Рефераты. Российское общество 19-20 веков - (реферат)

Российское общество 19-20 веков - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ им. ПЛЕХАНОВА 1995

    КУРСОВАЯ РАБОТА
    ОПТИНА ПУСТЫНЬ И РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО 19-20 ВЕКОВ
    Студента I-го курса ОЭФ, группы 9101
    КАЛАНОВА АНТОНА НИКОЛАЕВИЧА
    Руководитель семинаров:
    НИЛОВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ
    Москва 1995
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    1. ВВЕДЕНИЕ
    2. ПОЯВЛЕНИЕ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ
    3. О ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
    4. ЗАДАЧИ ХРИСТИАНСТВА
    5. СТАРЧЕСТВО КАК ГЛАВНЫЙ ПУТЬ ХРИСТИАНСТВА
    6. СТАРЧЕСТВО В РОССИИ
    7. ИСТОРИЯ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ
    8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    ОПТИНА ПУСТЫНЬ И РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО 19-20 ВЕКОВ

Подъезжающего к Козельску провожает с левой стороны вид глу-бокой долины, по которой в широком русле протекает река Жиздра; аза нею встает сплошной, бесконечный бор, который, покрывая нагор-ный берег реки, издали синеется, как подернутое туманом море. Ночеловек, который впервые в этих местах, не видит всей этой красо-ты - его взгляд неудержимо притягивают белые стены и золотые ку-пола. У опушки леса, на холме, омываемом Жиздрой, стоит мирноепристанище иноков : Козельская Веденская Оптина Пустынь.

При спуске дороги на луговую долину Богоспасительная обительоткрывается взору путника всею красотой своих храмов и башен: стрех сторон, как волнующееся море, окружает ее дремучий бор; сзапада у самых стен несет свои воды река Жиздра; по ее левому бе-регу расстилается зеленым кором поемный луг, орошаемый излучистойречкой и несколькими озерками. С холма виден невдалеке древнейшийгород Козельск, прославившийся шестинедельной защитой соего юногокнязя от полумилионной орды Батыя в 1238 году. Картину воистинурусского простора довершают нескончаемые поля, рощи и несколькосел где-то вдали. Кто хотя бы однажды посетил Оптину Пустынь, тот вне всякогосомнения долго не забудет этого поистине красивейшего места и то-го благодатного влияния его на дух и сердце посетителя. Козельская Веденская Оптина Пустынь принадлежит к числудревнейших обителей нашего отечества. Когда-то царь Михаил Федо-рович пожаловал монастырю земли и льготы. Кроме того, известно, что Оптина пустынь была "смешанным монастырем" - для монахов имонахинь.

Существование таких монастырей было отменено в серединеXVI века, поэтому в начале XVI века Оптина пустынь уже, видимо, существовала. Это предание опирается также на древностьсопредельного ей города Козельска, известного в летописях с 1146года, иноческие же обители были необходимой, так сказать, принад- - 2 -лежностью древних городов России - их духовными крепостями. К то-му же, все монастыри в округе относятся где-то к XV и XVI столе-тиям. Но точно ни время, ни причины основания Оптины пустыни неизестны. В период самозванцев, Козельск и все прилегающие емутерритории (и, видимо, пустынь тоже) были разорены врагом. Такимобразом, погибли как городские, так и монастырские архивы. С тоговремени остались нам лишь предания, передаваемые из уст в устасреди братства Оптиной. Первое же письменное упоминание об Опти-ной относится к эпохе правлению Бориса Годунова.

Название обители может происходить от русского слова "об-щее", но другие считают, что обитель основал покаявшися разбойникОпта (это имя такое). Не более, чем в 70-ти верстах оттуда нахо-дится одноименнная и столь же древняя обитель - Оптин Троицкиймонастырь. Небольшое расстояние позоляет предположить, что ониобе имеют одного и того же основателя. Можно предположить, чтоОпта при пострижении в монашество был наречен Макарием, почему ипустынь его ( в которой сам он вероятно был и первым настоятелем)удержала за собой название Оптиной. В древних письменных актахобыкновенно писалось "Макарьевы пустыни Оптина Монастыря". Вве-денской же эта обитель начала наименоваться лишь с начала прошло-го столетия. Кстати, о написании слова "пустынь". Автор просмот-рел несколько источников. В дореволюционных источниках "Пустынь"пишется, как правило, с большой буквы, а в книгах советского пе-риода - в основном с маленькой. Не обладая достаточными лингвис-тическими знаниями, автор не может определить наиболее правильнуюверсию. Скорее всего, обе эти версии равноправны. Вторая верна, потому что "пустынь" - не название данной обители, а вид отшель-нического поселения.

А первая - так как в конце 18 века ставшаямноголюдной Оптина не была уже буквально пустынью, а называласьтак лишь по традиции. Традиции.... Конечно, традиции дают ощущение постоянства, на-дежности, они доказывают наше уважение к предкам, любовь к собс-твенной стране, патриотизм. Традиции несут огромную смысловую иэмоциональную нагрузку. Автор согласен, чаще всего они необходи-мы. Но, как мне кажется, не всегда. На дворе уже почти двадцатьпервый век. С тех пор, когда составлялись все церковные книги, псалмы, писания и другая церковная литература, прошло много лет

-Русский язык претерпел огромные изменения. Если простые люди ещекое-как, с трудом понимают дореволюционные записи, то церков-но-славянский понять без соответствующего образования им, то естьнам, вообще не дано. Простые люди, ничего не понимают, что чита-ется в церкви, даже если заранее читать напечатанный текст мо-литв. Текст в этих молитвах - церковно-славянский, не переведен-ный, а просто написанный дореволюционными буквами. Может быть, еще век назад люди и понимали смысл написанного благодаря схожес-ти языков, и то молитвы были написаны родными им буквами - доре-волюционными, чтобы простые, незнающие церковно-славянского, людимогли читать. Читать! А сейчас они не могут не то что читать -понимать не могут. А это гораздо важнее, не так ли ! И если тогдаРусская Церковь провела соответствующую реформу, то теперь причи-на для ее проведенения несомненно более весома. Не смотря на это, Российская духовность направлена лицомстрого в прошлое. Кажется, что власти Церкви забыли о том, чтореволюция произошла не вчера: русские люди и язык изменились донеузнаваемости. Российское духовенство, к сожалению, очень далекоот народа и не чувствует по причине своей образованности того, что простому народу не понятен язык церковной службы.

Люди душойтянутся к церкви, но непонятность, чуждость церковной службы неможет не отталкивать их. Верующие не могут до конца проникнутьсяпроисходящим в церкви. Очень печально, что церковь становитсяспасительным ковчегом лишь для избранных, а именно для самих свя-щеннослужителей, обладающих достаточными знаниями, скорее не по-нимающих, а знающих, что написано в церковных книгах. Конечно, я понимаю, что литературный перевод на современныйрусский приведет к стиранию границы между обыденным, мещанским идуховными, приведет к разрушению самой Церкви, в конце концов. Этого нельзя делать ни в коем случае. Автор, конечно же имеетввиду реформу, аналогичную предыдущей - мне кажется, что написа-ние следует оставить уже существующее, а сам смысл все-таки пере-вести на русский или , еще лучше, на дореволюционный, так чтобысредний человек, приходящий в церковь понимал все происходящее, но с некоторым трудом. Необходимость этой реформы очевидна. Об-щество России сейчас несколько расположено к идее религии, но не-понятность православия отталкивает потенциальных (грубо сказал, конечно) верующих к параллельным религиозным структурам, основная - 4 -идея смысла жизни на земле и служения Господу которых противоре-чит православной. Таким образом, несовершенность церковного по-рядка, препятствует выполнению Церковью основной ее задачи. Автор - очень плохой христианин. Скорее, меня даже нельзявообще назвать христианином, потому что я в данное время вообщени во что не верю и ничего не понимаю, что происходит со мной исо всеми. Но, как бы то ни было, у меня есть какие-то собственныемысли, умозаключения. Размышляя о задачах христианской церкви, автор пришел к следующим выводам.

Философские задачи христианства очень сложшы и я не возьмусьпретендовать на какое-то особенно светлое понятие этого вопроса. Я понимаю лишь, что религия существует для того, чтобы избавитьчеловека от вечно присущего ему страха перед окружающим его ми-ром, перед неизвестностью, перед смертью, в конце концов. Верадает человеку смысл к существованию, улучшает его и в какой-томере облегчает ему жизнь, прочерчивая ему границы, определяя занего, что хорошо, что плохо, и к чему надо стремиться. Вера даетчеловеку утешение и надежду на спасение. Задачи же Церкви несколько другого плана. Церковь молется запроцветание государства, за безопасность границ и охрану страныот войн, Церковь в своих воззваниях к Богу печется о каждом чело-веке в стране и в мире и просит Бога не оставить людей. Церковьпросит Бога спасти души зачитываемых там по именам преставивших-ся, просит благословить рожденных, короче ведет большую работу, результаты которой, однако, воочию невидимы. Ведь человек, отсто-яв службу, выходит из церкви и идет домой, и православная церковьуже не имеет над ним практически никакой власти - только над егосовестью. Человек становится предоставлен самому себе, а в оди-ночку, как известно, с Лукавым не справиться. Человек читает Свя-щенное писание и, если и понимает его, то неправильно, не так, как учит церковь.

Нет одинаковых людей, нет одинаковых жизней, одинаковых опытов. Каждый воспринимает Писание по своему, и каж-дому человеку нужен собственный подход, надо, чтобы ему помогли. И это далеко не твлеченная от действительности идея автора: этопонимали и древние христианские деятели. Иоанн Лествичник: "Прельстившиеся, возложившие упование на самих себя, и возо- - 5 -нившие не нуждаются в путеводителе" (Слово 1, глава 7); "Якоже корабль, имеющий искусного кормчего, благополучно Бо-жием содействием входит в пристанище: тако и душа, имущая доброгопастыря, удобно на небо восходит, хотя бы прежде и много зла со-делала. Как идущий по неизвестному пути без путеводителя, удобнона оном заблуждает, хотя бы был и весьма разумен: тако и путь мо-нашества, самовластно проходящий удобно погибает, хотя бы и всюмира сего премудрость знал" (Слово 26, главы 236 и 237). Святой Симеон Новый Богослов: ".... молитвами и слезами умоли Бога показать тебе человека, который бы мог хорошо упасти тебя.... Лучше называться ученикомучеников, а не жить самочинно, и обирать бесполезные плоды своейволи" (1-я часть Добротолюб. глава 33, и 12 слов стр. 109). На менее консервативном Западе такая неполноценность уст-ройства церкви была понята еще в IV веке.

Так называемое "стар-чество" процветало сначала среди древних пустынников-монахов Ви-зантии, а потом перешло и на Русь. Старцем мог быть только стяжавший своими духовными подвигамии личным опытом дар Духа Святого, особый пророческий дар руко-водства своими учениками в невидимой брани на пути к общению сБогом. Старец, при глубоком смирении, своим духовным взором видитдушу человека. Старец обладает даром прозорливости, рассуждения, иногда может исцелять от болезней; он указывает своему ученикужизненный путь, открывая волю Божию. И, по мнению автора, оченьважно то, что старцы не утверждали какие-то истины, как Церковь, не толкали свою паству перед собой на пути к Богу, а использовалиметоды Сократа. Как известно, Сократ не указывал своим слушателямна правду, а с помощью маевтики ("искусства повивальной бабки"), он как бы подводил их к духовному пути, на конце которого нахо-дится истина. Истину каждый человек должен постичь сам, считалСократ; так и старцы не стремились ничего утверждать, они понима-ли, что человеку нельзя навязать ни веру, ни счастье. Но старчество - не официальная иерархическая степень в Церк-ви, не административное начальство или духовничество. Духовникомможет быть только рукоположенный священнослужитель, а старцем -только обладающий исключительным даром от Господа руководить ду- - 6 -шой тех, кто добровольно, доверчиво к ним обращается.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.