Дата добавления: март 2006г.
ВВЕДЕНИЕ.
В данном реферате рассматривается религиозные воззрения сакских племен. Реферат состоит: из трех глав, введения и заключения . Введение в котором определяется постановка проблемы. В первой главе говорится о первых источниках посвященным сакским племенам, а во второй несколько слов о кургане и художественной культуре, памятников найденных в погребальных сооружениях саков.
В третей главе дается обоснование возникновения ритуальных предметов, художественных изделий и как в них отразилась идеология сакских племен. И завершается работа заключением.
Цель данной работы заключается в том , чтобы показать как в памятниках Декоративно-Прикладного Искусства отразилась идеология сакских племен. Данная работа ограничивается лишь памятниками, найденными на территории Кыргызстана. Я попыталась, решить задачу, моего реферата опираясь на труды известных киргизских исследователей.
Одним из первых исследовавших был А. Н. Бернштам. Он первый поставил вопрос о существовании в северных районах Кыргызстана скифского звериного стиля; датируемого VI-IV вв. до н. э. Им же отмечена реалистичность изображения животных, и отнесены к кругу сибирского звериного стиля. В настоящее время накоплен значительный материал скифо - сибирского звериного стиля на территории нашей страны. Изображения хищных животных– барса, льва, медведя, кабана –находят аналогии в многочисленных памятниках Саяно - Алтая, Южной Сибири и Поволжья.
Кроме А. Н. Бернштама исследовали: Я. А. ШЕР, Б. М. ЗИММА, М. В. Воеводский, Кожомбердиев И. и другие.
Сакские племена оставили многочисленные памятники на территории Кыргызстана. Лучше всего изучены сакские могильники в Кетмен-Тюбинской долине. Но важным центром металлургии сакских племен являлась котловина Иссык-Куля. Об этом красноречиво свидетельствуют многочисленные находки кладов и отдельных бронзовых изделий. САКИ - АЗИАТСКИЕ СКИФЫ.
Первые слова о кочевниках Семиречья и Тянь-Шаня содержится в древнеперсидских клинописных текстах VI в. до н. э. , высеченных по повелению персидского царя ДАРИЯ I на скале БЕЗИСТУН ( Бехистун).
В маленькой книжке Б. М. Зиммы говорится о том, что “саки неоднократно упоминаются в знаменитой Бехистунской надписи; в надгробной надписи на могиле Дария, наряду с другими народами и странами…, упоминаются они на серебряной пластинке из Хамадана”1 [1 ЗиммаБ. М. Ыссык-Кульские жертвенники. Ф. 1940, стр. 28. ] Интересным является то, что все три памятника где упоминаются саки , связаны с периодом деятельности одного из крупных представителей династии Ахеменидов-ДАРИЯ I.
Также, о саках писал античные авторы; Аристей, Хэрил, Дионессий Периэгет, Птоломей и“отец истории”Геродот.
Исследователи считают, что термином “саки”в древнеперсидских надписях обозначали азиатских кочевников вообще, подобно тому, как античные авторы нередко были склонны называть всех кочевников скифами. Поэтому, столкнувшись с кочевыми племенами азиатского материка, греческие авторы нередко именуют их“азиатскими скифами”. Так , Страбон в своей “Географии”пишет : “Большинство скифов, начиная от Каспийского моря , называют даями. Племена, живущие восточнее последних, носят название массагетов и саков, прочих же называют общим именем скифов, но у каждого племени есть свое имя”2 [2 История киргизской ССР. Т. I. М. ,1982, стр. 145. ] . Исследователи выдвигают (? ) гипотезу , разделяя саков на три группы. О которых знали и чиновники ахеменидской державы, выделяя среди кочевых саков заморских(или заречных),
Саков-хаомаварга (изготавливавших священный напиток хаому)-занимавших часть Северной Индии, Афганистана, а такж юго-восточную часть Средней Азии, включая территорию Алая и Ферганы, и Саков-тиграхауда(острошапочные–они же массогеты)-обитавшие от Аральского моря до долины реки Или, включая весь север Кыргызстана.
До сих пор нет единого мнения о характере этих различий и местах обитания различных групп саков. Одни исследователи с территорией Семиречья и Тянь-Шаня связывают саков-хаомаварга, а другие саков-тиграхауда.
Наиболее убежденным заключением считают, что семиреченские саки не входили в сферу влияния Ахеменидского государства, стало быть, они были политически независемы, скорее всего это были саки-тиграхауда, судя по находке островерхого головного убора в княжеской могиле Иссык, саки принимали активное участие во многих исторических событиях.
Видимо, саков-тиграхауда имел в виду Геродот, когда сообщал следующее: “Саки же (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны, плотные, так что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были скифскими луками и кинжалами . Кроме того , у них были еще сагарисы-…боевые секиры”1 [1 История киргизской ССР. ТI. М. ,1982, стр. 145. ]. В бою саки отличались воинственностью и храбростью. Иногда сакскими племенами возглавляли даже женщины. Известны имена трех“цариц”. Во время сако-мидийской войны во главе саков была Зарина. В источниках сообщается, что она покорила соседние страны; лично участвовала в сражениях. Саки вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством и охотой. Однако им уже было известно земледелие. Довольно развитым было металлургическое производство. Добывали и обрабатывали медь, железо, золото, серебро, олово.
Развивалось гончарное . Саки пряли и ткали шерсть, обрабатывали кожи, валяли войлок, однако беспощадное время уничтожило их следы и среди археологических находок они практически отсутствуют. КУРГАНЫ, ПАМЯТНИКИ И ИСКУССТВО.
Культура сакских племен V в. до н. э. , представлена как монументальными сооружениями , так и скромными курганами рядовых общинников. Курганы саков известны практически на всей территории нашей республики.
Внешний вид погребений этого времени почти одинаков –это курганы с каменной насыпью , в которой выявляются концентрические круги (кромлехи)– эллипсовидный в центре насыпи, по краям могильной ямы , и правильный –вокруг могильной насыпи. Кромлех выкладывается галькой , камнями плашмя или граненными плитами на ребро. В топографическом отношении они расположены либо в цепочку, вытянутую в меридиональном направлении ; либо бессистемно. В цепочку вытянуты , как правило , крупные курганы (с насыпью диаметром 20-120м. ,высотой до 15м. ), однако есть цепочки , состоящие из гораздо меньшей насыпей. Бессистемно расположены исключительно курганы с небольшими насыпями. Обычно цепочки и беспорядочно разбросанные курганы за малым исключением располагаются раздельно.
К сакской эпохе VI-IIIвв. до н. э. , относятся раскопанные археологами курганы в Илийской долине ( КАРА-ЧОКО I ), в Талаской долине ( БЕРККАРА I ) , на Тянь-Шане– долина Нарына
( АЛАМЫШИК ) и в Чуйской долине , в которой большинство памятников этого времени вскрыто при строительстве Большого Чуйского Канала. Датировка этих комплексов может быть на стрелках скифского типа . Исследователями обнаружены древнейшие типы стрел случайного происхождения из Чуйской долины VII– III вв. до н . э. Крупные курганы изучались только в КЕТМЕН – ТЮБЕ , ЧУЙСКОЙ долины и на ЫССЫК – КУЛЕ, структура их насыпей и погребальные сооружения различны. Как считают ученые, явно к V –IV вв. до н. э. , относятся КАРА –ЧОКО I , характерное бронзовыми листовидными втульчатыми стрелками. Находки таких же стрелок известны в Чуйской долине, совместно с листовидными наконечниками копий( Джиек ).
Керамика круглодонная, лепная . В основном представлены открытые формы сосудов ; редко грушевидные с слегка отогнутой закраиной ; сосуды “чайникообразного” типа в виде кубков с ручкой. Сосуды лепились без шаблона, они асимметричны, поверхность сосудов иногда покрыта красной краской или вертикальными красными полосами по более светлому, порой желтоватому фону. В этих комплексах, быть может, несколько более поздних ( IV–III вв. до н. э. ), в Берккара I , была найдена бронзовая пряжка с изображением головы льва, глотающего птицу (гуся? ) ; выполненная в типично скифском стиле. К V –III вв. до н. э. , относятся многочисленные находки скифских котлов на конических поддонах или на трех ножках. И часто вместе с ними находимые четырехугольные в плане жертвенные столы и светильники в виде жаровен (круглых или квадратных) на ажурных подставках. Как правило, жертвенные столы, и светильники украшены скульптурными изображениями зверей: фантастическими крылатыми зверями (алма-атинский алтарь), яком-кутасом (Иссык-Куль), горными козлами и хищниками (Иссык-Куль).
Изображения зверей различны: процессия животных, одиночные животные, сцены борьбы парных животных. Особо могут быть отмечены Тюпский клад, на восточном берегу озера Иссык-Куль.
По описанию ученых, клад состоит “из бронзовых предметов конской сбруи и очевидно; происходит из разрушенной могилы . Для раннего периода наиболее характерны стремячковидные удила и бронзовый псалий с рельефным узором и большим центральным отверстием” 1 [1 История киргизской ССР. М. ,1982, стр. 150. ]. Искусство саков для нас представлено в основном наскальными рисунками и металлическими предметами звериного стиля. На территории Кыргызстана известны сотни пунктов с петроглифами. Наиболее изученными является САЙМАЛЫ-ТАШ– Ферганский хребет ЧААР-ТАШ на восточных склонах хребта Суусамыр-Тоо. Все предметы звериного стиля; найденные на территории Кыргызстана, можно разделить на две группы: предметы случайного происхождения и обнаруженные в древних погребениях.
К находкам первой группы можно отнести серию предметов звериного стиля, найденных на Иссык-Куле; бронзовые литые светильники и как уже выше говорилось жертвенные столики со скульптурными изображениями барсов (13 фигур шествующих друг за другом), сцен нападения льва на козла (состоит из12групп) ; лежащий як с большими рогами (на каждом углу столика находилось по две таких фигур ); круглая бляха с барельефным изображением зверей (гон оленей и кабанов), изображение яков на золоте и нефритовом камне , известны также из долин Нарына и Соха.
Значительный интерес представляет бронзовая кольцевидная бляшка с изображением бегущих козлов и хищников, являющая собой прекрасный образец искусства звериного стиля; имеются также бляшки для перекрещивающихся ремней узды с рельефным узором на щитке и подпружные пряжки.
Учитывая обстановку находки котлов , жертвенников и светильников , чаще всего в комплексах (Иссык-Куль)можно говорить о культовом характере этих предметов, об этом в третей главе. В могильниках Кетмен-Тюбе (ДЖАЛ-АРЫК I, КАЙРАК) также обнаружены довольно многочисленные металлические изделия.
Огромный интерес вызывают найденные в больших курганах предметы скифского звериного стиля, изготовленные из золота серебра. Видимо, изображение зверей и хищных птиц было связано с определенными религиозными представлениями, об этом позже.
К группе сакских вещей должна быть отнесена роскошная золотая серьга с инкрустацией и зернью, с изображением двух соколов, обращенных головами в разные стороны“это первая находка, указывающая на бытование в Средней Азии и Казахстане в сакскую эпоху золотых ювелирных изделий с цветной перегородчатой эмалью и зернью”. 1 [1Кожомбердиев. И. Страницы истории и материальной культуры Кыргызстана. Ф. , 1975, стр. ]
Чрезвычайно интересна полая скульптура петушка, спаянная их двух самостоятельно отлитых половинок листового золота.
Особо следует остановиться на предметах вооружения: Это железные и бронзовые наконечники стрел, обломки меча, и т. д.
Также имелись мечи –акинаки скифского происхождения. Они имеют бабочковидное перекрытие и грибовидное, брусковидное, почковидное навершие.
Все перечисленные находки специально были подвергнуты анализу А. Н. Бернштамом, Б. М. Зиммой в связи с сакской проблемой, и отнесены к кругу сибирского звериного стиля.
“В каждом из творений искусств сако-скифского мира нас покоряет д и н а м и к а и д в и ж е н и е. Как бег иноходца, как неукротимый ветер. Это искусство полнее, чем любое сочинение древних авторов раскрывает сущность первых кочевников–сынов непрерывного движения по дикой первозданной красоте ковыльных степей и снежных гор. Это было искусство всадника с горячей кровью”2 [2 Мокрынин В. П. Последам прошлого. Ф. ,1986, стр. 35. ]. Среди археологических материалов выделяются художественные изделия из золота и серебра; выполненные в скифо-сибирском зверином стиле.
Страницы: 1, 2