лесотехнической академии СПб в 19 веке - (реферат)

p>Период с 1902 по 1917 гг. характеризуется бурными событиями в жизни нашей страны. Продолжая проводить реакционную политику в интересах буржуазии и помещиков, царское правительство повело наступление на экономические и политические права трудящихся. Ухудшение положения рабочих и крестьян привело к росту стачечной борьбы в городах и массовым выступлениям крестьян против помещиков. Революционное брожение в стране приняло огромный размах.

Обстановка еще больше обострилась в связи с русско-японской войной, отвечавшей интересам захватнической политики царского и японского империализма. Небывалым народным взрывом против самодержавия была первая русская революция эпохи империализма—революция 1905 г. С подавлением революции начались безудержные репрессии царских властей против революционных элементов в стране и, прежде всего против партии рабочего класса—российской социал-демократической рабочей партии (большевиков). Тяжелое положение трудящихся, вызванное первой мировой войной и наступившей хозяйственной разрухой, способствовало новому мощному подъему революционного движения. Завершился этот подъем февральской революцией 1917 г. - свержением самодержавия, нарастанием и приближением пролетарской революции. Дворянская и буржуазная культура в это бурное время переживала кризис и упадок. Стремясь предотвратить революцию, реакционные ученые проповедовали невозможность познания мира, отрицали закономерности общественного развития, призывали к отказу от проникновения в тайны природы, от классовой борьбы. Начинает зарождаться новая социалистическая культура. В творчестве передовых деятелей русской науки и культуры чувствуется влияние передовой материалистической теории. Несмотря на все препятствия, передовая русская наука пробивает себе дорогу, глубже проникает в тайны природы. Этому во многом способствуют труды таких корифеев отечественной науки и техники, как К. А. Тимирязев, И. П. Павлов, Н. Е. Жуковский, А. С. Попов.

На основе передовых материалистических положений создавали свои теоретические работы и такие ученые Лесного института как Г. Ф. Морозов, В. Н. Сукачев, М. Е. Ткаченко, Н. А. Холодковский, К. К. Гедройц и др.

Несмотря на общий упадок, передовым деятелям лесной науки удается добиться существенного улучшения подготовки специалистов лесного дела. В 1902 г. было введено новое Положение об институте. Учебный план института, рассчитанный на 4 года, пополнился новыми дисциплинами.

В новом учебном плане был сделан упор на лесоводство путем разделения его на общее и частное; расширился цикл инженерных наук вследствие включения прикладной механики и строительного искусства, введен отдельный предмет лесоуправления; добавлены основы сельского хозяйства, плодоводство и огородничество. Увеличился объем зимних практических занятий, особенно по специальным лесным предметам; летняя учебная практика на I и II курсах увеличилась за счет каникул. Предусматривалась следующая организация летних практических экзаменов, в конце мая, в течение 10 дней должны были проводиться экскурсии в Лисинское, Охтинское и Сестрорецкое лесничества с участием профессоров специальных лесных и общеобразовательных предметов. Затем студенты 1 и II курсов с 1 по 15 июля проходили практику по геодезии, потом их отпускали на каникулы. Студенты III курса проводили летние практические занятия по общему и частному лесоводству и лесной таксации в Лисинском лесничестве в течение июня и июля; август посвящался практически занятиям по ботанике, дендрологии, прикладной зоологии, почвоведению и другим предметам. Студенты IV курса отправлялись на квалификационную практику в лесничества по назначению совета института. Вместо прежних (по Положению 1880 г. ) восьми кафедр новым Положением предусматривалось двенадцать кафедр, возглавляемых профессорами. Значительно увеличились штаты ассистентов. Возросшие средства на содержание института (220—240 тыс. руб. в год) слагались из сумм, отпускаемых ежегодно по штату из государственного казначейства в размере 185000 руб. , специальных средств—платы студентов за обучение и пользование общежитием, дохода от питомников, садов и других хозяйственных учреждений института, дохода от продажи издаваемых институтом сочинений и др. Около 25% штатных средств института ежегодно предназначалось для стипендий и пособий студентам. Кроме того, при институте были учреждены стипендии, выплачиваемые за счет отдельных ведомств, обществ и частных лиц. Студенты, получавшие казенные стипендии, были обязаны прослужить в лесном ведомстве по одному году за каждый год получения стипендии.

Совету института предоставлялось право оставлять при институте ученых лесоводов 1 разряда для подготовки их к научно-учебной деятельности по специальным лесным предметам. Эти лица зачислялись стипендиатами высшего оклада (аспирантами) на срок не более двух лет. Для поощрения студентов к научным занятиям совет института ежегодно предлагал темы и за лучшие сочинения назначал золотые или серебряные медали. Эти главные пункты Положения 1902 г. и дополнительные к нему правила легли в основу деятельности института до начала первой мировой войны. Учебный план института за эти годы не претерпел существенных изменений. Однако дополнительно к обязательным дисциплинам с 1902/03 учебного года читались лекции об охоте, о водном хозяйстве, о рыбах и рыболовстве. С 1904/05 г. был введен необязательный курс — учение о географическом распространении лесных пород. Революция 1905 г. сильно отразилась на учебной жизни института. В течение всего 1905 и до 1 сентября 1906 г. учебные занятия в институте не проводились. Вследствие революционных выступлений студенчества распоряжением министерства институт был закрыт на весь учебный год.

В 1906/07 году в институте вместо курсовой была введена предметная система преподавания. Однако крупные недостатки этой системы вскоре обнаружились весьма ярко. Резко сократилась посещаемость лекций, невозможно стало регулировать нагрузку учебно-вспомогательных учреждений и лабораторий, накопилась академическая задолженность, снизилось качество обучения. Ввиду этого с 1908/09 г. институт постепенно стал возвращаться к курсовой системе преподавания, которая к 1912/13 учебному году полностью была восстановлена на всех четырех курсах. Эти перемены вызывали недовольство студентов, которые требовали улучшения преподавания и материального состояния, а также открытия лесотехнического и лесоинженерного отделений.

В связи с этим против студенчества были приняты строгие меры: в течение всего первого семестра 1908/09 учебного года институт был закрыт, и более 100 студентов было исключено из института. Большая часть исключенных была вновь зачислена лишь в следующем учебном году. Волнения среди студентов продолжались и в 1911 г. Численность студентов института за рассматриваемый период значительно выросла. Если до 1908/09 учебного года в институт ежегодно поступало 100—150 человек, то в последующие годы прием составлял 225—250 человек. Это было вызвано крайним недостатком в специалистах с высшим лесным образованием. Несмотря на значительный отсев, число студентов в институте возросло с 522 на 1 января 1902 г. до 628 на 15 сентября 1912 г. и до 765 на 15 сентября 1915 г. Ежегодный выпуск в среднем составлял около 80 человек. С целью ускорения подготовки специалистов с 1912 по 1914 г. в Лесном институте проводились 3-месячные дополнительные (повторительные) курсы для лесничих. Организатором этих курсов был проф. Г. Ф. Морозов.

За десять лет, с 1902 по 1912 г. , удельный вес низших сословий увеличился почти вдвое; крестьяне и мещане стали преобладающей частью студенчества вместо дворян и военных. Материальная база института за эти годы значительно укрепилась. Так, в течение 1902—1904 г. институту было отпущено 612000 рублей на строительство новых зданий и капитальный ремонт. Кабинеты и лаборатории пополнялись оборудованием и приборами. Вырос фонд библиотеки. Мировая война привела к постепенному свертыванию учебной и научной деятельности института. Студенты и преподаватели соответствующих возрастов были призваны на военную службу. Для оставшихся в институте студентов были установлены жесткие сроки окончания курса. Лица, не защитившие в срок квалификационных работ, выпускались со званием “зауряд-лесовода”. Оканчивающих институт направляли на работу в соответствии с нуждами военного времени и в первую очередь на заготовку леса и обработку древесины. Тогда-то и обнаружилось, что подготовка студентов на биологической базе не соответствует предъявляемым к ним требованиям. Актуальным стал вопрос о реорганизации структуры Лесного института. В связи с этим в 1916 г. директором института была составлена записка об учреждении при институте лесотехнических отделений: технологического — по механической и химической обработке дерева и торфа и инженерного —по заготовке и транспорту леса и мелиорации. Всероссийский съезд представителей промышленности и торговли, состоявшийся в августе 1916 г. , поддержал это предложение. Был составлен проект реорганизации института в составе трех отделений. Однако из-за недостатка средств этот проект не был осуществлен. Дело ограничилось тем, что в 1917 г. был лишь увеличен штат педагогического персонала, главным образом ассистентов.

В том же году был сделан первый шаг к приобщению преподавателей и студентов к активному участию в организации учебной жизни института, в частности им было предоставлено ограниченное право посещения заседаний совета института.

За тринадцатилетний период (1902—1914) Лесной институт окончило 1033 человека, в том числе со званием ученого лесовода 1 разряда 411 и II разряда 622.

В этот последний предоктябрьский период всей научной и учебной работой института руководила большая группа выдающихся ученых. Среди них профессора Г. А. Любославский и В. Н. Оболенский (физика и метеорология), М. Г. Кучеров и Е. В. Бирон (химия), Н. А. Холодковский (зоология), академик И. П. Бородин и профессор Л. А. Иванов (ботаника), профессора П. С. Коссович и К. К. Гедройц (почвоведение), И. И. Померанцев (геодезия), Г. Ф. Морозов (общее лесоводство), А. Н. Соболев и В. Д. Огиевский (частное лесоводство), М. М. Орлов (лесоустройство и лесная таксация), Д. Н. Кайгородов и Н. А. Филиппов (лесная технология), С. В. Ведров, Н. И. Фалеев и Э. Э. Керн (законоведение, лесные законы и лесоуправление), Л. В. Ходский (политическая экономия и статистика) и т. д. В эти годы из числа питомцев Лесного института выросла большая плеяда выдающихся ученых, впоследствии внесших огромный вклад как в развитие отечественной науки и техники, так и в дело расширения лесотехнического образования. Это крупнейший советский ботаник В. Н. Сукачев, классик лесоводства профессор М. Е. Ткаченко, основоположник лесоэкономического образования в стране профессор С. А. Богословский, крупнейшие ученые в области лесных культур профессор Н. П. Кобранов и почетный академик ВАСХНИЛ Н. И. Сус, виднейшие ученые в области лесной таксации профессора А. В. Тюрин и Н. В. Третьяков, выдающийся советский химик член-корреспондент АН СССР профессор Н. И. Никитин, автор капитальных научных трудов и учебников по древесиноведению и фитопатологии, заслуженный деятель науки и техники профессор С. И. Ванин.

ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ— КРУПНЕЙШИЙ УЧЕБНЫЙ И НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

Учреждение Лесного института, как это подчеркнуто во всех положениях о нем, имело целью обеспечить нужды казенного лесного хозяйства в квалифицированных специалистах для управления этим хозяйством в центре и на местах — в лесничествах. Наряду с этим институт должен был готовить кадры для учета и устройства обширных лесов страны.

Из воспитанников института предполагалось комплектовать педагогический персонал лесных учебных заведений по специальным дисциплинам, а также персонал исследовательских учреждений по лесной части. Как Лесной институт справился с этой задачей, видно хотя бы из того, что более чем за столетний период (1807—1914) институт окончило 3790 специалистов. Ученых лесоводов в царской России выпускали три высших учебных заведения: С. -Петербургский лесной институт, Ново-Александрийский институт сельского хозяйства и лесоводства (Люблинская губерния) и Петровская земледельческая и лесная академия в Москве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.