Рефераты. Оппозиция дела и оппозиция мысли николаевской России - (реферат)

Оппозиция дела и оппозиция мысли николаевской России - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Содержание.
    стр.
    Введение.
    1.

Влияние восстания декабристов на переустройство государственного управления.

    2.
    Основные меры по “ упорядочению государственной жизни”.
    2. 1
    Переустройство государственного управления.
    2. 2
    Кодификация российских законов.
    2. 3.
    Финансовая реформа.
    2. 4
    Крестьянский вопрос.
    2. 5
    Меры в области народного просвещения.
    3.
    Выражение народного недовольства.
    4.
    Оппозиция мысли в николаевской России.
    Заключение.
    Список литературы.
    Введение.

Император Николай Павлович вступил на престол еще очень молодым человеком. К 1825 году ему исполнилось всего 29 лет .

Его не готовили к управлению государством, и он сам пополнял чтением недостатки своего образования. Однако надлежащей подготовки и навыка к делам он не получил до самого воцарения, так как Александр не приобщал его к текущим делам управления и держал далеко от себя.

Обстоятельства воцарения Николая I были очень смутными. Сам он с горем писал брату Константину, что получил престол “ценой крови своих подданных”. Дело декабристов имело для него, как и для всего государства, огромное значение. Оно оказало сильнейшее влияние на всю правительственную деятельность императора и очень отразилось на общественном настроении того времени.

Характерной особенностью николаевского стиля правления стало стремление решить все проблемы путем политической централизации и жесткой регламентации общественной жизни, а для достижения четкого исполнения высочайших указаний были милитаризованы многие звенья государственного аппарата : на важнейшие административные должности назначались генералы, военизировался ряд ведомств горное, лесное, путей сообщения. Во главе больших губерний были поставлены военные губернаторы. К 1850 году из 53 губерний России лишь 12 имели гражданское управление.

Он постарался создать вокруг себя бюрократию и править страной при помощи послушного чиновничества. Это ему удалось : при императоре Николае I была очень усилена централизация управления, все дела решались чиновниками в министерских канцеляриях в Петербурге, а местные учреждения превратились в простые исполнительные органы для министерств.

Идеальное общество представлялось Николаю построенным по модели патриархальной семьи, где младшие члены семейства беспрекословно подчиняются старшим, и за все отвечает глава семьи— отец, с которым он отождествлял самодержавного государя. Николай основной целью своего царствования считал борьбу с повсеместно распространившимся революционном духом, и всю свою жизнь подчинил этой цели. Это же стремление лежало в основе настойчивых попыток властей поставить под свой тотальный контроль идеологическую и духовную жизнь общества. Отрицательное отношение к правящей бюрократии распространилось всюду, между правительством и обществом образовалась как бы пропасть, разъединившая их. Для власти это было большим несчастьем, хотя правящие круги и не замечали этого. Не понимал этого и сам император. Когда умерли лучшие сотрудники его администрации, действовавшие в первой половине его царствования, на смену им некого было взять из среды общества. Император Николай I не верил обществу и довольствовался канцелярскими исполнителями, не подготовленными к широкой политической деятельности. За исключением графи Киселева, к концу правления Николая I не осталось сколько-нибудь заметных и способных сотрудников администрации. В управлении государством царили застой, беспорядки и злоупотребления. Грозная снаружи, Россия к середине 19 века оказалась “колоссом на глиняных ногах”.

    1. Влияние восстания декабристов
    на переустройство государственного управления.

Первое, что вынес Николай I из своего знакомства с делом о восстании 14 декабря, было заключение о неблагонадежном настроении всего дворянства вообще. Поэтому он не доверял дворянству и подозревал дворян в стремлении к политическому господству в государстве. Править при помощи и посредстве дворянского сословия, следовательно, он не хотел. Поэтому он постарался создать вокруг себя бюрократию и править страной при помощи послушного чиновничества. Это ему удалось : при императоре Николае I была очень усилена централизация управления : все дела решались чиновниками в министерских канцеляриях в Петербурге, а местные учреждения превратились в простые исполнительные органы для министерств.

С другой стороны, император Николай из дела декабристов убедился, что в стране велико желание перемен, которое имело под собой глубокие основания: крепостное право, отсутствие хорошего свода законов, пристрастие судей, произвол правителей, недостаток просвещения - все эти недостатки русской действительности нужно было исправлять. Поэтому в начале правления Николая I мы видим оживленную правительственную работу, направленную на улучшение администрации, суда и финансов и на улучшение быта крепостных людей. Вместе с тем, из обстоятельств своего воцарения он вынес, вместе с желанием сохранить самодержавие в России, определенную склонность к бюрократической форме правления в совокупности с недоверием к дворянству как к классу. Между властью и обществом произошел как бы разрыв и отчуждение. Это в некоторой степени облегчило переход к бюрократической форме правления, однако дурно отразилось на силах самого правительства. В своих начинаниях оно не встречало поддержки общества, а потому не всегда могло осуществить хорошие намерения и достичь добрых целей.

Решимость Николая начать реформы сказывалась не только в его речах, но и в мероприятиях. Снова получил большое значение выдающийся деятель того времени М. М. Сперанский, во главе государственного совета был поставлен Кочубей , под чьим председательством в конце 1826 года был учрежден особый секретный комитет “ для пересмотра государственного управления”. Работая в течение нескольких лет, этот комитет выработал проекты преобразования как центральных, так и губернских учреждений, приготовил обширный проект нового закона о сословиях, в котором, помимо всего прочего, улучшение быта крепостных крестьян . Комитетом были разработаны проекты реформ центральных и местных государственных учреждений. Государственный совет должен был стать исключительно законосовещательным органом, Сенат разделялся на правительствующий ( орган исполнительной власти) и судебный. Тот же принцип разделения властей вводился и на местах. Предложения комитета были одобрены Николаем I , но до их утверждения дело так и не дошло.

К сожалению, революционные движения 1830 года в Европе слишком напугали императорскую власть в России, так что любые реформаторские начинания “легли под сукно”.

    2. Основные меры
    по “ упорядочению государственной жизни”.

Правительство принимало практические меры для улучшения разных отраслей администрации и для упорядочения государственной жизни. Наиболее значимы из этих мер:

расширение и устройство отделений “ собственной Его Величества канцелярии”; издание Свода Законов;

    уничтожение ассигнаций;
    меры для улучшения быта крестьян;
    меры в области народного просвещения.
    Рассмотрим вышеперечисленные изменения подробнее:
    2. 1 Переустройство государственного управления.

В условиях, когда император стремился сосредоточить в своих руках все нити управления страной , неизмеримо возросла роль Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Она превратилась в орган власти, связывающий императора со всеми правительственными учреждениями по наиболее важным вопросам и фактически подменила собой систему министерств, созданную при Александре I . Собственная Его Императорского Величества канцелярия (С. Е. В. К. ) существовала и до императора Николая, но не играла заметной роли в управлении государством. При Николае I в личное ведение государя было взято столько дел, что маленькая канцелярия не могла с ними справиться, она разрослась и была поделена сначала на 4 постоянных отделения, к которым позже добавилось еще два : Первое отделениепродолжало заведывать теми делами, которые и составляли ранее всю работу канцелярии- исполнением личных повелений и поручений государя, предоставляла государю поступавшие на его имя бумаги и передавало ответы по ним; Второе отделениебыло образовано в 1826 году с целью привести в порядок русское законодательство, давно в этом нуждавшееся. Фактическим руководителем этого отделения стал выдающийся русский политик М. М. Сперанский, возвращенный из ссылки в 1821 году;

Третье отделениебыло создано Указом от 3 июля 1826 г. для слежения за законностью и порядком в общественной жизни, а также должно было ведать высшей полицией в государстве. С течением времени надзор за законностью перешел в надзор за политическими настроениями и третье отделение С. Е. В. К. , заменившее собой существовавшую в России децентрализованную систему политической полиции, на долгие годы превратилось в “главного жандарма России”.

За короткий срок политическая полиция стала в России вездесущей, всеведущей “внутренней инквизицией”, по выражению А. И. Герцена, действующей от имени императора и не связанной существующими законами. 3-е отделение поднималось над всем правительственным аппаратом как контролирующая и карающая сила. Широко используя доносы, шпионаж, подкуп, раскинув по всей стране сеть своих тайных агентов, оно проникло во все слои общества и жестоко подавляло любые проявления общественно-политического движения;

Четвертое отделениебыло основано в 1828 г после смерти императрицы Марии Федоровны и заменило собой ее канцелярию по управлению благотворительными и женскими учебными заведениями;

Пятое отделение( 1836 г) отделение было создано для разработки реформы государственных крестьян, ашестое ( 1842 г) - для разработки административной реформы на Кавказе. Структура и функции Собственной

    Его Императорского Величества канцелярии.
    2. 2 Кодификация российских законов.

Первым делом после воцарения Николай обратил внимание на беспорядок в российских законах и поручил второму отделению своей канцелярии дело кодификации. Составление законодательного кодекса было вверено М. М. Сперанскому, который еще при прежнем императоре показал себя умным и дальновидным политиком.

Приступая к этому сложному труду, Сперанский предложил императору : или составлять совершенно новые законы, на считаясь с существующими, или сначала собрать все изданные со времен “Соборного уложения” царя Алексея Михайловича узаконения , а затем уже выбрать из них те, что отвечают потребностям данного времени, дополнив и выправив остальные. Государь одобрил второй путь. Огромная работа была проделана на удивление быстро- уже в 1830 году Сперанский и его сотрудники представили 45 томов “Полного собрания Законов Российской Империи”, в котором заключалось более 30 тысяч законов, начиная с “Соборного уложения”. Еще три года понадобилось на вторую часть работы - извлечь из этого огромного количества документов те, которые не утратили силы и годились для будущего свода законов. Извлеченный законодательный материал был расположен по содержанию в нескольких разделах ( “Основные государственные законы”, “Учреждения”, “Законы о состояниях”, “Законы гражданские” и т. п. ). Эти законы были напечатаны в систематическом порядке в 15 томах под названием “Свод законов Российской Империи”. После этого все вновь издаваемые законы должны ежегодно печататься в продолжениях “Свода”. “Свод” бал разослан во все правительственные учреждения и поступил в продажу, что существенно уменьшило злоупотребления со стороны судейских чиновников.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.