Марсельцы стали роптать. Атмосфера накалялась. Как вдруг, по старинному выражению, господь на них оглянулся. В один прекрасный день море расступилось. Разумеется, не в буквальном смысле слова. Горестное положение юных крестоносцев тронуло двух именитейших купцов города – Гуго Ферреуса и Уильяма Поркуса. И они из чистого человеколюбия предоставили детям нужное количество кораблей и провианта. – Чудо, обещанное вам, – вещал с помоста на городской площади святой Стефан, – свершилось! Мы просто не так поняли знамения божьи. Расступиться должно было не море, а сердце человеческое! Воля господа явлена нам в поступке двух достопочтенных марсельцев и т. д. [24 В. Задорожный “Игра, ставшая трагедией”. “Атеистические чтения”. М. , Издательство политической литературы, 1990г. , № 20. ] И снова ребята теснились вокруг своего кумира, снова норовили урвать лоскуток его рубахи, снова кого-то насмерть задавили....
Но оказалось среди детей немало и таких, которые старались побыстрее выбраться из толпы, чтобы под шумок улизнуть из благословенного Марселя. Средневековые мальчишки были достаточно наслышаны о ненадежности тогдашних кораблей, о морских бурях, о рифах и разбойниках.
К следующему утру участников похода значительно поубавилось. Но это было к лучшему, оставшиеся сносно разместились на кораблях, очистив свои ряды от малодушных. Кораблей было семь. Согласно хроникам, крупный корабль того времени мог вместить до семисот рыцарей. Таким образом, мы с достаточным основанием можем предполагать, что детей помещалось на каждый корабль не меньше. Значит, корабли приняли около пяти тысяч ребят. С ними было не менее четырехсот священников и монахов. Проводить детей на берег высыпало почти все население Марселя. После торжественного молебна суда под парусами, расцвеченные флагами, под песнопения и восторженные крики горожан величаво отплыли из гавани, и вот уже они исчезли за горизонтом. Навеки.
Восемнадцать лет о судьбе этих кораблей и отплывших на них детей ничего не было известно. Глава 4. Трагический финал. Что осталось в памяти европейцев о крестовом походе детей. Прошло восемнадцать лет со дня отплытия юных крестоносцев из Марселя. Все сроки для возвращения участников детского похода минули.
Отшумели, уже после смерти Иннокентия III, еще два крестовых похода, удалось захватить Иерусалим у мусульман, пойдя на союз с египетским султаном.... Словом, жизнь шла бурная, хотя и несколько однообразная. О пропавших детях и думать забыли. Кинуть клич, поднять Европу на поиски, разыскать пять тысяч ребят, которые, возможно, еще живы, –такое и в голову никому не приходило. Столь расточительный гуманизм был не в обычаях того времени.
Матери свое уже отплакали. Детей рождалось видимо–невидимо. И умирало детей немало. Словом, каждодневных забот хватало. Хотя, конечно, трудно представить, что сердца матерей, проводивших детей в поход, не саднило от горечи бессмысленной утраты.
В 1230 г. в Европе внезапно объявился монах, некогда отплывший из Марселя вместе с детьми. Из его рассказов, быстро облетевших весь континент, родители узнали о трагической судьбе своих без вести пропавших детей. А случилось следующее. Детишки, скученные в трюмах, ужасно страдали от духоты, морской болезни и страха. Они боялись сирен [Сирены – в древнегреческой мифологии – полуптицы–полуженщины, обитавшие якобы на острове у берегов Южной Италии. Чарующим пением они завлекали мореплавателей к своему острову, усыпляли их, а затем пожирали], левиафанов [Левиафан – в библейской мифологии – огромное морское чудовище] и, конечно, бурь. Именно буря обрушилась на несчастных, когда они миновали Корсику и огибали Сардинию. Корабли понесло к острову святого Петра у юго-западной оконечности Сардинии. В сумерках дети вопили от ужаса, когда судно швыряло с волны на волну. Находившихся на палубе десятками смывало за борт. Пять неуправляемых кораблей – с изорванными парусами и сломанными мачтами –течение пронесло мимо рифов. А два летели прямо на прибрежные скалы. Крики и многоголосый хор молящихся детей стали еще истошней – и вдруг все враз стихло. Корабли разнесло в щепы. Поглотив свою добычу, шторм быстро успокоился. Пять других кораблей кое-как добрались до африканского берега. Правда, прибило их в алжирскую гавань.... Но оказалось, что именно сюда они и должны были приплыть. Их здесь явно ждали. Суда мусульман встретили их и отконвоировали в порт. Образцовые христиане, сердобольные Ферреус и Поркус потому и пожертвовали семь кораблей, что вознамерились продать пять тысяч детей в рабство неверным. Это был своеобразный подвиг во имя наживы! Марсельцы растерзали бы негодяев, узнай они о судьбе детей! Но, как верно рассчитали купцы, богом которых была звонкая монета, чудовищная разобщенность христианского и мусульманского миров способствовала успеху их преступного замысла и обеспечила их личную безопасность. Что такое рабство у неверных, дети знали из жутких историй, которые разносили по Европе пилигримы. Поэтому невозможно описать их ужас, когда они поняли, что произошло. Часть детей раскупили на алжирском базаре, и они стали рабами, наложницами или наложниками богатых мусульман. Остальных ребят погрузили на корабли и отвезли на рынки Александрии. Четырем сотням монахов и священников, которых вместе с детьми привезли в Египет, сказочно повезло: их купил престарелый султан Малек Камель, более известный как Сафадин. Этот просвещенный правитель уже поделил свои владения между сыновьями и имел досуг для ученых занятий. Христиан он поселил в каирском дворце и засадил за переводы с латыни на арабский. Образованнейшие из ученых рабов делились своей европейской премудростью с султаном и давали уроки его придворным. Жилось им сытно и вольготно, только нельзя было выходить за пределы Каира. Пока они осваивались во дворце, благословляя бога, дети работали на полях и мерли как мухи.
Несколько сотен маленьких рабов отправили в Багдад. А попасть в Багдад можно было только через Палестину.... Да, дети ступили-таки на "святую землю". Но в оковах или с веревками на шее. Они видели величественные стены Иерусалима. Они прошли через Назарет, их босые ступни обжигали пески Галилеи.... В Багдаде юных рабов распродали. Одна из хроник повествует, что багдадский халиф вздумал обратить их в ислам. И хоть событие это описано по тогдашнему трафарету: их-де пытали, били, терзали, но ни один не предал родную веру, – рассказ мог быть правдивым. Мальчики, которые ради высокой цели прошли через столько страданий, вполне могли показать несгибаемую волю и умереть мучениками за веру. Таких было, согласно хроникам, восемнадцать. Калиф оставил свою затею и услал оставшихся в живых христианских фанатиков медленно иссыхать на полях. В мусульманских землях малолетние крестоносцы умирали от болезней, от побоев или осваивались, учили язык, постепенно забывая родину и родных. Все они умерли в рабстве– из плена ни один не вернулся.
К монаху, за какие-то заслуги отпущенному из Каира, стекались со всей Европы матери пропавших во время похода детей. Но много ли радости было им от того, что монах видел их сына в Каире, что сын или дочь еще живы? Монах рассказал, что в Каире томятся в неволе около семисот участников детского крестового похода. Разумеется, ни один человек в Европе пальцем о палец не ударил, чтобы выкупить из рабства былых кумиров невежественных толп.
Что стало с вожаками юных крестоносцев? О Стефане было слышно только до прихода его колонны в Марсель. Попал ли он в плен к мусульманам, или заблаговременно дезертировал, или погиб в морской пучине – неизвестно. Николас пропал из виду в Генуе, но в Германию не возвратился – его земляки хотели растерзать мальчишку, узнав, скольких детей он погубил в чужих краях, но довольствовались его отцом, который приложил руку к созданию "святого отрока". Третий, безымянный, вожак детей–крестоносцев растворился в безвестности.
Папа Григорий IX (1227 –1241), узнав о гибели двух кораблей с детьми у берегов Сардинии, повелел воздвигнуть им памятник на острове Святого Петра.
Надо сказать, что рыбаки сразу после кораблекрушения погребли на безлюдном острове сотни детских трупов. Но уж такова была разобщенность тогдашней Европы, что известие об этом не дошло ни до французских, ни до германских матерей. Двадцать лет спустя детей перезахоронили в одном месте и на их братской могиле воздвигли церковь Новых Непорочных Младенцев. Рядом с церковью для постоянных богослужений поселили двенадцать монахов. Церковь стала местом богомолья –паломники являлись с приношениями, монахи благоденствовали. Так длилось века три. Потом церковь захирела, и монахи покинули остров. В 1737 г. на нем поселились беглецы из мусульманского плена (вот она, ирония истории). Их колония процветала, занимаясь рыбной ловлей и добычей кораллов. Был построен город, в котором проживало десять тысяч человек. Но церковь Новых Непорочных Младенцев давно разрушилась, даже ее руины со временем затерялись, и новое население острова знать не знало о трагедии, случившейся у этих берегов полтора столетия назад. Да и на континенте о детском крестовом походе постепенно совсем забыли. Детские религиозные массовые психозы проявлялись еще дважды: в 1237 г. тысячная толпа детей из Эрфурта собралась тайком от родителей и с песнопениями ушла в Армштадт, где происходила канонизация святой Елизаветы, ландграфини Туринской, а в 1458 г. совершилось массовое паломничество детей против воли родителей по маршруту Швабия– церковь Святого Михаила в Нормандии. Но и эти рецидивы детского религиозного фанатизма не вызвали интереса историков.... Что же касается современников детского крестового похода, то, как мы уже говорили, хронисты ограничились лишь весьма беглым его описанием, а простой народ, забыв свой энтузиазм и восторг от затеи маленьких безумцев, вполне соглашался с двухстрочной латинской эпиграммой– литература почтила сто тысяч загубленных ребятишек лишь шестью словами: На берег дурацкий
Ведет ум ребятский. [25 В. Задорожный “Игра, ставшая трагедией”. “Атеистические чтения”. М. , Издательство политической литературы, 1990г. , № 20. ] Страшно, когда за преступное ребячество взрослых расплачиваются дети. Так закончилась одна из самых страшных трагедий в истории Европы. Заключение.
Лишь немногие идеалисты хранили в XIII веке былой крестоносный дух. К ним относился и Людовик Святой. Повергая в ужас большинство членов своей семьи, начиная с матери Бланки Кастильской, и своих советников, он сумел увлечь армию крестоносцев, большая часть которых последовала за ним из любви скорее к нему, нежели к Христу, первый раз в 1248г. в Египет, где он попал в плен к неверным, а во второй раз в 1270г. в Тунис, где он и умер.
До конца XV века и даже позднее разговоры о крестовом походе возобновлялись часто. Но в поход никто не отправлялся. [26 Ле Гофф Жак. “Цивилизация средневекового Запада”. М. , 1992г. , стр. 70. ] Каковы же последствия крестовых походов, как их оценить?
Жак Ле Гофф утверждает, что недолговечные учреждения крестоносцев в Палестине были первым опытом европейского колониализма, и в качестве прецедента он для историка многозначителен. [27 Ле Гофф Жак. “Цивилизация средневекового Запада”. М. , 1992г. , стр. 67. ] Не менее многозначителен и другой опыт крестовых походов:
Средневековый человек был убежден, что цель его земной жизни –подготовка к переходу в Царствие Небесное, в мир без скорби и страдания. И чем больше страданий он вынесет в земной жизни, тем больше блаженства его ожидает за гробом. Крестовые походы были своеобразной формой паломничества. Ибо паломничество было формой покаяния, испытания, средством очищения, подготовкой к Судному дню. Это было как бы прелюдией к земной смерти и обретению другой жизни. Но неужто невинные дети должны выносить те страдания, которые выпали на их долю в благочестивом походе ко Гробу Господню? Ведь поход этот, как и все крестовые походы, по убеждению их современников, предпринимались по воле Господней. Еще одно наказание Господне за грехи человеческие? Но почему ответили безгрешные дети? Может быть, за то наказал Господь людей, отняв у них будущее на земле, что слишком часто люди пренебрегают жизнью земной, данной им от Бога? Может быть, для того и дал Господь людям земную жизнь и для того принял Христос крестную муку за людей, чтобы они достойно и радостно могли пройти свой земной путь. Как же должен человек– Венец Творения понимать Божью волю? В чем она? Как знать, –не память ли о трагедии потери стольких детей обратила лучший умы Европы к земной жизни тех, кого Господь сотворил по образу и подобию своему? Не память ли об этой боли утраты десятков тысяч детей ускорила приход Европы к Гуманизму и Возрождению?
На мой взгляд, крестовые походы имели самое важное последствие. Наиболее точно о нем высказался У. М. Уотт: “Важнейшим следствием Крестовых походов, в том числе и похода детей, было то, что именно в них Западная Европа обрела свой дух. И этот положительный результат значением намного превысил политическое и военное поражение европейцев”. [28 Уотт У. Монтгомери. “Влияние ислама на средневековую Европу”. М. , 1976г. , стр. 79. ] Несмотря на поражение, Европа продолжала прогрессировать.
Невозможно отрицать воздействие на умы слушателей – и общественное сознание в целом – рассказов многочисленных крестоносцев–пилигримов, возвращавшихся из трудных походов, в которые Запад высылал целые армии одну за другой в течение двух столетий, многое повидавших и переживших, ставших по сути уже другими людьми, с новыми идеями и требованиями к жизни. [29 “Средневековая Европа глазами современников и историков”. В 5-ти частях. Часть вторая “Европейский мир X–XV вв. ”. М. : Интерпракс. , 1994г. , стр. 170. ] В умах европейцев рождались новые мысли о связях человека с Богом, о месте человека в Божьем мире. За эпохой крестовых походов наступала эпоха Возрождения. Список литературы.
Жорж Дюби “Европа в Средние Века”. Смоленск; “Полиграмма”, 1994г. Заборов М. А. “Крестоносцы на Востоке”. М. , Главная редакция восточной литературы издательства “Наука”, 1980г. В. Задорожный “Игра, ставшая трагедией”. “Атеистические чтения”. М. , Издательство политической литературы, 1990г. , № 20. Р. Ю. Виппер “История средних веков”. М. : Республика, 1993г. Печников Б. А. “Рыцари церкви”. Кто они? : Очерки об истории и современной деятельности католических орденов”. – М. :Политиздат, 1991г. “Средневековая Европа глазами современников и историков”. В 5-ти частях. Часть вторая “Европейский мир X–XV вв. ”. М. : Интерпракс. , 1994г. Заборов М. А. История крестовых походов в документах и материалах. М. , 1977. Ле Гофф Жак. “Цивилизация средневекового Запада”. М. , 1992г. Уотт У. Монтгомери. “Влияние ислама на средневековую Европу”. М. , 1976г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6