О культе коня и особых “небесных конях”Ферганы сообщают восточные письменные источники. В эпосе и фольклоре среднеазиатских народов , особенно в эпосе“Манас”; культу огня отводится значительное место, что свидетельствует о живучести древней традиции. Бляха с изображением коня из Кетмен-Тюбе является одним из ранних образцов звериного стиля в искусстве Средней Азии.
В искусстве саков широко представлены орнаментальные мотивы: заштрихованные и заполненные точками ряды треугольников; розетки, пальметы, полуокружности, спирали и прочее. На одной из серии бляшек из Барскоуна был, оттиснут сложный вариант“дерева жизни”. Орнамент покрывал стенки сосудов; плоскости костяных и золотых пластинок. В древнем своеобразном искусстве саков отразилось их мировоззрение, восприятие мира, и идеология. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЗРЕНИЯ.
Результат находки жертвенных комплексов саков на Иссык-Куле (Кырчин) привела к постановке Б. М. Зиммой и А. Н. Бернштамом вопроса об исповедывании этими кочевниками зороастризма– сложной системы религиозных воззрений о борьбе двух начал – добра и зла. Согласно учению зороастризма, в основе мира лежат два начала –свет и тьма. Первое в понимании исповедующих эту религию, было представлено , солнцем, плодородием, растительности и домашними животными. Создателем мира света и мира добра зороастрийцы считали бога Ахура-Мазду (Аура-Митра). Второе начало–тьма, было представлено крупными и мелкими хищниками; различными насекомыми, распространяющими заразные болезни и наносящими вред сельскому хозяйству различного рода пресмыкающимся и всем тем, что причиняло зло человеку в его домашнем хозяйстве и жизни. Творцом этого начала считался злой дух Ариман. По учению зороастризма; в мире происходит постоянная борьба света и тьмы, борьба благого начала со злым и она обязательно закончится торжеством добра. Основным священнодействующим средством в этой борьбе зороастрийцы считали огонь, поэтому огонь не должен был никогда угасать, и зороастрийцы поддерживали беспрерывное горение в специально для этого предназначенных приспособлениях– жертвенниках. Жертвенники создались именно для этой цели, об этом свидетельствует и их устройство, и внешнее убранство. Хищники символизировали злое начало, им противопоставлялись в борьбу с ними домашние животные– выразители доброго начала , огонь – священное средство , созданное богом Ахура-Маздой, поддерживал эту борьбу. Иссык-кульский комплекс, о котором говорили исследователи, был найден в ущелье – явно в культовом месте. Бернштам А. Н. считает: “изображения козлов встречались или в сценах охоты, и или в сочетании с изображениями исполняющих культовый ( шаманский? ) танец людей, или сопровождаемые солярными знаками”. 1 [1А. Н. Бернштам. Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана. Т. I. Б. ,1997. Стр. 193. ]
В Семиреченских котлах особенностью является по БернштамуА. Н. то, что они, как правило, находятся в комплексе с жертвенными столами, четырехугольными в плане, и светильниками. Жертвенники обычно имеют по углам четыре ножки, трактованные под лапы хищника. Отогнутый борт гладкий или украшен процессией фантастических хищников.
На одном их жертвенных столов была литая из бронзы статуэтка быка-яка, имеющего на бедрах характерный орнамент в виде спирали– символа солнца. Вся эта группа находок обычно связывается с зороастрийским культом. “Однако, - по А. Н. Бернштаму, - большей аналогией могут служить предметы домашнего обихода и культа Чжоуского Китая. Так форма трехного котла может быть сопоставлена с китайским сосудом“дин”, а четырехугольная “платформа” - с китайским фу”. 1 [1 Там же. Стр. 201. ] Характерно, что вне пределов Семиречья тип котлов на трех ножках (за исключением Китая) не имеет аналогий. Более общей формой является конический поддон, известный от Северного Китая до Чертомлыка. Для Семиречья, однако, типичны котлы на трех ножках. Представляет из себя бронзовый литый шаровидный котел. В некоторых котлах ножки украшены–в одном случае скульптурными статуэтками горных козлов, в двух других несколько стилизованными изображениями хищника, вероятно, тигра. По краю одного из котлов изображены фигурки козлов, идущие по часовой стрелке. Ручки семиреченских котлов гладкие, круглые в сечении, петлеобразные и расположены всегда симметрично крест–накрест у края котла, две вертикально и две горизонтально по отношению к наружной стенке котла.
Еще А. Н. Бернштам, используя араванские наскальные изображения , где доминировали фигурки тонконогих с лебедиными ш е я м и лошадей и горных козлов, высказал предположение, что сцена связана с солнечной символикой. В идеологиях представленных самих саков Кыргызстана солнце представлялось либо антропоморфным божеством, либо лишь как голова какого-то боле высшего антропоморфного божества, изображения которого в разных ипостасях мы видим на скалах Саймалы-Таша. Известно, что в Ригведе солнце представлялось лишь как глаз бога Варуна.
А. Д. Грач предлагает, что некоторые типы “оленных” камней могли передавать антропоморфную сущность солнца в мировоззрениях саков. В художественных предметах материальной культуры саков Тянь-Шаня прослеживается и культ плодородия.
Исследуя изображения колесниц в Саймалы-Таше, Я, А. Шер первый заметил, что в одной упряжке изображены разные животные, которые в реальной ситуации работать вместе не могут. Одним из животных в упряжке непременно был як, вторым козел, лошадь верблюд или осел. Я. А. Шер, исследовав мифологические сюжеты, где фигурируют подобные упряжки, усматривает в таких изображениях сакральный сюжет с положительной корреляцией
Между придворным (свадебным или иным) ритуалом, божествами, связанными с идеей плодородия, и чудесными упряжками из непарных животных.
С культами огня и плодородия, как нам представляется, связаны изображения на жертвеннике из Челпека: четыре бронзовые литые скульптуры женщин служили ножками“стола”. Фигуры идентичны , выполнены реалистически . Женщина стоит с поднятыми; слегка согнутым в локтях руками, как бы поддерживая массивную бронзовую“столешницу” (поза кариатиды). Во всей полосе степей, особенно в Причерноморья, женский образ имел широкое распространение в разных модификациях. Это богиня Дева, она же“змееногая” богиня скифов или Табити-Гестия. С женским божеством на серебряном блюде из Чертомлыка челпекские фигурки роднит поза с поднятыми вверх руками. В обоих случаях на запястьях изображены браслеты. Иконографические параллели челпекским матронам можно усмотреть и в известных“курильницах”, связанных с идеей Великой богини –матери всего сущего, и в женских амулетах из Тувы. Великая богиня в представлениях ранних кочевников являлось богиней плодородия. Необходимо отметить, что Табити–Гестия, по понятиям скифов, была и еще божеством очага. Если взять во внимание, что никаких атрибутов магии плодородия челпекские скульптуры не имеют и что сами они служили ножками жертвенниками, связанного с культом очага, то при толковании идеологической смысловой нагрузки этих изображений вторая функция богини предпочтительнее.
Современные исследователи при трактовке сцен терзания по-прежнему придерживаются двух концепций: магической и мифологической . По мнению сторонников магической концепции сцены терзания несут в себе полезную для людей функцию; своего рода оберегов, помощников человека, объединяя сильные стороны разных животных в одно сверхмощное синкретическое существо. Более аргументированной представляется последняя концепция. Мотив борьбы зверей развивается в южных районах Средней Азии с глубокой древности. Сюжет борьбы льва, грифона с быком, оленем, козлом имел там астрономический подтекст, отражая смену созвездий. Быка (плеяд) и оленя (кассиопеи) созвездием.
Такая смена происходила в самом начале весенних полевых работ, и совпадало с Ноурузом– Новым годом солнечного календаря.
Ученые предполагают, что в подобных идеологических аспектах сцены терзания воспринимались и саками Тянь-Шаня, однако факт частой замены основных персонажей, то есть, льва– волком или тигром, быка и оленя – козлом –наводит на мысль, что в сакской среде переднеазиатская мифология не всегда истолковывалась буквально.
Таким образом, у древних кочевников, населявших территорию Кыргызстана в VII –III вв. до н. э. , сложный мир иррациональных представлений переплетался с элементами зороастризма. В их пантеоне числились антропоморфное солярное божество; культом огня и коня, и возможно антропоморфное женское божество с функциями войны, плодородия, хранительницы очага, покровительницы детей. Одним из символов богини был амулет в виде лука. Из южной части Средней Азии саки Тянь-Шаня заимствовали сложный астрономический культ Ноуруза и соответствующую ему символику, возможно, приспособив его к местным, более древним культам. Кроме выше описанного, следует обратить внимание на украшение котла, найденного в преднепровьи, в с. Чертомлыке. Закраины этого котла также украшены двумя группами козлов, идущих навстречу друг другу.
Это –тот же мотив, что и найденный у Иссык-Куля, но здесь изображены козлы, вступившие в борьбу со львами. Очевидно, что эти котлы, как и курильница, культового назначения. Найденные района Иссык-Куля два котла вместе с жертвенными столами и курильница входили в комплект необходимых культовых предметов зороастрийцев, “…и в них приготовляли горючий материал, вероятнее всего, из козлиного сала, которым поддерживали священный огонь” - Б. М. Зимма. 1 [1 Б. М. Зимма. Иссык-кульские жертвенники. Ф. ,1940. Стр. 24. ] Согласно зороастрийскому культу курильница, в которой горел огонь, не должна была касаться земли, и жертвенный стол служил подставкой, на которой устанавливалась курильница. Стол, в свою очередь должен был касаться земли и устанавливался на каменном постаменте или колонке. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В данном реферате рассматривается вопрос о Декоративно-Прикладном Искусстве сакских племен их отражения на идеологию.
Наибольшее количество памятников, которые могут быть отнесены к сакам, датируется V - III вв. до н . э. В основном эти памятники случайного происхождения.
Памятники эпохи поздней бронзы из Семиречья, к которой восходит сакская культура, были выше кратко описаны.
Расматривая Декоративное - прикладное искусство саков, можно предположить, что идеология сакских племен не была единной.
Страницы: 1, 2